Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Сопина Татьяна Васильевна

 

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»:

Руководитель  МО

__________Сопина Т.В.

Протокол №__ от

«___»____________2012г.

«Согласовано»:

Зам. директора по УВР МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ»

____________Лаптева С.И.

«___»____________        2012г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ

«Ивано-Лисичанская СОШ»

_____________Галайко И.Н.

Приказ №__от

«___»______________2012г.

Рабочая программа

Сопиной Татьяны Васильевны

I квалификационная категория

по элективному курсу  «Лингвистический анализ текста»

                                                     9 класс

Базовый уровень

2012/13 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения элективного курса:

  1. обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  2. применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  1. использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  3. анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  4. анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  5. анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  6. тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

  Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

   Для изучения элективного курса используется пособие  Корчагиной Е.В. (Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1.  

В результате изучения элективного курса  русского языка  ученик должен

знать/понимать

  1. основные правила работы с текстом;
  2. основные средства выразительности;
  3. основные сведения по стилистике русского языка;
  4. орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

                      уметь

  1. различать средства выразительности;
  2. находить в тексте средства выразительности;
  3. анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  4. определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  5. работать со стилистическими синонимами;
  6. использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  7. использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;

                        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  2. совершенствования коммуникативных способностей;

развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов –  17

Учебник –  Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.  

 Практические работы -  2

№  п/п

Виды контроля

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Первое полугодие

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы  

1

Спецификация второй части экзаменационной работы  

1

2

Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В

1

Тема 2 Средства выразительности речи  

3

 Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

1

4

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня А

1

Тема 3.  Стилистика русского языка

5

Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов  

2

6

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по стилистике

Тема 4. Нормы русской орфографии

7

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц

1

8

Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

1

9

Текущий контроль

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

10

Практическая работа

Практическая работа по орфографическому анализу текста

2

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

1

11

Словосочетание. Предложение

1

12

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

1

13

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

14

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

15

Текущий контроль

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

2

16

17

Практическая работа

Итоговая практическая работа

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Спецификация второй части экзаменационной работы

Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В:уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.

Обучающиеся должны знать:

  1. основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  1. различать характер заданий к тексту.  

 

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  1. основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  1. различать средства выразительности;
  2. находить в тексте средства выразительности;
  3. анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  1. основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  1. определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  2. работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

        

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  1. орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  1. использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  1. синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  1.  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы

2

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 2.   Средства выразительности речи

2

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 3. Стилистика русского языка

2

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 4. Нормы русской орфографии

4

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа - 1

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

7

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Итоговая  практическая работа - 1

Итого:

34 часа

Перечень учебно-методических средств обучения:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
  2. Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.  
  3. Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2005.
  4. ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. – М., АСТ,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"

На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

Рабочая программа по элективному курсу "Политическая география" 10 класс.

Рабочая программа может быть использована как в профильном, так и в универсальном классе....

Элективный курс "Лингвистический анализ текста"

Элективный курс рассчитан на учеников 8-9 кл....

Программа по элективному курсу «Разноаспектный анализ текста. Создание сочинения – эссе»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов нап...