основная цель обучения русскому языку
статья по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Статья была напечатана как организация методической  помощи  учителям русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная цель обучения русского языка в средней школе – привить учащимся «стремление овладеть богатствами языка» Русский язык – родной для наших детей. А это означает, что уже в раннем возрасте они овладевают грамматическим строем языка, его фонетикой и лексикой. Однако, умея склонять и спрягать на родном языке, дети затрудняются при образовании «трудных» грамматических форм, употребляя ненормативные формы («ездиют, «красившее», «оплатить за проезд», «доказывать обэтом), просторечные варианты(«положь, «»удивиться на вопрос») или фунционально или стилистически неоправданные варианты («плескаю», «простынь», «пять апельсин», «отзыв на книгу», «звонишь), смешение значенимй слов:одеть и надеть, невежа и невежда, «опять и обратно; лишние слова и тавтологические словосочетания: своя автобиография, опытный ветеран, «в июне месяце», слова-паразиты(значит, так сказать, в общем).

Овладение богатствами родного языка немыслимо без постоянного обращения к соответствующей справочной литературе(СЛЛ).

Каждый учитель не обходится в своей работе без словарей, однако сталкивается с целым рядом преград. Ученики часто не знают , к какому словарю нужно обращаться: о постановке ударения справляются в орфографическом словаре, хотя существует «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка» Б.Т.Панова и А.В.Текучева; толкование слов готовы искать в орфографическом словаре, нормы употребления – в словаре В.И. Даля, словарь иностранных слов путают с двуязычным.

Объективная трудность как ля ученика, так и для учителя – неразработанность  методики работы со СЛЛ. Работа со СЛЛ должна характеризоваться внутренним единством, целостностью, последовательностью введения различных типов словарей в учебный процесс.

Опишу опыт такой работы. На вступительном уроке знакомства со СЛЛ объясняю пятиклассникам разницу между энциклопедической и лингвистической справочной литературой, рассказываю о значении словарей и справочников в жизни общества. Целесообразно знакомство со словарем начинать  с наиболее простого – орфографического, затем вводятся аспектные словари- толковый как аспектный, антонимов, словообразовательный, иностранных слов, фразеологический.

Использование орфографического словаря – средство овладения орфографией и повышение эффективности обучения.Прежде всего учу ребят анализировать содержание словаря с помощью просмотрового чтения (рассматривается обложка, титульный лист, выходные данные, название книги. Словарь приводит основные правила русской орфографии. Поэтому для пятиклассников- это основной помощник при выполнении упражнений в классе и дома, при написании изложений и сочинений, работе над ошибками. При отыскивании слов  в словаре пятиклассники учатся принимать во внимание алфавитное расположение слов.

Навык видения помет словаря – быстрое их нахождение в словарной статье и расшифровывание. Основной навык при работе со СЛЛ – навык чтения структуры словарной статьи. Словарная статья орфографического словаря содержит сведения о написании, произношении грамматическом значении начальной формы слова. Навык нахождения слов в словаре может быть доведен до совершенства за год, если учащимся предлагать хотя бы раз в неделю найти в орфографическом словаре 5-10 слов.

При изучении лексики в 5-6 классах вводится толковый словарь. Освоение данного типа словаря будет проходить в течение 2 лет. В центре внимания – словарная статья. При изучении антонимов знакомлю со «Школьным словарем антонимов русского языка» М.Р.Львова, чтобы в дальнейшем при работе над сочинениями и изложениями, анализе языка  художественных произведений, подготовке к выступлениям. В 6 классе дается понятие о диалектных, профессиональных и устаревших словах. Обращаясь к таким словарям, нужно акцентировать внимание на новых элементах в структуре словарных статей- пометы перед толкованием  значений: обл. снабжаются местные и диалектные слова; пометами спец., астр., биол. – профессиональные слова и термины; пометой устар. – архаизмы.

Правильно образовывать формы слови соблюдать в своей речи нормы литературного языка, извлекать информацию о формах словооизменеия в словарях и справочниках, находить ошибки в устной и письменной речи, исправлять их – вот те важные компоненты умений, выработка которых у учащихся создает новые условия для дальнейшей работы по формированию умения  совершенствовать написанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе.

теоретические и практические аспекты формирование коммуникативной компетенции...

Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)

Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)...

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Коммуникативная компетенция как одна из основных целей обучения английскому языку

В данной презентации рассматриваются основные аспекты формирования коммуникативной компетенции учащихся, компоненты, входящие в её состав, а так же представлены некоторые виды упражнений для развития ...

Доклад на тему: «Педагогическое общение как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания»

Педагогическое общение ‒ это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся.Основная ц...