конспект урока на тему "Буквы О и А на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок  русского языка в 7 классе по теме "Буквы О и А на конце наречий"  разработан в соответствии с программой общеобразовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_o_i_a_na_kontse_narechiy._bedyuh_a.a.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы О и А на конце наречий.

7А класс

Разработал:  Бедюх Анна Алексеевна.

Учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 66 р.п.Бердяуш, без категории

Используемый учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.А.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Русский язык. 7 класс, 2009

Цели урока:

  • Знать и понимать орфограмму «Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, (ИС-), ДО-, С- (СО-), В-(ВО-), НА-, ЗА-;
  • Уметь применять правило, изученное на уроке;
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Воспитывать самостоятельность учащихся.

 

План урока:

  1. Орг.момент.
  2. Этап подготовки учащихся к сознательному освоению новых знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.
  5. Этап информирования о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать быстро, ловко, умело, внимательно, чётко, старательно.  Я думаю, что вы легко ответите на любой мой вопрос. И чтобы вам не было грустно, тоскливо, печально, а главное – скучно, мы будем стараться всё выполнять дружно, весело. ( все наречия выписаны заранее на обратной стороне доски).

Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и вид работы (классная работа), а вот строчку для записи темы урока оставьте свободной.

- Ребята, какая часть речи употреблена мною более всего? (наречия)

- Назовите их.

- Дайте определение наречию. Что такое наречие?

- Что обозначает наречие?

- На какие вопросы отвечает наречие?

- Какова синтаксическая роль наречия в предложении?

- Как образуется наречие? От какой части речи?

Задание: - Ребята, запишите рядом с наречиями, произнесёнными мною в начале урока ( см. доска), прилагательные, от которых они образованы.

Проверка: дети «по цепочке» называют прилагательные.

- Ребята, мы вспомнили (повторили), что такое наречие как часть речи.

Сегодня мы с вами будем исследователями. Запишите предложения и найдите в них наречия.

Издавна русские считались храбрыми воинами.

Мой брат досрочно сдал экзамены.

- Обратите внимание на эти наречия. Можете ли вы объяснить, почему в наречии ИЗДАВНА пишется суффикс –А, а в наречии ДОСРОЧНО  - суффикс –О.

- Ребята, над какой темой мы будем сегодня работать? ( Буквы А и О на конце наречий.)

- Запишите тему урока. Чему мы должны научиться? (Объяснять выбор написания О и А на конце наречий.)

- Значит, какова цель урока? (Узнать, когда в наречиях пишется А, а когда О, т.е. вывести правило, научиться его применять.)

- Ребята, определите, от каких слов образованы данные наречия?

        ИЗДАВНА – давний

        ДОСРОЧНО – досрочный

- Какими способами образованы данные наречия? (Приставочным и приставочно-суффиксальным способами.)

- Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом, то какая гласная пишется на конце наречий? (А)

- А если наречие образовано суффиксальным способом? (О)

- От чего зависит написание А и О на конце наречий? (от способа образования наречия)

- Давайте проверим. Для этого запишем наречия и прлагательные, от которых они образованы (см. стр. 114 в учебнике)

_ Ребята, таким образом мы вывели правило, которое попробуем применять, выполняя упр. 245( комментированное письмо, «по цепочке»).

Закрепление материала.

  1. Выборочный диктант.

Задание: выписать наречия из диктуемых предложений, распределяя их  в 2 столбика.

        -А (-Я)                        -О

  • Небо было раскалено почти добела.
  • Ветер снова усилился.
  • Серое небо предвещало дождь надолго.
  • Посмотри-ка вправо.
  • Начни всё сначала.
  • Издалека послышался шум.

  1. Выполнение упражнения 246.
  2. Итоговая проверочная работа ( запись под диктовку).

Сначала посетить,

 подъезжать справа,

повернуть налево,

издавна поражать,

поглядеть искоса,

недоверчиво относиться,

заново прийти,

снова присутствовать,

изредка возражать,

издалека начинать.

Подведение итогов урока.

  • Чем занимались на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Как определить, какую букву писать на конце наречий?

Домашнее задание.

 Упражнение 247, правило. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Урок по теме: Буквы О, А на конце наречий

Вид урока: урок усвоения новых знаний. Задачи урока. - Образовательные: совершенствовать знания об особенностях  наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на к...

План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....

Конспект урока истории "Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в."

Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна....

Конспект урока по истории "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".

Учебное занятие: "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во  Франции".Цель и задачи урока:1.    Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного...

Разработка урока : Тема «Буквы о и а на конце наречий»

Цели, задачи урока:Образовательные: показать условия выбора правописания  а-о на конце наречий  ,повторить способы образования словРазвивающие: развитие навыков работы с текстом, логического...