Конкурсная программа
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Архипова  Наталья  Николаевна

Данный  материал  может  быть  использован  при  организации  мероприятий,  посвященных  Дню  славянской  письменности,  и  проведении  предметных  недель  по  рнусскому  языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_programma.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Конкурсная  программа

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

                                   (Иван  Бунин.)

                                               Конкурс  I. Разминка.

     Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущий  зачитывает начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

                                          Конкурс  II. «Фонетический»

1.  Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

2.  В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

Ведущий раздает карточки с заданием.

(Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Команде  необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)

Ответ: слушать.

                                            Конкурс  III. «Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле.

.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:  Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1  Команда:

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

 2   Команда:                                                                                                                            

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

3  Команда:  

Идет юноша из светлицы и хвост под  домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)                                                                                                                                                               Конкурс  IV. «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

 На доске слова: 1-ой команде – КОМ, 2-ой команде – СОМ,   3-ей команде – лом. 

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником.

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

                                      Конкурс  V.  «Пятёрочка».

Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов  (имён  существительных  в  ед.ч.), начинающихся с буквы, входящей в это слово.  Например:

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

I – Лето

II – Поле

III – Река

                                            Конкурс  VI.   «Словообразовательный»

1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка.

(Исходное слово: «говор»)

2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.

(Победитель тот, у кого больше слов.)
3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в.

                                           Конкурс  VII.  «Синтаксический»

1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Мой сын (–) летчик.

3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.

4. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

5. Пословица (–) народная мудрость.

6. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.

2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.     Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

 Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

·        Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

                            Ответ: У рыб есть зубы.

·        Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

                                 Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

·        В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

                      Ответ: Суббота

·        Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

                           Ответ: Именительный падеж

       Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

                                          Конкурс  VIII. «Взвесь слово»
С.Ф.Иванова в своей книге «Говори!» писала: «Чтобы не попасть впросак, необходимо взвешивать каждое слово на весах ума сердца и разума».
Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и назвать слово.    (За  каждый  правильный  ответ – 2  балла)

Команды  по  очереди  берут  билеты  и  отвечают:
• Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи) – лебезить
• Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – Арктика, от греч. арктос – медведь
• переведите на русский со словенского словосочетание «mlado leto» - весна
• Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – икебана
• Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – земляника
• Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» - копилка

                                         Конкурс-блиц   «Гонка  за  лидером».

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском     языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» - свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

21.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

 

Подведение  итогов  игры.