Элективный курс "Лингвистический анализ текста"
элективный курс по английскому языку (8, 9 класс) на тему

Пахомова Наталья Петровна

Элективный курс рассчитан на учеников 8-9 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс английского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 8-9 классов. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образования по филологии в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами английского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Ведение данного курса обусловлено современными требованиями ФГОС к выпускникам школы и проводимой реформой выпускных экзаменов: ЕГЭ и ОГЭ.

Подлинной грамотностью (так называемой, функциональной) следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа. В центре внимания данного курса  находятся вопросы, связанные с характеристикой языкового анализа, описанием его разновидностей между тем языковой анализ грамматических фактов должен стать тем действенным  средством, которое поможет ученику глубже проникнуть  в область мысли и художественных образов, выраженных с помощью  языковых средств. В последнее время помимо традиционных целей особое внимание  уделяется задачам формирование у учащихся навыков выразительной речи. Выразительность речи может формироваться  только на определенной системе знаний об основных признаках выразительной речи, о языковых механизмах создания образного высказывания. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность на основе осознанного восприятия языковых средств выразительности.

В центре  курса должен стать текст как речевое произведение. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, обогащением речи изобразительно-выразительными средствами.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется  прежде всего тем, что полученные знания формируют умения грамотно выразить свои мысли, создавать собственные высказывания с учетом задач общения. т.е совершенствовать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся. Денный курс формирует у учащихся метапредметные  навыки и умения, и являясь по сути интегрированы курсом на стыке таких дисциплин, как родной и иностранный языки и литература, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамена  по русскому и иностранному языкам в 9-ом классе.

Этот курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-9-ых классов. Владение искусством общения, построением  грамотной речи может быть необходимым во многих современных профессиях.

Практика показала, что учащимся должна быть предоставлена большая  возможность овладеть умениями читать, понимать и осмысливать содержание разноплановых текстов с различной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию в зависимости от задач чтения и передачи этой информации адекватными средствами общения на экзамене.

Необходимо отметить, что чтение лежит в основе процесса обучения вообще и обучения иностранным языкам в частности. Понимание при чтении – это результат сложного интерактивного взаимодействия читателя, текста и контекста, которое становится ещё более сложным при работе с иноязычным текстом. Задача данного курса – организовать этот процесс наилучшим образом для достижения максимально успешного результата.

Данный курс ставит целью способствовать адекватному пониманию информации текста учащимися через знание его структурных особенностей и способа организации мысли, его коммуникативной направленности, условий, в которых проходит чтение, и коммуникативной задачи, стоящей перед учащимся. Сам учащийся привносит в этот процесс свой индивидуальный опыт, знания, умения и навыки, а задача этой программы научить его сознательно и самостоятельно использовать те стратегии, которые позволяют максимально эффективно решать стоящие перед ним задачи соответственно его возрасту.  Вооружив учащегося целым набором необходимых стратегий, мы коренным образом изменяем характер его деятельности, превращая его из пассивного созерцателя в активного созидателя.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента                                                                                                                                                                                                                                                                                                          государственного стандарта основного образования по иностранному языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

  Механизм формирования  лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами английского языка.

         В основу программы положена идея личностно ориентированного и                                                                                                                                                                                    когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения  языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению  языка в  8 классе.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой   у обучающихся в процессе изучения курса  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализует целый комплекс образовательных функций: социально-культурную, коммуникативную, информационную, познавательную, профессиональную, прагматическую, развивающую, воспитательную.

             Программа базируется на коммуникативно-когнитивном подходе в обучении иностранным языкам, который определяет цель обучения как обучение иноязычной культуре, где под этим понимается всё то, что может принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах. В учебном аспекте – чтение способствует приобретению навыков самостоятельной работы. Познавательный аспект реализуется на основе рецептивных видов деятельности (чтение и аудирование). В развивающем аспекте – желании повысить свой образовательный уровень - чтению принадлежит ведущая роль. Московская региональная программа (Н. Д. Гальскова, Н.А.Гез, Н.Ф.Коряковцева и др.) считает целью обучения ИЯ формирование у учащихся способности к иноязычному общению.

             В основе когнитивного подхода лежит теория восприятия текста, сформулированная в работах И.А.Зимней, А.А.Леонтьева. Под смысловым восприятием понимается процесс приёма и осмысления, реализующийся  в понимании сообщения. Данная программа при обучении пониманию текста на ИЯ опирается на механизм понимания и описывает учащимся эту определённую систему действий чтеца:

- выдвижение и последующее подтверждение смысловых и вербальных гипотез;

- установление разнопорядковых смысловых связей;

- многократное перекодирование при переходе от простых к высоким уровням установления связей;

- удержание в оперативной памяти промежуточных решений;

- принятие решения- понимание.

             Реализующийся в данной программе стратегиальный  подход к обучению чтению на ИЯ тесно связан с позициями когнитивной психологии, которая рассматривает понимание текста как трансформирование содержания текста в форму знания, результатом которого является повышение качества понимания.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • В основу ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ задач при разработке программы легли стандарты системы уровней «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» для обобщения знаний по английскому языку, полученных в основной школе;
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.

.  Цель данного курса – воспитание человека, который умел бы читать на протяжении всей жизни различные материалы на разных языках по-разному, ставя перед собой различные цели, т.е. воспитание чтеца и читателя в одном лице.

Данный курс является по сути уроками КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ, где учащиеся овладевают стратегиями чтения, аудирования, письма и риторики на материалах иноязычных художественных текстов. В предлагаемой программе осуществляется одновременно обучение языку и литературе, причём литература служит средством погружения в английский язык, а язык, в свою очередь, вместе с используемыми стратегиями, выступает как средство понимания, освоения и сопереживания литературным образам. Программа, таким образом, опирается на гуманитарный синтез, позволяющий сфокусировать интеллектуальную и душевную жизнь личности.      

            Курс имеет завершённую триадическую структуру:

- ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап- предтекстовая деятельность;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ этап-текстовая деятельность;

- РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНИВАЮЩИЙ этап- послетекстовая деятельность.

 Первым (ориентировочным) называют этап приобщения учащегося к чтению, этап воспитания желающего читать ребёнка. В самую первую очередь перед учащимися стоит проблема выбора книги для чтения. Для принятия решения необходимо научиться считыванию библиографической, а также графической информации с обложки и иллюстраций. Аргументировано отстаивать свою точку зрения при принятии совместного решения в групповых дискуссиях, предоставлять возможности знакомиться с мнением других учащихся.  

            Приобщение к чтению также предполагает обильное чтение вслух как самими учащимися, так и преподавателем, составление прогнозов содержания на основе той же графической и библиографической информации. Составление собственных рассказов путём семантических ассоциаций. Приобщение к чтению не заканчивается на этом этапе, как не заканчивается, а только начинается воспитание АКТИВНОГО, ВДУМЧИВОГО ЧИТАТЕЛЯ. Этап включает в себя:

  1. постановку цели чтения;
  2. определение характера текста;
  3. просмотр заголовка и подзаголовков текста;
  4. предположение о цели его написания, т.е. замысле автора;
  5. принятие решения о виде чтения;
  6. начало чтения с использованием стратегий выдвижения гипотезы, её подтверждения или отклонения, стратегия контекстуальной и смысловой догадки и стратегия мониторинга чтения.                                                                            

Второй (исполнительный) этап является переходным периодом к самостоятельному чтению. Он объединяет в себе предыдущие знания и опыт учащихся, уже сформированные базовые навыки техники чтения и чтения-понимания с реализуемыми данной программой стратегиями, определяющими возможности учащихся выше базового уровня.

Он разделяется на четыре ступени:

  1. Совместное попеременное чтение (разделённая деятельность), где учитель читает часть текста, приглашая к совместному чтению учащихся.
  2. Управляемое чтение, где учащиеся читают самостоятельно литературное произведение или его часть под управлением  учителя, организующим такое чтение, причём чтение может происходить как в классе, так и дома, но обсуждение проблем, поднятых в книге, всегда происходит в классе.
  3. Познавательное чтение из различных областей знаний, где  формируется интерес к различным предметам и стратегии понимания различных типов текстов.
  4. Независимое чтение, когда текст читается дома, а обсуждается в классе.

 Во время чтения учащийся использует стратегии выдвижения гипотезы, мониторинга чтения, т.е. постановку и ответы на вопросы:

  1. имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю;
  2. имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу;
  3. понимаю ли я, о ком и о чём идёт речь;
  4. как связаны основные положения, мысли текста, не противоречат ли они друг другу;
  5. вся ли информация ясно выражена в тексте или есть подразумеваемая информация и т.д.

 Следующий третий (рефлексивно-оценивающий) этап относится собственно к  чтению-пониманию, реализующему познавательную, образовательную, воспитательную и другие функции. Послетекстовая деятельность включает обдумывание текста и выполнение задания, которое может быть репродуктивным, продуктивным, коммуникативным, творческим.

Послетекстовая деятельность может представлять собой решение самостоятельно поставленной читателем перед собой задачи или задачи учебного характера.

 Методика получения читательских откликов часто сочетается с ведением записей в виде граф-схем, основанных на переведении смыслового содержания текста в изобразительную систему кодов, построении денотантных графов текста в сочетании с его логико-компазиционными, структурно-семантическими характеристиками.

Однако содержение курса не сводится только к чтению. В силу специфики  

возраста и используемых материалов курс задействует и развивает все

необходимые навыки владения языком.

В области аудирования- понимание чётко звучащей речи в аутентичных

ситуациях повседневного общения.

В области говорения - развитие диалогической речи  в диалогах этикетного

характера, умение задавать вопросы и отвечать на них в рамках    прочитанного текста или интересующих экзаменатора тем.

 В области письма- написание небольших текстов прагматического характера.

 В области формирования и развития языковой компетенции программа

  включает следующие разделы:

     - язык речевого этикета;

     - описание внешности и настроения;

     - описание дома, комнаты;

     - домашние обязанности;

     - волонтёрство и общественно-полезный труд;

     - выражение вежливой просьбы и благодарности;

     - мир увлечений, хобби.

 В области развития и воспитания программа ставит целью формирование таких  личностных качеств, как культура общения, умение работать в группе,  

 готовность к сотрудничеству и взаимопомощи.

         

                                Ведущие методы обучения

 интерактивные методы работы - обучение стратегиям работы с текстом (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов)

 

                                  Формы мониторинга

 Промежуточные -  самостоятельная работа с текстами, лингвистический анализ отдельных глав общего для группы произведения, самостоятельно выбранных художественных произведений. Контроль знаний осуществляется по итогам                                                                                                                                                                                                                  изучения основных разделов в виде творческих работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.

 

                 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Курс рассчитан на 33 часа.

1. Вводный урок. Цель, задачи курса (1 час)

2. 1 раздел (3 часа). Лингвистический анализ текста как вид языкового анализа. Лингвистический анализ текста как составная часть анализа художественного произведения Этапы лингвистического анализа текста.

3. 2 раздел (2 часа). Основные мыслительные операции при чтении. Ключевые понятия.

4. 3 раздел (3 часа). «Какую книгу будем читать?» -обучение прогнозированию содержания. Считывание библиографической и графической информации. Текст - общие понятия.

5. 4 раздел (2 часа). «Соревнуемся с писателем» Семантический  уровень структуры текста.

6. 5 раздел (3 часа). Морфемный уровень структуры текста. Повторы однокоренных слов как стилистический прием.

7. 6 раздел (4 часа). Лексический и фразеологический уровни структуры текста. Анализ лексики с точки зрения происхождения, употребления. Обучение приёмам расширения словаря- семейное дерево.

8. 7 раздел (2 часа). Экспрессивный уровень структуры текста. Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях.

9. 8 раздел (2 часа). Синтаксический уровень структуры текста. Функциональная значимость словосочетания и предложений.

11. 9 раздел (5 часа). Определение доминирующего уровня структуры текста. Разные уровни проникновения в содержание текста в зависимости от цели анализа. Скорость и гибкость чтения. Структура  рассказа.

12. 10 раздел (5 часа). Полный лингвистический анализ текста. Обобщение всех этапов работы. Переход от собственно языкового анализа структурных уровней к теме, проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности. Обучение контролю качества собственного чтения.

13. Обобщение пройденного за год (1 резервный урок)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  •                               В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

  • основные стратегии работы с текстом;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике английского языка;
  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания языка как духовной, нравственной и культурной ценности любого народа;
  • совершенствования коммуникативных способностей;

развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Программа курса составлена на основе методического пособия «Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы    чтения и грамотности» Н.Н.Сметанникова, Москва «Школьная библиотека» 2005 и методической разработки «Читаем!» Н.Н.Сметанникова, приложение «Родительское собрание, посвящённое детскому чтению» к журналу Школьная библиотека» №9-10, ноябрь- декабрь 2005 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Наименование темы урока

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные

Сроки прохождения

1

Вводный урок

Постановка задачи на год. ОБ и ТП на кружке. Цель, задачи курса

1

2.09

2

1 раздел

Лингвистический анализ текста как вид языкового анализа.

3

9.09

3

Лингвистический анализ текста как составная часть анализа художественного произведения

16.09

4

Этапы лингвистического анализа текста.

23.09

5

2 раздел

Основные мыслительные операции при чтении.

2

30.09

6

Ключевые понятия.

14.10

7

3 раздел

«Какую книгу будем читать?»-обучение прогнозированию содержания.

3

21.10

8

Считывание библиографической и графической информации.

28.10

9

Текст -общие понятия.

04.11

10

4 раздел

«Соревнуемся с писателем» Семантический  уровень структуры текста.

2

11.11

11

Презентация своих интерпретаций

25.11

12

5 раздел

Морфемный уровень структуры текста.

3

2.12

13

Повторы однокоренных слов как стилистический прием.

9.12

14

Практическое занятие

16.12

15

6 раздел

Лексический и фразеологический уровни структуры текста.

4

23.12

16

Анализ лексики с точки зрения происхождения

13.01

17

Анализ лексики с точки зрения употребления.

20.01

18

Обучение приёмам расширения словаря- семейное дерево.

27.01

19

7 раздел

Экспрессивный уровень структуры текста

3

03.02

20

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях.

10.02

21

8 раздел

 Синтаксический уровень структуры текста.

2

24.02

22

Функциональная значимость словосочетания и предложений.

02.03

23

9 раздел

Определение доминирующего уровня структуры текста.

5

09.03

24

Разные уровни проникновения в содержание текста в зависимости от цели анализа.

16.03

25

Скорость и гибкость чтения.

23.03

26

Структура  рассказа.

30.03

27

Структура повествования.

13.04

28

10 раздел

Полный лингвистический анализ текста.

5

20.04

29

Обобщение всех этапов работы.

27.04

30

Практическое занятие: анализ темы, проблематики, авторской позиции

04.05

31

Практическое занятие: анализ эмоциональной тональности текста.

11.05

32

Обучение контролю качества собственного чтения.

18.05

33

повторение

Обобщение пройденного за год

25.05

Материально-техническое обеспечение курса.

  1. Компьютер, проектор, экран
  2. Компакт-диск аудио
  3. Флеш-карточки
  4. Раздаточные листы с дидактическим материалом

            Учебно-методическое обеспечение курса.

  1. Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта  (2004г.)
  2. Примерные программы по учебным предметам/ иностранный язык/ стандарты второго поколения. Москва, издательство «Просвещение» 2011 г., А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков
  3.  Методическое пособие «Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы    чтения и грамотности» Н.Н.Сметанникова, Москва «Школьная библиотека» 2005
  4. Приложение «Родительское собрание, посвящённое детскому чтению» к журналу Школьная библиотека» №9-10, ноябрь- декабрь 2005 г.
  5. Книга по чтению 3 уровня «Дом Хэмптона» Дженни Дули, 2012, «Экспресс Паблишинг», «Просвещение» Москва
  6. Книга для учителя «Дом Хэмптона» Дженни Дули, 2012, «Экспресс Паблишинг», «Просвещение» Москва
  7. Рабочая тетрадь «Дом Хэмптона» Дженни Дули, 2012, «Экспресс Паблишинг», «Просвещение» Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс

Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...