Рабочая программа по элективному курсу "Сокровища текста"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему
Программа элективного курса "Сокровища языка" является авторской, рассчитана на учащихся 8 класса, представлена в объеме 34 часа и направлена в основном на развитие языковых навыков обучающихся и подготовку к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokrovishcha_tekst._8_klass.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла» Руководитель МО ________/Марочкина Н. А./ Протокол № ___ от «__»__________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г. Ртищево» _____________/Бакиева Г. А./ «__»____________20____г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1 г. Ртищево» _____________/Васильева Г. Г./ Приказ № _____ от «__»__________20___г. |
Рабочая программа
Юдаевой Натальи Геннадьевны,
учителя высшей квалификационной категории
по элективному курсу в рамках предпрофильной подготовки учащихся «Сокровища текста»
для 8 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2015 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса "Сокровища языка" является авторской, рассчитана на учащихся 8 класса, представлена в объеме 34 часа и направлена в основном на развитие языковых навыков обучающихся и подготовку к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Целесообразность, актуальность и новизна курса
Детей подросткового возраста (в эту категорию попадают учащиеся 8 класса) отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повышенная любознательность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах; их источниками могут стать учителя, родители, сверстники, другие люди более старшего возраста. Это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основном включен.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.
Курс "Сокровища языка" создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 8 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс "Сокровища языка" актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематическая работа по системному анализу языковых единиц языка, как правило, в школе на уроках проводится крайне редко по причине ограничения времени, выделяемого на эту работу, а данные знания востребованы как во взрослой жизни, так и при сдаче итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.
Данный курс призван усилить внимание к проблеме языкового анализа текста, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни.
Цель и задачи курса
Цель: изучить единство содержания художественного текста и способов его языкового выражения.
Задачи:
1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего научить практическому применению художественного стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.
2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции выработать у учащихся свободные навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и языкового воплощения, для чего:
- углубить знания о законах построения текста,
- систематизировать и углубить знания учащихся о синонимии, антонимии, омонимии слов русского языка,
- расширить знания учащихся о фразеологическом обороте,
- углубить уже существующие у учащихся представления об изобразительно-выразительных средствах языка (эпитете, сравнении),
- учить анализировать и использовать в своей речи стилистические фигуры.
3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры межличностного общения, для чего:
- сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
- прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
- воспитывать общую речевую культуру.
Характеристика учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса "Сокровища языка" направлен на углубление изучения русского языка, позволяет обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по анализу текста.
Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику построения художественного и публицистического текстов, основные признаки, роль выразительных средств языка в создании художественных и публицистических текстов.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
- изучение различных видов синонимов, антонимов, омонимов, тропов;
- анализ особенностей построения словарей синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов;
- анализ текстов художественного и публицистического стиля;
- пробное написание собственных вариантов текстов художественного и публицистического стиля;
- проведение лингвистических экспериментов;
- работа с тестами по теме курса.
Основная модель построения занятий:
- лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, работа с тестами, выполнение творческих заданий различных видов.
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
- промежуточные - самостоятельные работы; письменный и устный анализ отрывков текстов художественного и публицистического стилей; практические работы; составление своих текстов определённого стиля, работы с тестами в форме ГИА и ЕГЭ;
- итоговые – анализ текста.
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:
- Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
- Приобретение учащимися навыков составления текстов художественного и публицистического стилей.
- Совершенствование навыков анализа текста.
- Приобретение навыков работы с заданиями по лексике, фразеологии, средствам языковой выразительности тестов ЕГЭ и ГИА.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 8
Учитель: Юдаева Н. Г.
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю - 1 час.
Плановых контрольных уроков - 1ч.
Планирование составлено на основе авторской программы элективного курса "Сокровища языка"
№ п/п урока | Содержание(тема раздела, урока) | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Вид контроля | Характерис-тика деятельнос-ти учащихся | ||
Использование ИКТ | Школа – ресурсный центр по духовно-нравственн. воспитанию участников образователь-ного процесса (направления: 1)духовно-нравственное, 2)патриотичес-кое, семейное, 4)здоровый образ жизни) | |||||||
I четверть | ||||||||
Вводный урок. Особенности курса «Сокровища текста». | 1 ч | 5.09.15 | Урок рефлексии | Опрос: "Что я знаю о тексте?» Практическая работа по определению типа и стиля предложенных текстов. | Презен-тация | Нравственное: справедливость | Ознакомле-ние учащихся с целями и задачами курса. | |
2, 3. | Текст. Секреты текста. | 2 ч | 12.09.15 19.09.15 | Урок рефлексии | Устное высказывание о тексте, о правилах составления текста и о требованиях к нему. | Презен-тация | Патриотичес-кое: учёные России. М. В. Ломоносов | Работа в динамичес-ких парах |
4, 5. | Синонимы. | 2 ч | 26.09.15 3.10.15 | Урок рефлексии | Работа со словарём. Преобразование текстовой информации в схему, составление текста. | Презен-тация | Работа со словарём синонимов | |
6,7. | Антонимы | 2 ч | 10.10.15 17.10.15 | Урок рефлексии | Работа со словарём. Составление блок-схемы. | Презен-тация | Патриотичес-кое: народная мудрость | Работа со словарём антонимов |
8, 9, 10. | Омонимы. Виды омонимов. | 3 ч | 24.10.15 30.10.15 14.11.15 | Урок рефлексии | Работа со словарём. Составление таблицы. | Презен-тация | Работа со словарём омонимов | |
11, 12 | Фразеологизмы русского языка. | 2 ч | 21.11.15 28.11.15 | Урок рефлексии | Практическая работа. Работа с фразеологическими словарями. | Презен-тация | Патриотичес-кое: образность народного языка | Работа со словарём фразеологизмов |
13, 14. | Употребление фразеологизмов в речи. | 2 ч | 5.12.15 12.12.15 | Урок рефлексии | Работа с тестом. Составление сборника фразеологизмов. | Презен-тация | Патриотичес-кое: образность народного языка | Работа со словарём фразеологизмов |
15. | Задания по лексике и фразеологии в текстах ЕГЭ и ГИА. Практическая работа. | 1 ч | 19.12.15 | Урок рефлексии | Работа с тестом. | Презен-тация | Работа с тестами | |
16, 17 | Эпитеты. | 2 ч | 26.12.15 16.01.16 | Урок рефлексии | Анализ текста, практическая работа, раскрашивание текста, лекция, работа в группах по составлению таблиц, схем. | Презен-тация | Духовное: Пасха | Введение понятия «цветовые эпитеты». |
18,19. | Звуковой символизм. | 2 ч | 23.01.16 30.0116 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа, раскрашивание текста. Лингвистичес-кий эксперимент. Написание сочинения-миниатюры. | Презен-тация | Патриотичес-кое: природа России | Знакомство с передачей звуком цвета. |
20, 21 | Звукопись. | 2 ч | 6.02.16 13.02.16 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа. Сообщение по тексту. | Презен-тация | Патриотичес-кое: природа России | Углубление знаний о звукоподражании, аллитерации и ассонансе. |
22, 23. | Сравнения. | 2 ч | 20.02.16 27.02.16 | Урок рефлексии | Составление тезисов. Анализ текста, практическая работа | Презен-тация | Патриотичес-кое: природа России | Наблюдение над ролью сравнений в тексте |
24, 25 | Метафора. Олицетворение. | 2 ч | 5.03.16 12.03.16 | Урок рефлексии | Практическая работа, работа с тестами | Презентация | Патриотичес-кое: музеи России | Углубление знаний о метафоре и олицетворении в тексте, о развёрнутой метафоре. |
26, 27 | Метонимия. Синекдоха. | 2 ч | 19.03.16 9.04.16 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа, работа с тестами. | Презен-тация | Отработка навыков различения метафоры и метонимии, метонимии и синекдохи. | |
28. | Анализ поэтического текста. | 1 ч | 16.04.16 | Урок развивающего контроля | Анализ текста. | Патриотическое: образ-ность народного языка | Работа над языковым анализом текста. | Урок развивающего контроля |
29, 30 | Перифраз, или перифраза. Гипербола и литота. | 2 ч | 23.04.16 30.04.16 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа, работа с тестами | Презен-тация | Обучение нахождению в тексте гиперболы и литоты, определение перефразы в тексте. | |
31, 32 | Аллегория. Ирония. | 2 ч | 7.05.16 14.05.16 | Урок открытия нового знания | Анализ текста, практическая работа, работа с тестами | Презен-тация | Отработка навыков нахождения аллегории и иронии в тексте. | |
33. | Зачётный урок. Анализ текста. | 1 ч | 21.05.16 | Урок развивающего контроля | Анализ текста. | Патриотичес-кое: образность народного языка | Работа над языковым анализом текста. | |
34. | Итоговый урок. Анализ итогов зачётной работы. | 1 ч | 28.05.16 | Урок рефлексии | Анализ текста. | Работа над языковым анализом текста. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводный урок. Особенности курса «Сокровища текста».
Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Опрос: "Что я знаю о тексте?». Повторение изученного ранее материала о стилях и типах речи. Практическая работа по определению типа и стиля предложенных текстов.
1.2. Текст. Секреты текста.
Текст как единица речи и единица языка. Признаки текста. Законы построения текста. Структурные единицы текста. Тема и идея текста. Сильные позиции текста.
Раздел 2. «Неспециальные» лексические средства языковой выразительности.
2.1. Синонимы.
Синонимы. Типы синонимов. Синонимический ряд. Словари синонимов. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
2.2. Антонимы.
Антонимы. Типы антонимов. Оксюморон. Контекстуальные антонимы. Использование антонимов в речи.
2.3. Омонимы. Омонимы. Омоформы. Омографы. Омофоны. Словари омонимов.
Раздел 3. Фразеологические средства языковой выразительности.
3.1. Фразеологизмы русского языка.
Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов. Фразеологические словари и справочники.
3.2. Употребление фразеологизмов в речи.
Образность фразеологизмов. Происхождение фразеологизмов русского языка. Использование фразеологизмов в речи.
Раздел 4. Цвета и звучность текстов.
4.1. Эпитеты. Виды эпитетов. Роль эпитетов в тексте. Цветовые эпитеты.
4.2. Звуковой символизм. Звук и цвет. Передача звуком цвета.
4.3. Звукопись.
Звукоподражания. Ассонанс. Аллитерация.
Раздел 5. Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы).
5.1. Сравнение.
Сравнение. Способы выражения сравнения. Прямое и отрицательное сравнение. Роль сравнений в тексте.
5.2. Метафора. Олицетворение.
Метафора. Виды метафор. Развёрнутая метафора. Олицетворение. Роль метафор и олицетворений в тексте.
5.3. Метонимия. Синекдоха.
Метонимия. Синекдоха. Роль метонимии и синекдохи в тексте.
5.4. Перифраз, или перифраза. Гипербола и литота.
Перифраз, или перифраза. Роль перифраз в тексте. Гипербола. Литота. Роль гиперболы и литоты в тексте.
5.5. Аллегория. Ирония.
Аллегория. Ирония. Роль аллегории в тексте. Роль иронии в тексте.
Раздел 6. Итоговое занятие. 6.1. Зачётный урок. Анализ текста.
Требования к умениям и навыкам
В ходе изучения данного элективного курса предполагается формирование у учащихся осознанного отношения к анализу текста, приобретение навыков работы с заданиями по лексике, фразеологии, средствам языковой выразительности.
Обучающиеся на занятиях в ходе учебной, исследовательской деятельности будут извлекать информацию из разных источников, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, таблицу, тезисы), будут работать в группе и в парах (договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оценивать речевое высказывание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, сознательно овладевать нормами культуры речи. Каждый из учащихся проведёт свой лингвистический эксперимент, подготовит карточки или тесты с заданием по теме «Неспециальные» лексические средства языковой выразительности», оформит свою страницу в сборнике фразеологизмов, выполнит анализ текста.
Контроль деятельности осуществляется на каждом уроке после выполнения каждого вида работы (промежуточный контроль), а также при итоговом анализе текста (итоговый контроль).
Оценка итоговых достижений складывается из оценки степени активности и успешности учащихся на занятиях и оценки, полученной за выполнение итоговой работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность 9. – М.: Дрофа, 2000.
- Вартаньян Э. А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1987.
- Введенская Л. А. и др. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология рус. яз. (VII-VIII кл.) Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978.
- Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
- Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1988.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. М.,1994
- Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. М. 1990.
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.
- Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание / Сост. М.В. Панов, М., 1984.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М. Педагогика. – Пресс. 1998.
Литература для учителя.
- Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
- В е к ш и н Г. В. Очерк фоностилистики текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования: Монография. М.: МГУП, 2006.
- Вольф Е.М. Прилагательное в тексте. – В кн.: Лингвистика и поэтика. М., 1979
Веселовский А.Н. Из истории эпитета. – В кн.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1988.
- Горшков А.И. Русская словесность 10-11. – М.: Дрофа, 2001.
- Коротченкова Л. В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. – Саратов: Лицей, 2012. – 80 с.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1985.
- Львова С.И. Уроки словесности 5-9 кл. – М.: Дрофа, 1996.
- Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка. – М., 1987.
- Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. – М.: Дрофа, 2003.
- Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. – М., 1983.
- Яньшин П.В. Психосемантика цвета. – М., 2006.
- Богданова Г. А. Повторяем тропы и фигуры речи: сравнение // Русский язык в школе. – 2010. - № 7. – стр.12-14.
- Ларионова Л. Г. Подготовка к экзаменам: Лексикология и фразеология. // Русский язык в школе. – 2009. - № 4. – стр.17 -21.
- Манина Р. И. Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» // Русский язык в школе. – 2009. - № 1. – стр.25 -27.
- Меликян В. Ю. Синтаксические фразеологические единицы русского языка // Русский язык в школе. – 2010. - № 11. – стр.55 -60.
Интернет-ресурсы
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=199903502
- http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/3/2319/2319.pdf
- http://www.licey.net/russian/culture/7_2
- http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=111
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7839d3c3-adef-b349-eb0f-62ab0964db9d/1006958A.htm
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103805
- http://festival.1september.ru/articles/610075/
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502005
- http://www.classes.ru/grammar/169.Zhuravlev/source/worddocuments/_27.htm
- http://2003.vernadsky.info/works/g7/03330.html
- http://az.lib.ru/w/weselowskij_a_n/text_0050.shtml
- http://festival.1september.ru/articles/534611/
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/53c3883a-0054-4228-35e6-fc9fa7c16bf6/1007656A.htm
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/8.html
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html
- http://pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/78-2012-09-18-07-01-43.html
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701206
- http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/34497/61/Litnevskaya_- _Russkiii_yazyk__kratkiii_teoreticheskiii_kurs.html
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/1.html
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/6.html
- http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html
- http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/904-funktsionalni-vlastivosti-kontekstualnih-sinonimiv.html
http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ikh-proiskhozhdeniya
Лист корректировки учебного материала
№ п/п | Тема урока | Дата проведения по плану | Причины изменения | Фактическая дата проведения | Согласовано с зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.
Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...
Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"
Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А. МОУ «СОШ с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 15.2»
Программа элективного курса по русскому я...