урок русского языка в 6 классе по теме"Окончания прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок -  второй по теме "Склонение имён прилагательных женского рода". Форма работы - деловое письмо. На уроке учащиеся знакомятся с понятием "открытого письма", определют его части, составляют текст открытого письма с помощью данных и составленных словосочетаний. Данный вид работы обычно используется на обобщающих уроках, т.к. предполагает применение полученных по теме знаний в изменённой ситуации. На представленном уроке в процессе выполнения заданий разного уровня сложности, обучающиеся отрабатывают умение определять падеж прилагательных женского рода и проверять их падежные окончания. Работа по составлению текста открытого письма способствует формированию коммуникативной и социальной компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.

Форма урока: деловое письмо: составление текста открытого письма.

Тип урока:  урок изучения и первичного усвоения новых знаний.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися блока новой учебной информации..

Цели урока:

  1. образовательные: 
  • создать условия для первичного усвоения учащимися знаний о единообразном написании окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах;
  • способствовать формированию предметной компетентности через отработку умения определять падеж прилагательных и проверять их безударные окончания;
  1. коррекционно-развивающие 
  • способствовать формированию коммуникативной компетентности через  составление высказываний с помощью опорных схем,  комментированное письмо,  работу с в группах и в парах;
  • способствовать формированию информационно-коммуникационной  компетентности через использование средств мультимедиа;
  • способствовать формированию социальной компетентности  в процессе работы над открытым письмом;
  • корригировать пространственную ориентировку через работу с разрезным правилом, составление словосочетаний, работу с деформированным планом, моделирование;
  • способствовать формированию целостной картины мира через реализацию  метапредметного подхода;
  1. воспитательные

способствовать воспитанию позитивного отношения учащихся к урокам русского языка, бережного отношения к родной природе.

Оборудование:  мультимедийный проектор,  презентация, рабочие листы с текстом открытого письма для каждого ученика, карточки для групповой работы, разрезное правило, карточки  со словами для составления словосочетаний на доске, цветные карточки со словосочетаниями  для моделирования в паре

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Целеполагание.
  3. Первичное усвоение материала
  4. Осознание и осмысление учебной информации
  5. Первичное закрепление УМ
  6. Итог урока
  7. Рефлексия
  8. Информация о домашнем задании.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

       1) Приветствие учителя пожелания на урок.         

       2) Оформление работы в тетрадях.

- Запишите число и название работы.

       3)  Настрой на работу.

- Прежде  чем мы начнём работать, поставьте на полях отметку, которую вы бы хотели получить на уроке.

Ученики садятся

Отметка в тетради

  1. Актуализация знаний.

- Какую большую тему изучаем? (имя прилагательное)

       1) Работа с правилом «Лови ошибку»

- Вспомним, что такое имя прилагательное? Прочитайте правило на доске, найдите в нём ошибку

       2) Работа по слайду

- Прочитайте  слова, я утверждаю, что всё это прилагательные. Согласны ли вы с моим мнением?  Почему?

- Ещё раз обратимся к правилу

- Назовите прилагательные, обозначающие: цвет, размер, другие признаки предметов.

-  Какие прилагательные начали изучать?

- Выпишите прилагательные женского рода. Выделите окончания, подпишите род

- Какие прилагательные вы выписали? (проверка по слайду)

-    Как узнали, что они ж.р.?

     3) Целеполагание

-  Сегодня на уроке мы продолжим изучение имён прилаг-х женского рода и познакомимся с новым правилом.

  1. Первичное усвоение материала.

   1)  Работа с  понятием. Мотивация.

- Подумайте, о какое существительное можно подобрать  к прилагательным  «бескрайняя, зелёная, богатая»? (природа)

- Понять о чём пойдёт речь на уроке нам поможет открытое письмо, которое пришло в одну из детских газет.

- Как вы понимаете выражение «открытое письмо»?

- Сделаем вывод (по слайду)

- Текст открытого письма дан на ваших рабочих листах. Посмотрите , что нужно  сделать, чтобы прочитать  его?

 (нужно  вставить пропущенные окончания прилагательных)

- А для этого мы должны познакомиться  с новым правилом.

 - Просклонять словосочетание:  таёжная река

 - А вам предстоит работа в группах

  2)  Практическое наблюдение

- Прочитайте словосочетания. Поставьте к прилагательным вопрос. Определите  род и  падеж прилагательных, выделите в них окончания

 На карточках словосочетания:  Богатая подземная кладовая

Бескрайняя зелёная тайга

Таёжная река

(в Р., Д., Т., П.падежах)

3) Работа  с правилом

- Сделайте вывод о том, на какой вопрос отвечают и какие окончания  имеют прилагательные женского рода в Р., Д, Т.,П. падежах

- Получается, что в Р.,Д., Т., П. падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания и отвечают на одинаковый вопрос. Как же будем различать падеж?

- Как проверить окончания?

4) физкультминутка для глаз : «Назови цвет слов»

  1. Осознание и осмысление учебной информации

1) Комментированное письмо

- На рабочих листах прочитайте текст открытого письма про себя, найдите словосочетания прил.+сущ., определите падеж прилагательных, вставьте в них пропущенные окончания.

 Я живу в Сибири. Мой город стоит на берегу  широкой реки Енисей

      Летом  с друзьями я люблю ходить в поход. Как хорошо в летней тайге!  Вдоль лесной тропинки зелёной стеной стоят сосны и кедры.  В таёжной глуши много ягод и грибов. По дремучей чаще бродят звери.

    И вдруг  посреди  любимой полянки видишь мусор, кем-то оставленный     после пикника

      Почему люди не хотят бережно относиться к  родной природе?

                                                                 

- Прочитайте текст открытого письма вслух.

 2) Беседа

- А что вы знаете о природе и богатствах Сибири?

=

- Сибирь действительно называют  богатой и запасливой хозяйкой. Из её подземной кладовой добывают уголь, золото, алмазы, нефть. В бескрайней тайге водится множество разнообразных животных, а над холодной тундрой северной Сибири горит полярное сияние.

- Подробнее о Сибири вы узнаете на уроках географии.

- А теперь посмотрите  на снимки, которые сделаны в разных местах Кировской области

- Скажите, можно ли  и нашу природу назвать  бескрайней, зелёной, богатой. Почему?

- Прочитайте ещё раз вопрос, который задаёт автор письма.

- Как относятся к природе  жители нашего края?

- От чего больше всего страдают наши леса?

- Чем вы можете помочь родной природе ?

- Вы тоже можете написать открытое письмо в защиту природы

- Сегодня мы будем учиться писать такое письмо. Но для этого нам нужно составить словосочетания

 

  1. V. Первичное закрепление УМ

1) Работа со словосочетаниями на доске

- Прочитайте записанные на доске прилагательные

- Подберите к ним подходящие по смыслу существительные на карточках

сорока ( Р.п.)

сосна (Р.п.)

белка  (Р.п.)

вырубка  (Р.п.)

осень  (Т.п.)

клюква  (Т.п.)

тропинка  (Д.п.)

местность  (П.п. (в))

 область  (П.п. (в))

болотистая

ранняя

узкая

Кировская

рыжая

губительная

целебная

болтливая

высокая

- Запишите получившиеся словосочетания, поставив каждое из них  в  падеж, соответствующий цвету

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте  работу по слайду

- Какие окончания у всех прилагательных?

- Эти словосочетания  мы будем использовать для написания письма.

2) Работа с планом

- Для написания текста письма нам нужен план. Прочитайте план на слайде.

- Что вы заметили? ( части нужно поменять местами)

 Подпись                (5)

Сведения о себе    (2)

 Обращение          (1)

Вопрос, просьба   (4)

Сообщение           (3)

- Какая часть отсутствует в открытом письме на рабочих листах (нет обращения).

 - Выберите подходящее обращение из рамки на рабочем листе:

 Дорогие ребята!

Друзья!

Ребята!

Уважаемые читатели!

Юные читатели!

- Какое обращение подойдёт для нашего  открытого письма в газету?

3) Моделирование.

- На цветных листах у вас на партах  написаны словосочетания для 2,3,4 частей письма. Прочитайте их и расставьте части в соответствии с планом:

      Мы живём …, посёлок расположен  в ...

      … ходим на болото за…, любим бывать в…,

      Когда идёшь  по…, можно услышать . стрекотание…, увидеть в     ветвях…, хвост …,

Мы хотим, чтобы,   жители  края, уберегли  лес от…, сохранили  красоту и богатство …

- В каком порядке должны стоять части?

- Составьте текст письма, вставляя вместо точек словосочетания, записанные в тетради.

- С чего начнём писать?

- Запишите получившийся текст на рабочем листе, начиная каждую часть с красной строки

- Как подпишем письмо?

  1. VI. Итог урока

- Прочитайте, какое письмо у вас получилось.

- Обращаясь к людям с просьбой беречь природу, нужно и самим соблюдать элементарные правила поведения в лесу, на реке.

   VII. Рефлексия

 -  Чему учились на уроке?

 - Как вы оцените свою работу на уроке? (поставьте себе отметку)

- У кого отметка совпала, у кого выше?

- Продолжить фразу : Я могу гордиться собой, потому что..…

- За активную работу на уроке я тоже хочу поставить отметки … .

  1. VIII. Домашнее задание

№ 302

1 ученик у  магн. доски

 

отвечают по одному с места

проверка

ответы

записывают в тетрадях

1 у слайда

ответы детей

ответы

1 читает

ответы

1 у доски

работа в группах по карточкам

по одному у доски

ответы учащихся

читают про себя, называют

словосоч., окончания и падеж прил.

1 ученик по слайду

ответы

слайды

слайды

ответы

1 вслух

ответы

цель

учащиеся по 1 выходят к доске

запись в тетрадях

взаимо

проверка по слайду

восстанав

ливают по 1 на слайде

называют

работа в парах  

на партах

опора на слайд

устно, коллектив.

самост. р.

чтение 1 работы

ответы

ставят отметку

оценки

Рабочий лист

Тема:  Открытое письмо.

Если ты хочешь поделиться мыслями и чувствами со своими сверстниками или спросить совета через газету или журнал, то тогда твоё письмо будет считаться открытым, то есть письмом для всех.

Задание 1 

Прочитай открытое письмо в газету «Я расту».

Выбери из рамки подходящее обращение.

Определи основные части письма.

Дорогие ребята!

Друзья!

Ребята!

Уважаемые читатели!

Юные читатели!

                                                                         

    Я живу в Сибири. Мой город стоит на берегу  широк..    реки Енисей.

   Летом с друзьями я люблю ходить в поход. Как хорошо в летн..   тайге! Вдоль лесн..    тропинки зелён..    стеной стоят сосны и кедры.  В таёжн..   глуши много ягод и грибов. По дремуч..   чаще бродят звери.

   И вдруг посреди любим..    полянки видишь мусор, кем-то оставленный   после пикника.

     Почему люди не умеют бережно относиться к  родн..     природе?

                                             Ученик 6 класса Саша П.

Задание 2

Напиши небольшое открытое письмо в газету. Расскажи в нём о природе своего родного края. Используй обращение из рамки.

                                                                      !

Примерный текст письма:

 Мы живём в Кировской области. Наш посёлок расположен в болотистой местности.

Ранней осенью  мы ходим на болото за целебной клюквой. Ещё мы любим бывать в лесу.  Когда идёшь по лесной тропинке, можно услышать  стрекотание болтливой сороки, увидеть в ветвях высокой сосны хвост рыжей белки.

 Мы хотим, чтобы жители нашего края уберегли леса от губительной вырубки, сохранили красоту и богатство родной природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс Основа и окончание

Урок разработан как урок-игра, урок- аукцион. Учащиеся работают в группах, много разнообразныз интересных заданий. Учащиеся при помощи своих знаний приобретают разные товары Антонимы, синонимы, основа...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...