Формирование орфографических навыков на уроках русского языка через интерактивные формы обучения.
статья по русскому языку на тему

Евланова Александра Фёдоровна

В статье описана система работы по развитию орфографических навыков через применение интерактивных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfografich._navykov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование орфографических навыков на уроках русского языка через

интерактивные формы обучения

Учитель русского языка и литературы высшей       квалификационной категории Муниципального образовательного учреждения Алексеевской средней школы № 3 им. Г. С. Боровикова Евланова А. Ф.

        Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы, поэтому проблему выработки орфографической зоркости и навыков грамотного письма считаю для себя главными. С этой целью много лет успешно использую интерактивные технологии.

 Интерактивное обучение в 5-ых классах начинаю с работы в парах. Работая в паре, ученики могут повторить, проверить, закрепить изученное. Опишу некоторые виды работ, дающих положительные результаты.         

1.Проверка усвоения правил

Взаимопроверка правила (устный опрос): ученик рассказывает изученное правило соседу по парте, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями. Оценивают друг друга. После завершения работы учитель заслушивает 2-3-х учеников и подводит итоги.

        2.Опрос изученного  правила  у доски.

        У доски два ученика. Один из них задаёт вопросы, а другой отвечает. Потом они меняются ролями. Класс оценивает ответы одноклассников, при необходимости внося дополнения и изменения.

        3 . Проверка домашнего задания.

        По тексту домашнего упражнения заранее учащимся готовятся вопросы по изученным  орфограммам. Например, найти 2 слова с безударной гласной в корне слова, 2 слова с непроизносимым согласным и др.

        С целью развития орфографической зоркости на каждом уроке использую различные виды словарных диктантов для постоянной пары.

Приведу несколько примеров.

        1.Дома учащиеся составляют словарный диктант на изученные темы. В начале урока, во время орфографической пятиминутки, учащиеся диктуют своему соседу по парте слова, в которых те должны увидеть и подчеркнуть  нужные орфограммы. Затем они меняются ролями. По завершении  диктанта работы проверяются и выставляются оценки. Нормы оценок учащиеся знают заранее. Подобную работу в постоянной паре можно провести и с карточками, подготовленными учащимися дома на основе изучаемого по литературе произведения.

        2.Словарный диктант с взаимопроверкой. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, обозначают орфограммы. Заранее я называю параграфы, к которым нужно обратится для самопроверки.  Затем проводят взаимопроверку и выставляют оценку.

        3.Словарный диктант с продолжением. Учащиеся дома записывают слова с изученными орфограммами на карточках (количество слов ограничено нормами для каждого класса). В классе они обмениваются этими карточками с соседом по парте. Те обозначают изученную орфограмму, придумывают и  записывают рядом слово с той же орфограммой.

        4.Практикую во всех классах проведение взаимодиктантов по следам сделанных в тетради ошибок. Эта работа очень важна, потому что многие ученики ограничиваются просмотром оценок, не вникая в суть своих ошибок.

        5. В 5-6 классах провожу словарные диктанты на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Затем они проверяют ответы соседа по парте и выставляют оценку.

        Наблюдения показывают, что работа в паре помогает учащимся  легче  усваивать новый материал, так как непосредственный диалог способствует этому. Роль же учителя- направляющая и контролирующая.

         После изучения какой-либо большой темы или раздела каждый ученик составляет карточку-зачёт для соседа по парте. Количество  заданий регулируется количеством вопросов по повторению, которые даются в учебнике.

С 5-го класса начинаю также проводить  работу в малых группах и практикую игры- соревнования. Дети этого возраста очень подвижны и им трудно усидеть на одном месте. Игра помогает снять утомление на уроке, а также является активным средством воспитания многих нужных современному человеку качеств. Приведу несколько примеров.

        1. Игра- эстафета. С последней парты передаётся учителю листок,  на котором написаны слова с изученной орфограммой. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием и допускает  меньшее количество ошибок.

        2.Рассказ правила по цепочке тоже даёт хороший результат, так как учащиеся очень боятся подвести товарищей. Цель этой работы- логически правильно рассказать изученное правило. Побеждает та команда, которая правильно и не нарушая логику изложения, даёт полный ответ.

        В 6-ом классе чаще практикую групповую форму работы. Так как она возможна на уроках любого типа. При объяснении нового материала класс разбиваю на группы, предлагаю изучить материал, пользуясь алгоритмом, и изложить его в виде опорной схемы, рисунка или таблицы, чтобы потом изложить классу. После коллективного обсуждения лучшие схемы записываются в тетради- словари, которые  ведут все мои ученики.

        Групповую форму работы использую и при работе над ошибками , допущенными в контрольных работах, срезах, диктантах .Каждой группе выдаётся тетрадь с работой, в которой не исправлены ошибки. Учащиеся находят и  исправляют ошибки, а также дают им объяснение.

В7-ом классе игровая деятельность усложняется. Предлагаю учащимся ролевые игры. Они привлекает меня тем, что позволяют вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дают возможность шире использовать межпредметные связи,  опереться на разные виды искусств, создают атмосферу приподнятости, доверительности, задушевности. Планируя учебный материал и правильно подбирая ролевые игры, решаю сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление пройденного, развитие творческих способностей, формирование общеучебных навыков, получение возможности учащимся понять и изучить материал с разных позиций. Изучив в 7-ом классе темы  «Причастие», «Деепричастие», «Наречие»,урок повторения и обобщения провожу в форме «Заседания Учёного совета», пресс - конференции. Данная форма работы требует большой предварительной подготовки, но окупается тем, что развивает у ребят чувство личной ответственности за результат, лидерские качества, творческие способности, поддерживает интерес к уроку и даёт возможность успешно решить общеучебные задачи.

Интерактивные технологии при изучении орфографии хороши тем, что каждый учитель может придумать новые формы работы с классом, направленные на реализацию личностно-ориентированного обучения. Главное – во всём знать меру.

         

         

        

        

         

         

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографических навыков на уроке русского языка

Рекомендации по формированию орфографических навыков на уроке русского языка...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.

 Точная, грамотная и  выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки о...

Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе

Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звен...

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Методические аспекты формирования орфографических навыков на уроках русского языка у детей с нарушениями речи

Основным симптомом дисграфии является наличие устойчивых и специфических ошибок на письме. На начальных этапах обучения школьники допускают множество ошибок, но они не являются патологическими, не име...