Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!»
    презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс) на тему

    Лемешко Алла Викторовна

    Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку  в 7–8 классах «О, счастливчик!» с презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

          Пояснительная записка

    Автор: Лемешко Алла Викторовна – учитель русского языка и литературы МБОУ Россошанской СОШ Кашарского района Ростовской области.

           Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку  в 7–8 классах «О, счастливчик!»

    Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся.

    Задачи:

    - способствовать формированию у школьников элементарных понятий о законах языка  и истории его развития; ознакомлению обучающихся с богатством выразительных средств языка; углублению знаний, полученных на уроках; обогащать словарный запас обучающихся; знакомить с историей отдельных слов и выражений; вырабатывать навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи; обобщения и сопоставления грамматических явлений;

    - прививать любовь и интерес к языку; активизировать умственную деятельность детей; пробудить у них чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык; выработать привычку обращать внимание на свою собственную речь и речь окружающих; умение наблюдать и анализировать явления языка;

    - воспитывать ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи.

     Оборудование:  красочно оформленный кабинет, высказывания о русском языке и портреты авторов этих высказываний; различные словари (орфографические, толковые, иностранных слов и т.д.); компьютер, проектор, презентация PowerPoint.

    На слайде высказывания известных русских писателей: Перед вами громада  – русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… (Н.В. Гоголь)

    Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн)

    Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н. Толстой)

    Проведение игры

    Слово учителя. Сегодня в нашу жизнь прочно вошли различные игры: телевизионные, компьютерные, интерактивные, спортивные, развлекательные, познавательные, интеллектуальные. Все: и дети, и взрослые – любят  играть. Часто мы играем у экранов телевизоров, ну и, конечно же, у нас в школе. Вот и сегодня вам предстоит принять участие в одной из таких игр.

    Чтец 1.

    А сегодня мы мечтаем

    Знать побольше обо всём,

    Мы в мечты свои играем,

    Мы мечтой своей живём.

    Чтец 2.

    И пусть мальчишки и девчонки,

    Вся озорная детвора,

    Сегодня скажут звонко-звонко:

    «Добро пожаловать, игра!»

    Все хором повторяют последнюю строчку.

    (Далее ребята читают стихотворение узбекского поэта Сабира Абдулла в переводе Вл. Липко «Выучи русский язык»)

    Чтец 3.

    Если ты хочешь судьбу переспорить,

    Если ты ищешь отрады цветник,

    Если нуждаешься в твёрдой опоре –

    Выучи русский язык!

    Чтец 4.

    Он твой наставник великий, могучий,

    Он переводчик, он проводник.

    Если штурмуешь познания кручи –

    Выучи русский язык!

    Чтец 5.

    Горького зоркость, бескрайность Толстого,

    Пушкинской лирики чистый родник.

    Блещут зеркальностью русского слова.

    Выучи русский язык!

    Учитель. Сегодня в нашем зале в интеллектуально-познавательной игре «О, счастливчик!» встречаются сильнейшие представители 7–8 классов – знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в  удивительную, волшебную и чудесную страну русского языка!

    Девиз нашей игры:

    Если штурмуешь познания кручи –

    Выучи русский язык!

    Правила игры

    Наша игра «О, счастливчик!» проводится по типу телевизионной игры. Играем парами, потому что «один ум хорошо, а два – лучше». Каждая пара игроков должна правильно ответить на десять вопросов разной степени сложности. За каждый правильный ответ участники получают  1 балл. Если ребята неправильно отвечают на вопрос, то выбывают из игры. Победителями игры окажется та пара, которая наберёт наибольшее количество баллов, а лучше всего десять, то есть ответит на все поставленные вопросы. Эти счастливчики получат «пятёрки» по русскому языку.

    Кроме того, у игроков есть три подсказки, которыми они могут воспользоваться:  50 × 50, звонок другу, помощь зала.

    Посмотрим, какая же пара игроков разгадает все мудрые языковые загадки. Очень хочется увидеть остроумных, знающих любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

    Право первыми вступить в игру получат те, кто быстрее всех ответит на вопрос.

    Вопросы для отборочного тура:

    1. Стоит дом, кто в него войдёт,

        Тот ум приобретёт.

                                          (школа)

    2. Как называется наука о языке?

                                      (лингвистика)

    3. Какую компанию напишем с буквой о: компанию друзей или предвыборную кампанию.

    4. Как правильно сказать о себе: я ем или я кушаю?

    5. Какую строчку не прочтёт ни один грамотный человек?

                                             (строчку, прошитую на машинке)

    6. Назовите существительное женского рода: тюль, шампунь, кенгуру, мозоль.

    Проведение игры

    Первая пара игроков вступает в игру, стараясь ответить на все десять вопросов, используя подсказки. В случае если игроки дают неправильный ответ, они выбывают из игры. Далее в игру вступает вторая пара игроков и т.д.

    В перерывах реклама (ее заранее готовят ребята и представляют в виде буклетов, листовок, презентаций). Это может быть рассказ о происхождении некоторых слов и выражений (рубль, каникулы, здоровье, целоваться, забота, печаль и т. д.; дело в шляпе, гонять лодыря, показать Кузькину мать, работать спустя рукава, подложить свинью   и т. п.). Театр лингвистических миниатюр готовит сценку «Рецепт».

    Примерные вопросы к игре для обучающихся седьмого класса

    I. 1. Чтобы из капризного, избалованного ребёнка в будущем вырос хороший человек, его нужно держать в рукавицах

    А) в вязаных (желательно бабушкой)

    Б)  в отцовских

    В) в еловых

    Г)  в ежовых

    2. Эта часть речи не относится к служебным

    А) предлог

    Б) междометие

    В) частица

    Г) союз

    3. Не и ни у нас:

    А) враги

    Б) союзы

    В) частицы

    Г) предлоги

    4. В слове лисий -ИЙ – это

    А) окончание

    Б) суффикс

    В) корень

    Г) приставка

    5. Какая пара слов не является словосочетанием?

    А) недалеко от дома

    Б) холодный ветер

    В) в течение недели

    Г) поехал на автобусе

    6. Укажите существительное, в окончании которого пишется буква Е.

    А) думать о Мари…

    Б) побывать в санатори…

    В) записать в тетрад…

    Г) увидел в алле…

    7. Укажите слово, в котором пишется одна буква С.

    А) купаться в бас…ейне

    Б) говорить бас…ом

    В) плавать брас…ом

    Г) купить в кас…е

    8. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

    А) позвонит

    Б) скольких

    В) квартал        

    Г) диспансер

    9. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется раздельно.

    А) (не)исправленная ошибка

    Б) (не)успевший рассказать

    В) (не)приятное впечатление

    Г) (не)чего делать

    10. В этом слове пишется одна буква Н.

    А) путешествен…ик

    Б) морожен…ое

    В) юн…ат

    Г) колон…а

    II. 1. Обманывая, лапшу можно вешать

    А) на вилку

    Б)  на голову

    В) на уши

    Г) на стену

    2. Укажите морфему, в которой заключено основное лексическое значение слова.

    А) приставка

    Б) корень

    В) суффикс

    Г) окончание

    3. Укажите слово, в котором пишется ь.

    А) с…ёмка

    Б) необ…ятный

    В) под…ячий

    Г) об…ехать

    4. В слове музей -ей относится

    А) к окончанию

    Б) к суффиксу

    В) к корню

    Г) к приставке

    5. Какая пара слов не является словосочетанием?

    А) появиться вдали

    Б) интересная книга

    В) пастись на лугу

    Г) мальчик удивился

    6. Укажите слово, в котором пишется буква И.

    А) об…лиск

    Б) ген…альный

    В) ин…й

    Г) д…путат

    7. Укажите слово, в котором пишется одна одна буква Л.

    А) криста…

    Б) а…ея

    В) га…ерея

    Г) высокий ба…

    8. Укажите слово, в котором ударение падает не на первый слог.

    А) грушевый

    Б) сливовый

    В) торты

    Г) договор

    9. Укажите слово, которое употребляется в отличном от других существительных    падеже.

    А) поступил по окончании

    Б) шёл по тропинке

    В) думаю о маме

    Г) катался на лодке

    10. Укажите слово, в котором пишется одна буква Н.

    А) Мальчик рассея…о смотрел по сторонам.

    Б) На уроке она была рассея…а и невнимательна.

    В) По лесу рассея…о много палаток туристов.

    Г) Ярко зеленели всходы озимой пшеницы, сея…ой по полю.

    Инсценировка «Рецепт»

    Врач спрашивает пришедшего к нему на приём  ученика:

    – В каком классе ты учишься, молодой человек?

    – В шестом.

    – А дружно вы живёте в своём классе?

    – Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

    – Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

    – Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

    – Нормально…  В пух и прах хвалит…  Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

    Врач даёт рецепт – учебник грамматики русского языка.

    Примерные вопросы к игре для учащихся восьмого класса

    I.   1. Ученик, просидевший вчера весь день в «Одноклассниках», сегодня на уроке может сесть

    А) на стул

    Б) за учительский стол

    В) в галошу

    Г) в острог

    2. Какая буква русского алфавита названа неправильно?

    А) «ка»

    Б) «ша»

    В) «фэ»

    Г) «эр»

    3. Приклеенный – это

    А) причастие

    Б) деепричастие

    В) прилагательное

    Г) глагол

    4. Укажите слово, строение которого не соответствует схеме:                            .  .

             А) поздний

             Б) радость

             В) булочная

             Г) полностью

    5. Укажите подчинительное словосочетание со связью управление.

    А) красивый почерк

    Б) шёл медленно

    В) ничему не удивлявшийся

    Г) написанное сочинение

    6. Укажите слово, в котором нет корня с чередованием.

    А) прикоснулся

    Б) касание

    В) косогор

    Г) прикосновение

    7. Укажите слово, в котором пишется одна буква Л.

    А) кавал…ерия

    Б) артил…ерия

    В) трол…ейбус

    Г) ил…юминация

    8. Укажите словосочетание, в котором нет речевой ошибки.

    А) возвратился со школы

    Б) удостоен наградой

    В) скучаю по вас

    Г) пойду до бабушки

    9. Укажите прилагательное, в суффиксе которого пишется НН.

    А) сви…ой

    Б) ути…ый

    В) ветре…ый

    Г) безветре…ый

    10. Какой знак препинания был впервые введён Н.М. Карамзиным?

    А) кавычки

    Б) запятая

    В) скобки

    Г) тире

    II. 1.  Если ты очень-очень постарался, все преодолел, не опозорился, достойно проявил себя, то о тебе говорят, что ты не ударил в грязь  

    А) сапогом

    Б) лопатой

    В) лицом

    Г) головой

    2. Укажите, сколько букв в русском алфавите.

    А) 36

    Б) 31

    В) 33

    Г) 25

    3. Укажите, какого звука нет в русском языке.

    А) [о]

    Б) [е]

    В) [и]

    Г) [ы]

    4) Укажите слово, строение которого не соответствует схеме:                                    .

             А) учитель

             Б) соседствовать

             В) молчание

             Г) желание

    5. Укажите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

    А) серый от пыли

    Б) желание нравиться

    В) решить задачу

    Г) чудесный пейзаж

    6. Укажите слово, в котором пишется буква И.

    А) пр…зидент

    Б) пр…вилегия

    В) пр…поднести

    Г) пр…ломить

    7. Укажите  слово, в котором пишется одна буква С.  

    А) пье…а

    Б) профе…ия

    В) ра…ол

    Г) режи…ер

    8. Укажите слово, в котором сочетание согласного с Е произносится твёрдо.

    А) кофе

    Б) академия

    В) шинель

    Г) тире        

    9. Укажите сочетание слов с наречием.

    А) шел (на) встречу  ветру

    Б) (на) встречу с одноклассниками  

    В) (на) встречу официальную

    Г) двигался (на) встречу    

    10. Укажите слово, в суффиксе которого пишется одна буква Н.

    А) медле..ый танец

    Б) ране…ый в плечо

    В) броше…ый мяч

    Г) серебр..ая медаль

    Подведение итогов, награждение победителей

     

    Учитель. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.

    Если штурмуешь познания кручи –

    Выучи русский язык!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по физике игра "Мир физики" для 9 класса

    В разработке есть кроссворды, загадки, ребусы, головоломки...

    Внеклассное мероприятие по химии игра "Юные химики" для учащихся 3 класса

    Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

    Интеллектуально-познавательная программа Люблю березку русскую!

    Внеклассное мероприятие для начальных классов.Цели: Научить видеть необычное в привычном; обогащение словарного запаса; развить познавательный интерес к окружающему миру; воспитать нравственное поведе...

    Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»

    Популяризация русского языка и культуры.               Приобщение любви к русской культуре....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Командная этапная игра «Наука побеждать», посвященная Дню взятия Измаила русской армией под командованием А.В.Суворова

    Российский народ имеет   славные исторические, боевые и созидательные традиции. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Во все века героизм, мужество воинов Росс...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия: Интеллектуально-познавательная игра «Колесо знаний»

    Данная разработка внеклассного мероприятия разработана для студентов 1 курса, осваивающих среднее общее образование в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02....