Программа по элективному курсу «Разноаспектный анализ текста. Создание сочинения – эссе»
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

 новгородова надежда михайловна

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов написания сочинения  предыдущих  лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\Грамоты НМ\Изображение 016.jpg

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов написания сочинения  предыдущих  лет.   Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. Задание 25 экзаменационного теста   требует  развернутого ответа в форме сочинения рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих высказываний и порождение своих текстов, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления.  Это  задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса. Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения. Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы. Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания 25 на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки. Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является написание сочинения.

Программа элективного курса состоит из 2-х разделов. Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение - эссе». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа эссе на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания 25 повышенного уровня сложности.

Цели элективного предмета:

1. Помощь ученикам  в  подготовке к выполнению задания №25 ЕГЭ.

2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рассуждения  или эссе.

3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.

4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.

6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного предмета:

1.Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

2.Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

3.Способствовать развитию письменной речи.

4.Подготовить учащихся к выполнению задания № 25  ЕГЭ.

1.Прогнозируемые результаты  обучения.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

виды текста;

определение понятий «вступление» и «заключение»;

что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

указывать средства связи между частями текста;

определить тему и основную мысль текста;

определить тип и стиль речи;

использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

анализировать форму исходного текста;

находить характерные для исходного текста языковые средства;

создавать связное высказывание;

излагать последовательно собственные мысли;

использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

2. Содержание учебного предмета

  Стилистический и типологический анализ текста. (8 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

  Лингвистический анализ текста. (11 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Анализ содержания текста  (3 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Композиция и языковое оформление сочинения (12 часов)

Формулировка 25 задания   ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом.        Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.

Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте.

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.   Разные способы построения вступления к сочинению.

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Промежуточная аттестация.(Контрольное тестирование).

3.Тематическое планирование

№п/п

Название темы

Количество часов

1

Стилистический и типологический анализ текста

8

2

Лингвистический анализ текста

11

3

Анализ содержания текста  

3

4

Композиция и языковое оформление сочинения

11

5

Промежуточная аттестация.(Контрольное тестирование).

1

6

Итого

34

 Календарно-тематическое планирование

№п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Аргументация изменений

Стилистический и типологический анализ текста. (8 часов)

1.

Текст. Тема и основная мысль текста.

2.

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте.

3.

Выделение микротем в тексте.

4.

Лексические средства организации текста.

5.

Морфологические средства организации текста.

6.

Синтаксические средства организации текста.

7.

Стили речи.

8.

Типы речи. Тренировочный тест.

Лингвистический анализ текста (11часов)

9.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

10.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

11.

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

12.

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы.

13.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

14.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

15.

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

16.

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

17.

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

18.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

19.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Анализ содержания текста (3 часа)

20.

Содержание исходного текста

21.

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

22.

Рецензия. Эссе

Композиция и языковое оформление сочинения. (12 часов)

23.

Формулировка 25 задания   ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом.

24.

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

25

Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.

26

Определение авторской позиции.

Круг рассматриваемых вопросов в тексте.

27

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

28

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

29

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.   Разные способы построения вступления к сочинению.

30

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

31

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

32

Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.

33

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

34

Промежуточная аттестация.

Контрольное тестирование).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

УМК к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" с применением ИКТ

Материал представляет собой разработку тематического планирования,технологических карт уроков к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" со ссылками на ресурсы ФЦИОР и ЭОР. Для использова...

Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...