урок русского языка 6 класс «Имя существительное - часть речи удивительная»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Урок-повторение на тему «Имя существительное - часть речи удивительная»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_szd_6kl.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя существительное - часть речи удивительная»

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
  • совершенствовать навыки морфологического разбора;
  • повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование презентации.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная, творческая, игра.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.           

 Ход урока

Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности.

1.Беседа с классом. Лингвистическая разминка.

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое показано на презентации.

Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка»

(Синтаксическая, фонетическая, пунктуационная разминка)

- Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?

Каков смысл высказывания? Как вы понимаете?  (Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная (при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.

Объявление темы и целей урока.

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное».

Что мы сегодня будем делать?

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим то, что изучили ранее.

Блиц-опрос. Давайте вспомним что мы знаем об имени существительном? Теория

1. Беседа с учащимися

- Что такое имя существительное? Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?

- К какому роду относятся имена существительные? Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду;

- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы? являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.

- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы? 

- Какие имена существительные называются собственными? К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.

- Какие имена существительные называются нарицательными? В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов.

- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?

- Каким членом предложения может быть?

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

IV. Творческая практическая деятельность.

Определение роли существительных в речи.

Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.

Назовем имена существительные в стихотворении.

(дети называют по цепочке) 

(Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?

- Слов какой части речи больше всего использует поэт?

- Сколько существительных в этом стихотворении? В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

 

Для чего они необходимы в данном стихотворении?

(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы представим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека). 

Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.

- Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили?

– Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо

Что вы узнали, повторили???

Учитель читает словарный диктант: (взаимопроверка)

                    Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, ёлка, аллея, ветка, ель,  ветвь.

1 скл                                                 2 скл.                                                  3 скл.

М.р. и ж.р. на –а, -я                   м.р. с нул. оконч, ср. р. на –о, -е.           ж.р., оканч. на ь      

Брошюра                                          тополь                                                 рожь

Ёлка                                                  цыган                                                   местность

Аллея                                                луч                                                       смелость  

Ветка                                                шалаш                                                  ель

                                                          Циркуль                                               ветвь          

Работа с сигнальными карточками.                                                           

Учитель читает словосочетания, а уч-ся поднимают ту букву, какая должна писаться в окончании слова: Е или И.

Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, просить о помощи, идти к дороге, писать в тетради, петь от радости, участвовать в соревновании, рассказ о путешествии.

 Самостоятельная работа

 - Ребята, мы с вами повторили все морфологические признаки имён существительных. Теперь для закрепления этих знаний произведите морфологический разбор имён существительных  из текста. 1 ряд – (освещал) кроны, 2 ряд –(над) рекой.

 Мягким сиянием месяц освещал кроны* больших деревьев. Испарения над рекой* сгустились. Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер. Голубой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари.

Устная проверка:

Кроны – сущ., н.ф. – крона, неодуш., нариц., 1 скл.,  ж. р., мн. ч., В.п.. доп..

(над) рекой – сущ., н. ф. – река,. неодуш., нариц.. 1 скл., ж.р., ед.ч., Т.п., доп..

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

Какие признаки имени существительного мы повторили?

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение)

- Какие задания вызвали затруднения?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?

Домашнее задание: сделать 3 вариант ВПР.

Карточки работы ВПР (дополнительное задание)

1. Летчик* ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом.

Лётчик — сущ., обозначает предмет, (кто?) лётчик;

1. Нач. форма: лётчик,;

2. Пост. признаки: нариц., одуш., мужск. род, 2 скл.;

3. Непост. признаки: ед. число, именит. падеж;

4. Лётчик

2. Постепенно он набирает  высоту и снова зависает*.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...

Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.

Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....