Рабочая программа по элективному курсу "Сокровища текста"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

Программа элективного курса "Сокровища языка" является авторской,  рассчитана на учащихся 8 класса, представлена в объеме 34 часа и направлена в основном на развитие языковых навыков обучающихся и подготовку к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrovishcha_tekst._8_klass.docx50.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла»

Руководитель МО

________/Марочкина Н. А./

Протокол № ___

от «__»__________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР МОУ «СОШ №1  г. Ртищево»

_____________/Бакиева Г. А./

 «__»____________20____г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №1  г. Ртищево»

_____________/Васильева Г. Г./

Приказ № _____

от «__»__________20___г.

Рабочая программа

Юдаевой Натальи Геннадьевны,

учителя высшей квалификационной категории

по элективному курсу в рамках предпрофильной подготовки учащихся  «Сокровища текста»

для 8 класса

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2015 г.

2015 - 2016  учебный год


Пояснительная записка      

Программа элективного курса "Сокровища языка" является авторской,  рассчитана на учащихся 8 класса, представлена в объеме 34 часа и направлена в основном на развитие языковых навыков обучающихся и подготовку к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Целесообразность, актуальность и новизна курса

Детей подросткового возраста (в эту категорию попадают учащиеся 8 класса) отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повышенная любознательность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах; их источниками могут стать учителя, родители, сверстники, другие люди более старшего возраста. Это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основном включен.
Детей данного возраста отличает 
повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.

Курс "Сокровища языка" создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 8 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.

В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс "Сокровища языка" актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематическая работа по системному анализу языковых единиц языка, как правило, в школе на уроках проводится крайне редко по причине ограничения времени, выделяемого на эту работу, а данные знания востребованы как во взрослой жизни, так и при сдаче итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.

Данный курс призван усилить внимание к проблеме языкового анализа текста, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни.

Цель и задачи курса

Цель: изучить единство содержания художественного текста и способов его языкового выражения.

Задачи:

1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего научить практическому применению художественного стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.

2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции выработать у учащихся свободные навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и языкового воплощения, для чего:

- углубить знания о законах построения текста,

- систематизировать и углубить знания учащихся о синонимии, антонимии, омонимии слов русского языка,

- расширить знания учащихся о фразеологическом обороте,

- углубить уже существующие у учащихся представления об изобразительно-выразительных средствах языка (эпитете, сравнении),

- учить анализировать и использовать в своей речи стилистические фигуры.

 

3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры межличностного общения, для чего:

  • сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
  • прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
  • воспитывать общую речевую культуру.

Характеристика учебного материала, методы и формы обучения

Учебный материал курса "Сокровища языка" направлен на углубление изучения русского языка, позволяет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по анализу текста.

Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности.

Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику построения художественного и публицистического текстов, основные признаки, роль выразительных средств языка в создании художественных и публицистических текстов.

Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • изучение различных видов синонимов, антонимов, омонимов, тропов;
  • анализ особенностей построения словарей синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов;
  • анализ текстов художественного и публицистического стиля;
  • пробное написание собственных вариантов текстов художественного и публицистического стиля;
  • проведение лингвистических экспериментов;
  • работа с тестами по теме курса.

Основная модель построения занятий:

  • лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, работа с тестами, выполнение творческих заданий различных видов.

Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

  • промежуточные - самостоятельные работы; письменный и устный анализ отрывков текстов художественного и публицистического стилей; практические работы; составление своих текстов определённого стиля, работы с тестами в форме ГИА и ЕГЭ;
  • итоговые – анализ текста.

Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:

  • Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
  • Приобретение учащимися навыков составления текстов художественного и публицистического стилей.
  • Совершенствование навыков анализа текста.
  • Приобретение навыков работы с заданиями по лексике, фразеологии, средствам языковой выразительности тестов ЕГЭ и ГИА.

Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 8

Учитель: Юдаева Н. Г.

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю - 1 час.

Плановых контрольных уроков - 1ч.

Планирование составлено на основе авторской программы элективного курса "Сокровища языка"

п/п

урока

Содержание

(тема раздела, урока)

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Вид контроля

Характерис-тика деятельнос-ти учащихся

Использование ИКТ

Школа – ресурсный центр по духовно-нравственн. воспитанию участников образователь-ного процесса (направления: 1)духовно-нравственное, 2)патриотичес-кое, семейное, 4)здоровый образ жизни)

I четверть

Вводный урок. Особенности курса «Сокровища текста».

1 ч

5.09.15

Урок рефлексии

Опрос: "Что я знаю о тексте?» Практическая работа по определению типа и стиля предложенных текстов.

Презен-тация

Нравственное: справедливость

Ознакомле-ние учащихся с целями и задачами курса.

2, 3.

Текст. Секреты текста.

2 ч

12.09.15

19.09.15

Урок рефлексии

Устное высказывание о тексте, о правилах составления текста и о требованиях к нему.

Презен-тация

Патриотичес-кое: учёные России. М. В. Ломоносов

Работа в динамичес-ких парах

4, 5.

Синонимы.

2 ч

26.09.15

3.10.15

Урок рефлексии

Работа со словарём. Преобразование текстовой информации в схему, составление текста.

Презен-тация

Работа со словарём синонимов

6,7.

Антонимы

2 ч

10.10.15

17.10.15

Урок рефлексии

Работа со словарём. Составление блок-схемы.

Презен-тация

Патриотичес-кое: народная мудрость

Работа со словарём антонимов

8, 9, 10.

Омонимы. Виды омонимов.

3 ч

24.10.15

30.10.15

14.11.15

Урок рефлексии

Работа со словарём. Составление таблицы.

Презен-тация

Работа со словарём омонимов

11, 12

Фразеологизмы русского языка.

2 ч

21.11.15

28.11.15

Урок рефлексии

Практическая работа. Работа с фразеологическими словарями.

Презен-тация

Патриотичес-кое: образность народного языка

Работа со словарём фразеологизмов

13, 14.

Употребление фразеологизмов в речи.

2 ч

5.12.15

12.12.15

Урок рефлексии

Работа с тестом. Составление сборника фразеологизмов.

Презен-тация

Патриотичес-кое: образность народного языка

Работа со словарём фразеологизмов

15.

Задания по лексике и фразеологии в текстах ЕГЭ и ГИА. Практическая работа.

1 ч

19.12.15

Урок рефлексии

Работа с тестом.

Презен-тация

Работа с тестами

16, 17

Эпитеты.

2 ч

26.12.15

16.01.16

Урок рефлексии

Анализ текста, практическая работа, раскрашивание текста, лекция, работа в группах по составлению таблиц, схем.

Презен-тация

Духовное: Пасха

Введение понятия «цветовые эпитеты».

18,19.

Звуковой символизм.

2 ч

23.01.16

30.0116

Урок открытия нового знания

Анализ текста, практическая работа, раскрашивание текста. Лингвистичес-кий эксперимент. Написание сочинения-миниатюры.

Презен-тация

Патриотичес-кое: природа России

Знакомство с передачей звуком цвета.

20, 21

Звукопись.

2 ч

6.02.16

13.02.16

Урок открытия нового знания

Анализ текста, практическая работа. Сообщение по тексту.

Презен-тация

Патриотичес-кое: природа России

Углубление знаний о звукоподражании, аллитерации и ассонансе.

22, 23.

Сравнения.

2 ч

20.02.16

27.02.16

Урок рефлексии

Составление тезисов. Анализ текста, практическая работа

Презен-тация

Патриотичес-кое: природа России

Наблюдение над ролью сравнений в тексте

24, 25

Метафора. Олицетворение.

2 ч

5.03.16

12.03.16

Урок рефлексии

Практическая работа, работа с тестами

Презентация

Патриотичес-кое: музеи России

Углубление знаний о метафоре и олицетворении в тексте, о развёрнутой метафоре.

26, 27

Метонимия. Синекдоха.

2 ч

19.03.16

9.04.16

Урок открытия нового знания

Анализ текста, практическая работа, работа с тестами.

Презен-тация

Отработка навыков различения метафоры и метонимии, метонимии и синекдохи.

28.

Анализ поэтического текста.

1 ч

16.04.16

Урок развивающего контроля

Анализ текста.

Патриотическое: образ-ность народного языка

Работа над языковым анализом текста.

Урок развивающего контроля

29, 30

Перифраз, или перифраза. Гипербола и литота. 

2 ч

23.04.16

30.04.16

Урок открытия нового знания

Анализ текста, практическая работа, работа с тестами

Презен-тация

Обучение нахождению в тексте гиперболы и литоты, определение перефразы в тексте.

31, 32

Аллегория. Ирония.

2 ч

7.05.16

14.05.16

Урок открытия нового знания

Анализ текста, практическая работа, работа с тестами

Презен-тация

Отработка навыков нахождения аллегории и иронии в тексте.

33.

Зачётный урок. Анализ текста.

1 ч

21.05.16

Урок развивающего контроля

Анализ текста.

Патриотичес-кое: образность народного языка

Работа над языковым анализом текста.

34.

Итоговый урок. Анализ итогов зачётной работы.

1 ч

28.05.16

Урок рефлексии

Анализ текста.

Работа над языковым анализом текста.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Введение.

1.1. Вводный урок. Особенности курса «Сокровища текста».

Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Опрос: "Что я знаю о тексте?». Повторение изученного ранее материала о стилях и типах речи. Практическая работа по определению типа и стиля предложенных текстов.

1.2. Текст. Секреты текста.

Текст как единица речи и единица языка. Признаки текста. Законы построения текста. Структурные единицы текста. Тема и идея текста. Сильные позиции текста.

Раздел 2. «Неспециальные» лексические средства языковой выразительности.

2.1. Синонимы.

Синонимы. Типы синонимов. Синонимический ряд. Словари синонимов. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

2.2. Антонимы.

Антонимы. Типы антонимов. Оксюморон. Контекстуальные антонимы. Использование антонимов в речи.

2.3. Омонимы. Омонимы. Омоформы. Омографы. Омофоны. Словари омонимов.

Раздел 3. Фразеологические средства языковой выразительности.

3.1. Фразеологизмы русского языка.

Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов.  Фразеологические словари и справочники.

3.2. Употребление фразеологизмов в речи.

Образность фразеологизмов. Происхождение фразеологизмов русского языка. Использование фразеологизмов в речи.

Раздел 4. Цвета и звучность текстов.

4.1. Эпитеты. Виды эпитетов. Роль эпитетов в тексте. Цветовые эпитеты.

 4.2. Звуковой символизм.  Звук и цвет. Передача звуком цвета.

4.3. Звукопись.

Звукоподражания. Ассонанс. Аллитерация.

Раздел 5. Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

5.1.  Сравнение.

Сравнение. Способы выражения сравнения. Прямое и отрицательное сравнение. Роль сравнений в тексте.

5.2. Метафора. Олицетворение.

Метафора. Виды метафор. Развёрнутая метафора. Олицетворение. Роль метафор и олицетворений в тексте.

5.3. Метонимия. Синекдоха.

 Метонимия. Синекдоха. Роль метонимии и синекдохи в тексте.

5.4. Перифраз, или перифраза. Гипербола и литота. 

Перифраз, или перифраза. Роль перифраз в тексте. Гипербола. Литота. Роль гиперболы и литоты в тексте.

5.5. Аллегория. Ирония.

Аллегория. Ирония. Роль аллегории в тексте. Роль иронии в тексте.

Раздел 6. Итоговое занятие. 6.1. Зачётный урок. Анализ текста.

Требования к умениям и навыкам

В ходе изучения данного элективного курса предполагается формирование у учащихся осознанного отношения к анализу текста, приобретение навыков работы с заданиями по лексике, фразеологии, средствам языковой выразительности.

Обучающиеся на занятиях в ходе учебной, исследовательской деятельности будут извлекать информацию из разных источников, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, таблицу, тезисы), будут работать в группе и в парах (договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оценивать речевое высказывание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, сознательно овладевать нормами культуры речи. Каждый из учащихся проведёт свой лингвистический эксперимент, подготовит карточки или тесты с заданием по теме «Неспециальные» лексические средства языковой выразительности», оформит свою страницу в сборнике фразеологизмов, выполнит анализ текста.

Контроль деятельности осуществляется на каждом уроке после выполнения каждого вида работы (промежуточный контроль), а также при итоговом анализе текста (итоговый контроль).

Оценка итоговых достижений складывается из оценки степени активности и успешности учащихся на занятиях и оценки, полученной за выполнение итоговой работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся.
  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность 9. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1987.
  3. Введенская Л. А. и др. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология рус. яз. (VII-VIII кл.) Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978.
  4. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Григорян Л. Т. Язык мой  – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1988.
  6. Журавлев  А.П. Звук и смысл. М.,1994
  7. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. М. 1990.
  8. Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.
  9. Энциклопедический  словарь  юного  филолога.  Языкознание  / Сост.  М.В. Панов, М., 1984.
  10. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М. Педагогика. – Пресс. 1998.

Литература для учителя.

  1. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
  2. В е к ш и н Г. В. Очерк фоностилистики текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования: Монография. М.: МГУП, 2006.
  3. Вольф Е.М. Прилагательное в тексте. – В кн.: Лингвистика и поэтика. М., 1979 
    Веселовский А.Н. Из истории эпитета. – В кн.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика
    . М., 1989.
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Горшков А.И. Русская словесность 10-11. – М.: Дрофа, 2001.
  6. Коротченкова Л. В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. – Саратов: Лицей, 2012. – 80 с.
  7. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Львова С.И. Уроки словесности 5-9 кл. – М.: Дрофа, 1996.
  9. Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка. – М., 1987.
  10. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. – М.: Дрофа, 2003.
  11. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. – М., 1983.
  12. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. – М., 2006. 

  1. Богданова Г. А. Повторяем тропы и фигуры речи: сравнение // Русский язык в школе. – 2010. - № 7. – стр.12-14.
  2. Ларионова Л. Г. Подготовка к экзаменам: Лексикология и фразеология. // Русский язык в школе. – 2009. - № 4. – стр.17 -21.
  3. Манина Р. И. Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» // Русский язык в школе. – 2009. - № 1. – стр.25 -27.
  4. Меликян В. Ю. Синтаксические фразеологические единицы русского языка // Русский язык в школе. – 2010. - № 11. – стр.55 -60.

Интернет-ресурсы

  1. http://rus.1september.ru/article.php?ID=199903502
  2. http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/3/2319/2319.pdf
  3. http://www.licey.net/russian/culture/7_2
  4. http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=111
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7839d3c3-adef-b349-eb0f-62ab0964db9d/1006958A.htm
  6. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103805
  7. http://festival.1september.ru/articles/610075/
  8. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502005
  9. http://www.classes.ru/grammar/169.Zhuravlev/source/worddocuments/_27.htm
  10. http://2003.vernadsky.info/works/g7/03330.html
  11. http://az.lib.ru/w/weselowskij_a_n/text_0050.shtml
  12. http://festival.1september.ru/articles/534611/
  13. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/53c3883a-0054-4228-35e6-fc9fa7c16bf6/1007656A.htm
  14. http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/8.html
  15. http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html
  16. http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/78-2012-09-18-07-01-43.html
  17. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701206
  18.  http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/34497/61/Litnevskaya_- _Russkiii_yazyk__kratkiii_teoreticheskiii_kurs.html
  19. http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/1.html
  20. http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/6.html
  21. http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html
  22. http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/904-funktsionalni-vlastivosti-kontekstualnih-sinonimiv.html

http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ikh-proiskhozhdeniya

Лист корректировки учебного материала

№ п/п

Тема урока

Дата проведения по плану

Причины изменения

Фактическая дата проведения

Согласовано с зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.

Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...

Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....