Урок русского языка в 10 классе. "Морфология. Имя существительное." Часть 2
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (10 класс) на тему

Урок повторения на этапе подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_chast_2.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одушевленные имена существительные служат наименованиями живых существ и отвечают на вопрос кто? : тигр, воробей, ученик. Неодушевленные имена существительные служат наименованиями неживых предметов и отвечают на вопрос что? : книга, дом, пейзаж.

Слайд 2

Вычеркните номера грамматически неодушевленных имен существительных. 1) русалка; 2) леший; 3) ладья (шахматная); 4) слон; 5) страж; 6) мертвец; 7) тополь; 8) тип (человека); 9) нарцисс; 10) книга; 11) слушатель; 12) кошка; 13) стол; 14) существо; 15) сокровище; 16) чудище; 17) человечище; 18) коровища; 19) ножища; 20) волчище; 21) дружище; 22) осина. Для выполнения этого задания ты можешь повторить теорию Далее

Слайд 3

Внимание! Обычно об одушевленности - неодушевленности мы говорим при характеристике имен существительных мужского женского рода. При этом часто наши представления о живом и неживом не совпадают с грамматической категорией. Из имен существительных среднего рода одушевлены чудовище, страшилище и перешедшие из имен прилагательных и причастий животное, насекомое, млекопитающее , а также дитя , существо, лицо (в значении человек ). Одушевленными с точки зрения грамматики являются следующие слова, обозначающие неживые предметы: мертвец, покойник, Бог, дьявол, кукла, ферзь . Названия же растений ( цветок, дерево ) и слово труп относят неодушевленным именам существительным. К заданию

Слайд 4

Род имен существительных город человек улица кошка искусство животное Муж. р. Жен.р. Средн.р . Общий р. Существительные, обозначающие лиц женского и мужского пола сирота плакса Валя Женя

Слайд 5

Определите род существительных, составьте с ними словосочетания, в подчеркнутых словах поставьте ударение. Автомобиль- амфибия , алиби , антресоль , атташе , балет-фантазия, бандероль, вечер-встреча, вуаль, галстук-бабочка, Гоби , Дели, диагональ, диван-кровать, жалюзи , жюри, иваси , импресарио , какаду , квартира-музей, конферансь е , кофе, кресло-качалка, леди, мадам, мозоль, моль, НЛО, Онтарио, павильон-выставка, пенальти, пенсне, платье-костюм, пони, портье , рантье , ранчо, регби, рефери , рояль, сажень , Токио, тюль, толь, ФБР, шампунь, шасси , шоу. Для выполнения этого задания обрати внимание

Слайд 6

Обратите внимание на род следующих существительных! женская босоножка кожаный мокасин футбольная бутса прозрачный гипюр удобная кроссовка плотный занавес спортивная гетра стальной рельс домашняя тапка прозрачный тюль лакированная туфля новый шампунь любимая мозоль вкусная фасоль темная вуаль тяжелая гантель белая простыня моя фамилия Далее

Слайд 7

Внимание! Проверь себя! Автомобиль-амф и бия (м.р.), а либи (ср.р.), антрес о ль (ж.р.), атташ е (м.р.), балет-фантазия (м.р.), бандероль (ж.р.), вечер-встреча (м.р.), вуаль (ж.р.), галстук-бабочка (м.р.), Г о би (пустыня – ж.р. ), Дели (город – м.р .), диагональ (ж.р.), диван-кровать (м.р.), жалюз и (ср.р., мн.ч.), жюри (ср.р.), ивас и ( ж.р. – рыба), импрес а рио (м.р.), какад у (м.р.), квартира-музей (ж.р.), конферансь е (м.р.), кофе (м.р.), кресло-качалка (ср.р.), леди (ж.р.), мадам (ж.р.), мозоль (ж.р.), моль (ж.р.), НЛО (м.р.), Онтарио (озеро – ср.р. ), павильон-выставка (м.р.), пенальти (м.р.), пенсне (ср.р.), платье-костюм (м.р.), пони (м.р.), порть е (м.р.), ранть е (м.р.), ранчо (ср.р.), регби (ср.р.), р е фери (м.р.), рояль (м.р.), с а жень (ж.р.), Токио (город – м.р. ), тюль (м.р.), толь (м.р.), ФБР (бюро – ср.р. ), шампунь (м.р.), шасс и (ср.р.), шоу (ср.р.).

Слайд 8

Род сложных существительных Сложносокращенные слова, составленные из начальных звуков или букв Род определяется по роду опорного слова МГУ- муж. р., так как опорное слово- университет Род сложносоставных слов определяется так: По слову, которое выражает более широкое понятие красивая бабочка-адмирал проехала машина-фургон Если понятия равноценны, род определяется по первому слову новое кафе-ресторан Если первое слово потеряло склоняемость, род определяется по второму слову Удобная плащ-палатка – в удобной плащ-палатке В интересной «Роман-газете »

Слайд 9

Род несклоняемых имен существительных Сущ. иноязычные, обозначающие Неодуш. предметы Ср. род шоссе такси исключения: кофе (м. р.) авеню (ж.р.) салями (ж.р.) Одушевл. предметы Муж. род серый какаду маленький пони исключения: иваси (ж.р.) цеце (ж.р.) Сущ., называющие лиц Род зависит от реального пола обозначаемого лица английский денди настоящая леди Сущ., называющие лиц по профессии Муж. род военный атташе опытный конферансье Но: могут называть и лиц жен. пола. Это наблюдается и среди склоняемых сущ.: молодой врач Иванова Сущ., обозначающие географ. наименования. Род определяется родом тех нариц. сущ., которыми эти названия могут быть заменены Сухуми-город (м.р.) Река Миссисипи (ж.р.)

Слайд 10

Число имен существительных Существительные изменяются по числам: край – края, число - числа. Некоторые сущест в ительные употребляются только в единственном или только во множественном числе. Существительные, имеющие только форму единственного числа : 1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, ельник. 2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, мед, рожь, сталь. 3. Названия качества или признака: злоба, ловкость, белизна. 4. Названия действия или состояния: косьба, беготня, волнение. 5. Некоторые собственные имена: Москва, Волга. Существительные, имеющие только форму множественного числа : 1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, часы. 2. Названия материалов: белила, духи, сливки, опилки. 3. Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, жмурки. 4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, сумерки. 5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили.

Слайд 11

Именительный падеж, множественное число -ы/ -и -а / -я Как правило, двусложные слова с ударением на 1-й слог Катер - катера Двусложные и трехсложные слова на –л / -ль, -р / -рь с ударением на 1-й слог кивера кителя Сущ. среднего рода, 2-ого склонения кольца зеркала Слова на -тор Лекторы Комментаторы Но: директора Доктора профессора Иноязычные слова на –ёр / -ер с ударением на последний слог офицер – офицеры шофер - шоферы Большинство односложных сущ. муж. р. торты флоты шумы Если ударение в нач. форме падает на 2-й слог Арбуз – арбузы Распространено в многосложных словах аптекари договоры

Слайд 12

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного или винительного падежа множественного числа. 1. ( Инженер ) нужны повсюду. 2. Пограничники проверили наши ( паспорт ). 3. ( Орден ) были вручены бойцам. 4. Нам выдали ( пропуск ) на завод. 5. ( Штурман ) были вызваны в штаб флота. 6. ( Фермер ) получили в аренду заброшенные (хутор). 7. ( Диспетчер ) аэропорта начали работу. 8. ( Директор ) заводов и ( председатель ) кооперативов были вызваны в городскую администрацию. 9. На горных дорогах могут работать только опытные ( шофёр ). 10. Заводу требуются ( бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож). инженеры паспорта ордена пропуска штурманы хутора диспетчеры директора председатели шофёры бухгалтеры, токари, столяры, маляры, сторожа

Слайд 13

Родительный падеж, множественное число Сущ. 1-ого скл. с ударением на последнем слоге в начальной форме свеча – пять свечей статья – нет статей Сущ. 2-ого скл. С основой на мягкую согласную или шипящую -ей -ов Сущ., обозначающие названия фруктов, овощей нет помидоров, апельсинов Сущ. 2-ого скл. с основой на твёрдую согласную и й нет шофёров, бойцов, гениев Сущ., обозначающие денежные единицы пять долларов, динаров жителей полей падежей

Слайд 14

Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа Обычно имеют сущ. 1-ого скл. с ударением на основе в начальной форме туфля – пара туфель. яблоня – нет яблонь но: доля – пять долей, кегля – пять кеглей, пригоршня – пять пригоршней и пригоршен Названия парных предметов пара ботинок, сапог, чулок Названия национальностей на –н, -р нет цыган, румын, осетин Наименования военнослужащих нет солдат, партизан но: нет сапёров, минёров Сущ., употребляющиеся только во множественном числе нет макарон, денег, опилок, чернил но: нет джинсов, обоев, бронхов Сущ. жен. и ср. рода на –ья / -ье в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание. –ий в этой форме входит в основу! нет взгорий, гнездовий, копий, кушаний

Слайд 15

Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму родительного падежа множественного числа . Купить килограмм (абрикос, ананас, апельсин) ; группа (армянин) ; сочинитель многих (басня) ; семь (башня) ; пара (бутсы) ; пачка (вафля) ; нет больших (гнездовье) птиц; сто (грамм) ; пять (графин) ; много (дело) ; несколько (доля) ; кубометр (доска) ; несколько (зеркало, зеркальце) ; несколько (клешня) ; нет (колготки) ; пять (копьё) ; пять (кочерга) ; много (кудри) ; много вкусных (кушанья) ; много свободных (место) ; много (оладья) ; несколько чистых (полотенце) ; отряд (сапёр, минёр, партизан) ; нет (ухо) . Для выполнения этого задания ты можешь повторить теорию Проверь себя

Слайд 16

Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа Обычно имеют сущ. 1-ого скл. с ударением на основе в начальной форме туфля – пара туфель. яблоня – нет яблонь но: доля – пять долей, кегля – пять кеглей, пригоршня – пять пригоршней и пригоршен Названия парных предметов пара ботинок, сапог, чулок Названия национальностей на –н, -р нет цыган, румын, осетин Наименования военнослужащих нет солдат, партизан но: нет сапёров, минёров Сущ., употребляющиеся только во множественном числе нет макарон, денег, опилок, чернил но: нет джинсов, обоев, бронхов Сущ. жен. и ср. рода на –ья / -ье в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание. –ий в этой форме входит в основу! нет взгорий, гнездовий, копий, кушаний Проверь себя

Слайд 17

Проверь себя! Купить килограмм абрикосов, ананасов, апельсинов ; группа армян ; сочинитель многих басен ; семь башен ; пара бутс ; пачка вафель ; нет больших гнездовий птиц; сто граммов ; пять графинов ; много дел ; несколько долей ; кубометр досок ; несколько зеркал, зеркалец ; несколько клешней ; нет колготок ; пять копий ; пять кочерёг ; много кудрей ; много вкусных кушаний ; много свободных мест ; много оладий ; несколько чистых полотенец ; отряд сапёров, минёров, партизан) нет ушей .

Слайд 18

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. 1) кончилось чернило; 2) богатые недра земли; 3) нет комментариев; 4) разведчик у партизанов; 5) пара валенков; 6) пара туфлей; 7) несколько полотенцев . чернила партизан валенок туфель полотенец

Слайд 19

Падежи имён существительных В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам. Именительный – кто? что? Родительный – кого? чего? Дательный – кому? чему? Винительный – кого? что? Творительный – кем? чем? Предложный – о ком? о чём? Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Слайд 20

Изменение слов по падежам называется склонением. Существует три склонения существительных. Склонения земля папа стол окно поле дочь 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. Ж., м. р. -а, -я М. р. Ср. р. -о, -е Ж. р.

Слайд 21

Несклоняемые существительные не изменяются по падежам, числам: кофе, алоэ, пони. Не склоняются Русские фамилии на –ово, -аго Дурново, Живаго На –ых, -их Седых, Долгих Украинские фамилии на –ко Шевченко, Костенко Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную романы Золя Русские и иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласную, склоняются, если обозначают лиц мужского пола, и не склоняются, если обозначают лиц женского пола Татьяна Жук – нет Татьяны Жук, нет Ивана Жука

Слайд 22

Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме. Глаголы поставьте в прошедшем времени. Комнату на две части (разделять) занавес из плотной ткани. В первой половине (стоять) (чёрный) рояль, рядом (покачиваться) кресло-качалка. На ковре (валяться) игрушка-автомобиль. Во второй половине у стены (разместиться) диван-кровать, (покрытый) пледом. Напротив, у окна, приютился столик, на котором лежала стопка (старый) «Роман - газеты». К обложке первой книжки прикреплён листок с надписью: «Передать Ирине (Хомич) или Ивану (Черных) ». На стуле небрежно (брошен) платье-халат, а на спинке (старый) кресла-кровати аккуратно (разложен) платье-костюм. В открытое окно влетал ветерок, покачивая шторы из (тонкий) тюля. Всё говорило о том, что (хозяин) только что покинули комнату. Для выполнения этого задания ты можешь повторить теорию Проверь себя

Слайд 23

Несклоняемые существительные не изменяются по падежам, числам: кофе, алоэ, пони. Не склоняются Русские фамилии на –ово, -аго Дурново, Живаго На –ых, -их Седых, Долгих Украинские фамилии на –ко Шевченко, Костенко Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную романы Золя Русские и иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласную, склоняются, если обозначают лиц мужского пола, и не склоняются, если обозначают лиц женского пола Татьяна Жук – нет Татьяны Жук, нет Ивана Жука Проверь себя

Слайд 24

Проверь себя Комнату на две части разделял занавес из плотной ткани. В первой половине стоял чёрный рояль, рядом покачивалось кресло-качалка. На ковре валялась игрушка-автомобиль. Во второй половине у стены разместился диван-кровать, покрытый пледом. Напротив, у окна, приютился столик, на котором лежала стопка старой «Роман - газеты». К обложке первой книжки прикреплён листок с надписью: «Передать Ирине Хомич или Ивану Черных ». На стуле небрежно брошено платье-халат, а на спинке старого кресла-кровати аккуратно разложено платье-костюм. В открытое окно влетал ветерок, покачивая шторы из тонкого тюля. Всё говорило о том, что хозяева только что покинули комнату. Далее

Слайд 25

Разносклоняемые существительные – десять существительных среднего рода на –мя : бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя – и существительное мужского рода путь . В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания –и , как существительные 3-го склонения, в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения –ем : к знамени, о времени, знаменем, временем. Нельзя забывать о субстантивированных (перешедших в имена существительные) именах прилагательных и причастиях. Они склоняются как имена прилагательные; характеризуя их, мы обязательно отмечаем эту их особенность.

Слайд 26

Цифрами укажите имена существительные: 1 – 1-го склонения 2 – 2-го склонения 3 – 3-го склонения 4 – разносклоняемые 5 - несклоняемые Вчера во время дружеского обеда …, устроенного по случаю … отъезда … Тургенева … в Россию …, разговор … зашёл о любви …, об изображении … любви в литературе … Вчера Тургенев пригласил Золя …, Доде … и меня на прощальный обед … перед отъездом … в Россию … . Его тянет вернуться на родину … труднообъяснимое чувство … потерянности … - чувство, уже испытанное им в ранней юности … , когда он плыл по Балтийскому морю… на пароходе… , со всех сторон… окутанном пеленой … тумана… . И единственной его спутницей … на этом пути … была обезьянка … , прикованная цепью … к палубе … . Э. Ж. де Гонкур 2 1 3 4 5 2 2 2 2 1 2 5 2 2 1 1 2 3 3 2 2 1 1 1 1 1 2 3

Слайд 27

В тексте вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог… переб…рались через сух… болота где нога т…нула по колено в к…ричневых мхах. Жара густо наста..валась в хво… . На сухой полян… из-под ног посыпались кузнеч…ки - непоседы. Устало никла трава пахло горяч… соснов… корой и земл…никой. В неб… над верхушками сосен (не)подвижно в..сели ястребы. Жара измуч…ла нас. Лес был нак…лён к…залось что он тихо тле…т от солнечн… зноя. Даже как(будто) попах…вало гарью. Мы (не)курили. Мы боялись что от первой(же) спичк… лес вспыхн…т и затрещит как сухой можжевельник. Мы о…дыхали в густой чащ… осин и берёз проб…рались через зар…сли на сырые места и дышали грибным зап…хом травы и корней. На привал… мы долго лежали и слуш…ли как шумят океанск…м пр…боем в…ршины сосен высоко над головой дул медле…ый ветер. Он был должно быть горяч(?). Только на закат… мы вышли на берег озера . Бе…молвная ноч(?) осторожно надв…галась на леса глухой с…невой . Едва заметно буд(то) капли серебр…ной воды бл…стели в вышине первые звёзды. Утки с т…жёлым свистом летели на н…члег . Озеро замкнут… поясом (не)проходим… зар…слей поблёск…вало (в)низу. По ч…рной воде ра…сплывались широк… круги играла на закат… рыба. Ноч(?) нач…налась над лесным краем долг… сум…рки густели в чащ… и только к…стёр трещал и ра…г…рался нарушая лесную тишину .

Слайд 28

Выполните задания по тексту 1.В тексте найдите существительные: а) одушевлённые; б) общего рода. 2.Найдите существительные, имеющие форму только: а) единственного числа; б) множественного числа. 3.Определите склонение существительных в третьем абзаце текста. 4.Определите падеж подчеркнутых существительных. 5.Определите способ образования слов, выделенных курсивом. 6.Во втором абзаце найдите слова, в которых а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков; в) только мягкие согласные; д) только твёрдые согласные; е) только глухие согласные. 7.Слова из первого предложения второго абзаца расположите по алфавиту.

Слайд 29

Домашнее задание § 21, Упражнение 144, повторить «имя прилагательное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

конспект урока русского языка в 7 классе «Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»

конспект  урока  по русскому языку  в 7 классе повторение в начале года, интересные занимательные упражнения...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Морфология и орфография"

В данной презентации содержится материал для повторение учащимися 7 класса темы "Морфология и орфография"...

урок русского языка 6 класс «Имя существительное - часть речи удивительная»

Урок-повторение на тему «Имя существительное - часть речи удивительная»...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»

Урок биологии «Морфология листа» проводился в 7 классе в ходе программного изучения раздела  «Строение и жизнедеятельность семенных растений. Лист.»Данный урок позволил пр...