Имена существительные собственные и нарицательные
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Вихрова Наталья Михайловна

Открытый урок русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_1.docx209.44 КБ
Office presentation icon imena_sobstvennye_i_naritsatelnye.ppt163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

  1. ФИО                         Вихрова Наталья Михайловна
  2. Место работы         МБОУ Гимназия №3
  3. Должность                 учитель
  4. Предмет                 русский язык и литература
  5. Класс                 5
  6. Тема урока         Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных
  7. Цель урока:  формирование представлений учащихся об именах собственных и нарицательных.        
  8. Задачи:                 

1. Образовательные:

– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;

– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;

– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.

2. Развивающие:

– развивать речь учащихся;

– развивать внимание учащихся;

– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.

3. Воспитательные:

– воспитывать речевую культуру;

– пробудить интерес к малой родине.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык, интерес к малой родине.

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в заданной ситуации.

Предметные: знать основание деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена, заглавия книг, газет и т. п.; графически обозначать условия выбора верных написаний; разграничивать омонимичные формы имён собственных и нарицательных.

Метапредметные в области ИКТ-компетентностей: соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ; осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; участвовать в коллективном создании текстового документа; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактор; осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио; соблюдать нормы информационной культуры, этики и права. с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей

  1. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный экран, проектор, раздаточный материал: учебник «Русский язык. 5 класс. В двух частях. Учебник для общеобразовательных учреждений» / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; М.:Просвещение, 2015, электронное приложение к учебнику.

ХОД УРОКА

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

2.Мобилизующий этап урока.

– Какую часть речи вы сейчас изучаете?

– Что такое существительное?

На прошлом уроке мы с вами говорили об одушевлённых и неодушевлённых существительных. Давайте вспомним, как определить одушевлённое имя существительное от неодушевлённого.

- Хорошо совершенно верно. Давайте начнём нашу работу с небольшого мозгового штурма.

- у меня для вас приготовлены разные задания. (2 ученика выполняют  индивидуальное задание у доски.

1 ученик за компьютером  выполняет тестирование (электронное приложение к учебнику) А все остальные работают вместе со мной: Игра называется «Семафор». Каждый из вас по цепочке будет называть существительное, а какое оно (одушевленное или неодушевленное), вы мне будете показывать при помощи сигнальных карточек. Когда называют одушевленное существительное, поднимаете красную карточку,  неодушевленное – синюю.

Проверяем работу у доски.

-Замечательно, все включились в работу! 

Отвечают на вопросы.  Строят понятные  для  партнёра высказывания.

Выполняют поставленную учителем задачу, включаются в работу.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

3. Актуализация знаний.

Ребята обратите внимание на слайд:

страна, Россия, Шукшин, рассказ, река, Обь (слайд 1)

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

- На какие две группы можно разделить существительные.

 

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

–Дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски)

Смотрят презентацию, решают проблемный вопрос, анализируя задание.

Формулируют, высказывают, обосновывают сои мысли. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задание в тетрадях с последующей проверкой.

Личностные: имеют желание осознавать собственные трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий и поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы

4. Целеполагание

Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока:  Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

(слайд 2)

 

Какие же цели мы свами сегодня поставим?

С что нам поможет, с помощью чего мы достигнем нужного результата?

(слайд 3)

Формулируют тему и цели урока, выясняют чем они могут пользоваться, чтобы достичь поставленных целей.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, анализируют высказывания одноклассников, делают собственные умозаключения.

Регулятивные:  планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

5. Творческая, практическая деятельность

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы?

– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.

– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.

Итак, на какие две группы делятся имена существительные? (слайд 4) Ребята, давайте сейчас все вместе составим схему-памятку:

Слушают, анализируют, выделяют необходимую информацию.  Отвечают на вопросы, поставленные учителем. С помощью компьютера (выходят по очереди), строят схему, заполняя ячейки.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, анализируют высказывания одноклассников, делают собственные умозаключения, учатся на компьютере составлять схемы.

Регулятивные:  планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

5. Промежуточный итог

Ребята, давайте подведём промежуточный итого урока. Итак, что мы с вами вспомнили, что и с помощью чего научились делать? (вспомнили, какие сущ. Относятся к именам собственным, научились с помощью, компьютера систематизировать материал, составлять схему).

Проводят самоанализ, выясняют, что у них уже получилось, какие средства для этого они использовали.

Личностные: получают моральное подтверждение и удовлетворение от проделанной ими работы, учатся самоанализу

Регулятивные: учатся подводить промежуточный итого своих действий

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

6. Физминутка

Слайд 5 (музыкальный видео ролик)

Выполняют упражнения

7.  Творческая, практическая деятельность

А теперь давайте поработаем в группах:

  1. Группа. Работает за компьютером.

– Какова особенность написания имен существительных собственных? (составить алгоритм рассуждения)

  1. Группа. Работает с текстом.

•        Работа с текстом:

Горня́к  административный центр Локтевского района Алтайского края. Город расположен на юго-западе Алтайского края на реке Золотухе (приток Алея) в 360 км от Барнаула недалеко от границы с Казахстаном. Через город проходит железнодорожная ветка Локоть — Усть-Каменогорск — Риддер.

Золотушинский рудник открыт в 1751 году. Горные разработки продолжались до середины XIX века, возобновлены в 1939 году. В 1942 году в степной, заболоченной местности, в трёх километрах на юг от речки Золотуха, появился посёлок горняков, строящегося Золотушинского рудника, названный рабочим посёлком Горняк. Статус города посёлок получил в 1969 году.

В городе есть железнодорожная станция Неверовская, которая, по некоторым данным, получила название от одного из первых поселенцев в этих краях — ссыльного поляка Антона Неверовского, участника польского восстания 1863 года. По другой версии станция носит имя Ивана Захаровича Неверова, кавалера ордена Красного Знамени (присвоенного посмертно), погибшего в бою во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге.

–  из текста выпишите 5 существительных собственных и 5 нарицательных.

  1.  Группа. Работает с заданием в тетрадях.

написать следующее:

  1. названия улиц города Горняка (4-5 слов);
  2. Названия населённых пунктов Локтевского района  (сёла, деревни).
  3. Географические названия Локтевского района (реки и др.)

Прежде чем начать работу давайте вспомним правила работы в группе. (слайд 6 )

Все справились с заданиями, теперь давайте поделимся полученными знаниями.

Итак, первая группа составляла алгоритм рассуждения. Посмотрим на него.

Вторая группа, прочитайте, пожалуйста, текст. Ребята, что вы узнали о городе из этого текста?

Какие имена собственные вы выписали? Какие нарицательные?

Третья группа прочитайте ваше задание и ответы.

Работают в группе, выполняют поставленные перед ними задачи. Анализируют результаты работы своих одноклассников

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют решение учебных задач, операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения-выводы, учатся с помощью компьютерной программы строить алгоритм рассуждения в виде схемы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

8. Закрепление знаний

Ребята, давайте выполним задание в 500 в учебнике, а поможет нам в этом памятка, составленная 1 группой (у доски два человека)

Работают с учебником

Познавательные: самостоятельно формулируют цель,  осуществляют поиск необходимой информации,

9. Включение в систему знаний и повторение

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке. (слайд 8)

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка. (слайд 9)

1.б 2. Б 3.б 4. А

Выполняют тест,  меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по образцу, оценивают работу друг друга, работая в паре обсуждают получившиеся результаты.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают работу,  исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

10. Рефлексия

Подведение итогов урока (слайд 10).

– Ребята, вспомните цели нашего урока. Скажите, что у вас сегодня получилось, чего каждый из вас достиг?

- Что помогло вам на уроке в достижении целей?

Ребята, а теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке?

- Молодцы, вы сегодня очень плодотворно поработали, попробовали себя в различных видах деятельности, это групповая работа, и работа с мультимедийным оборудование, сегодня учились систематизировать полученную информацию, в виде схем, извлекать нужную информацию из текста. Кроме того вы расширили свои знания о родном городе.

Спасибо за урок!

Сообщение домашнего задания (слайд 11).

Подводят итог проделанной работы,  определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: приобретают  мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

страна, Россия, Шукшин, рассказ, река, Обь – Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова? - На какие две группы можно разделить существительные.

Слайд 2

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

Слайд 3

Цели урока: - углубить и совершенствовать знания о собственных и нарицательных именах существительных - отработать умения различать имена собственные и нарицательные - правильно оформлять имена собственные на письме

Слайд 4

Имена существительные Имена существительные собственные нарицательные называют однородные предметы Называют единичные предметы Исторические Названия праздников Астрономические названия Названия книг, фильмов, картин, спектаклей, предприятий ФИО, прозвища, клички Географические названия события

Слайд 6

«Правила работы в группе» Слушай, что говорят другие. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Слайд 7

Алгоритм применения правила употребления большой буквы и кавычек в именах собственных Что называет? однородные предметы нарицательное отдельный предмет, чтобы отличить его от других собственное строчная прописная Называет предприятие, произведение живописи, музыки, литературы кавычки

Слайд 8

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке . 1. Имена существительные собственные называют: а) однородные предметы б) единичные предметы. 2.Нарицательные существительные пишутся: а) с большой буквы б) с маленькой буквы 3.В какой строке все слова написаны верно: а) дом, мама, миша б) кузнец, комар, Комаров 4.В какой строке допущена ошибка: а) кузнец, кузьма, кузов б) Кузнецов, Петров, Мухин

Слайд 9

Взаимопроверка. 1.б 2.б 3.б 4.а

Слайд 10

Цели урока: - углубить и совершенствовать знания о собственных и нарицательных именах существительных - отработать умения различать имена собственные и нарицательные - правильно оформлять имена собственные на письме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...

" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.

Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....