Формирование орфографических навыков на уроке русского языка
статья по русскому языку по теме

Кузнецова Татьяна Николаевна

Рекомендации по формированию орфографических навыков на уроке русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование орфографических навыков на уроке русского языка

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель "должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. При этом надо учитывать, что слово автоматизированный " Означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации».

Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: автоматизированный навык "позволяет на каждом шагу, в частности, при затруднениях, вновь становиться сознательным..."

Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.

Объем   знаний   по   орфографии   определен   школьной программой по русскому языку. Условия, необходимые для

формирования  орфографических  навыков, таковы:

 -высокий научный уровень преподавания орфографии;

-связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;

-знание орфографических правил;

-упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Причем следует подчеркнуть, что упражнения и правильно понятая тренировка - это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в процессе которой первоначальное движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется.

Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил.

И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

Как известно, формирование орфографических навыков - сложный и длительный процесс. В первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем - совершенствуются.

Теоретическую основу орфографических действий составляют знания по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису. Минимум    знаний    по    данным разделам языка необходим учащимся для верного применения орфографических правил.

Программа рекомендует ознакомить учащихся с понятием орфограмма.

Термин "орфограмма" введен в действующие учебники по русскому языку. Орфограммой является буква... Орфограммой может быть также слитность (или раздельность) написаний, строчность (заглавность) буквы, место переноса, объем сокращения слова.

Умение обнаружить (опознать, определить) орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил. Такое умение обычно называют орфографической зоркостью. Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах.

Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм.

В ходе изучения того или иного орфографического правила учитель сообщает учащимся опознавательный признак орфограммы, чтобы они запомнили его.

Упражнения,        способствующие        развитию

орфографической зоркости, т.е. содействующие тому, что школьники учатся обнаруживать  (определять) орфограммы по их опознавательным признакам.

-найти в данном тексте изученные орфограммы (устно и письменно);

-записать тексты, подчеркнуть изученные орфограммы; -подобрать слова с той же орфограммой, которая имеется в данном примере;

-сгруппировать орфограммы ( устно и письменно);

-списать текст с пропуском тех букв, правильное написание которых затрудняет .

При выполнении этих и других упражнений орфографического характера учащиеся обязательно указывают опознавательный признак соответствующей орфограммы.

Так постепенно формируется понятие об орфограмме и ее основных разновидностях.

Первым        условием        формирования

орфографических навыков        является        изучение

орфографических правил.

Орфографическое правило только тогда сможет быть руководством к действию, когда все необходимые и достаточные признаки орфограммы названы в его формулировке.

Как же работать над орфографическими правилами? Прежде всего нужно подготовить учащихся к восприятию орфографического    правила.    Подготовительная    работа заключается в том, чтобы учащиеся повторили и закрепили необходимый  материал  по  фонетике  и  грамматике  и получили нужные сведения по семантике. Затем идет объяснение орфографического правила. Прежде    всего    организуется    проблемная    ситуация, «столкновение»  с  трудностью,  с  тем,  «чтобы  создать нужную мотивацию, то есть положительное отношение учащихся к поставленной перед ними учебной  проблеме.

Затем записывается название темы, и учитель анализирует этот заголовок, называя опознавательные признаки.

Далее подвергается анализу специально подобранный с учетом вариантов орфограммы дидактический материал, затем формируется орфографическое правило. Эта формулировка соотносится с заголовком. Обращается внимание на то, что в какой последовательности названы соответствующие признаки орфограммы. Это способствует тому, что учащиеся усваивают формулировку правила как руководство к его применению.

При изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцами, а также использует объяснительное письмо.

Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.

И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста, т.к. при диктантах и при всякого рода творческих письменных работах определять орфограммы ученику приходится либо при слуховом восприятии, либо при внутреннем произнесении его.

После того как учитель объяснил суть орфографического правила, указал опознавательный признак соответствующей орфограммы, рассмотрел способ применения изучаемого правила, дал образцы устного и письменного орфографического разбора, учащиеся приступают к выполнению специальных орфографических упражнений. Это может быть списывание, диктанты различных видов, работы творческого характера; подбор примеров, изложение небольшого текста, в котором имеются слова с орфограммами, подлежащими закреплению, создание текста, анализ слов с нужными орфограммами.

В школьной практике наибольшее распространение, если иметь в виду характер деятельности ученика, получили диктанты.

Для отработки орфограмм используются и работы творческого характера.

Итак, орфографические навыки совершенствуются на всем протяжении обучения детей в школе.

Учителю, формирующему умения и навыки грамотного письма, следует помнить, что правила должны быть руководством к действию для учащихся на практике их письма, поэтому он должен научить применять орфографические правила в ходе письма. Дидактический материал для упражнений должен подбираться с учетом вариантов орфограмм, т.е. с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при письме.

И последнее, необходимо стремиться к тому, чтобы школьники уяснили основные принципы каждой части русской орфографии и чтобы эти принципы были для них своеобразными «общими правилами».

Внутри первой и второй частей русской орфографии правила группируются с учетом опознавательного признака орфограммы.

Прежде чем изучить новое правило, необходимо повторить все ранее изученные правила с этим же опознавательным признаком.

Это будет способствовать систематизации знаний по орфографии, глубокому усвоению формулировок правил, осмысленному запоминанию обобщенной схемы их применения.

Такая работа важна на всех этапах изучения орфографии в школе.

Формирование прочных орфографических навыков на уроках русского языка есть воспитание и становление личности, владеющей свободно русским языком. А свободное владение родным языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей среднее учебное заведение.

Кузнецова Т.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г. Шатуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.

 Точная, грамотная и  выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки о...

Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе

Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звен...

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Формирование орфографических навыков на уроках русского языка через интерактивные формы обучения.

В статье описана система работы по развитию орфографических навыков через применение интерактивных форм обучения....

Методические аспекты формирования орфографических навыков на уроках русского языка у детей с нарушениями речи

Основным симптомом дисграфии является наличие устойчивых и специфических ошибок на письме. На начальных этапах обучения школьники допускают множество ошибок, но они не являются патологическими, не име...