Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Шашкова Надежда Андреевна

Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе рабочих программ по русскому языку: 5-9 классы (Сост. О.В. Ельцова. - М.: ВАКО, 2011), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, определяющего цели обучения учебному предмету, обязательный минимум учебного материала образовательных программ, требований к уровню подготовки учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.docx91 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение ____

к Образовательной программе основного

общего образования на 2015-2016 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

Рабочая программа

Русский язык

Основное общее образование

8 класс

2015-2016 учебный год

Разработчик:

Шашкова Надежда Андреевна,

учитель русского языка и литературы

2015

1.Перечень нормативных документов, на основе которых разработана учебная программа

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
  3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  9. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
  10. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
  12. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
  4. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839
  5. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
  6. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2014-2015 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014г. № 03-02/4959

Институциональный уровень

  1. Об утверждении перечня учебников к использованию в образовательном процессе МБОУ СОШ №25 на 2014-2015 учебный год / Приказ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» Озерского городского округа Челябинской области от 29.05.2014г. №105-1/01-05-1.
  2. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам / Приказ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» Озерского городского округа Челябинской области от 27.06.2014 г. № 123/01-05-1.

2. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе рабочих программ по русскому языку: 5-9 классы (Сост. О.В. Ельцова. - М.: ВАКО, 2011), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, определяющего цели обучения учебному предмету, обязательный минимум учебного материала образовательных программ, требований к уровню подготовки учащихся.

Учебники:

  1. Русский язык: Учебник для 8 класса/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Л.А., Дейкина А.Д. и др.  : М.: «Просвещение», 2013г.

Входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.

Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

 В соответствии с эти изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

Общие задачи изучения русского языка в школе:

  • Формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала.
  • Формирование сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, любовь к родному языку.
  • Формирование информационной культуры учащихся, умений извлекать информацию из разных источников.
  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
  • Овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
  • Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Воспитание учащихся средствами данного предмета.
  • Развитие логического мышления учащихся.
  • Обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
  • Формирование общеучебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности.

Цель курса 8 класса: познакомить с основными сведениями о языке, определениями основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческими понятиями, и пунктуационными правилами.

Задачи курса:

  • Научить производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Научить составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Научить соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  • Научить находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
  • Научить ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.  Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
  • Научить находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
  • Научить определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; писать сочинения-описания местности, памятника культуры или истории, сравнительные характеристики знакомых лиц, сочинения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные речевые ошибки.
  • Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

     

        Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования

 Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями, методами и приёмами обучения. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока.

  С целью повышения качества образования мною ведётся постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, апробация новых технологий обучения. Отдаётся предпочтение технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. Используются следующие виды технологий: когнитивные (проектная деятельность, решение проблем); технологии сотрудничества (ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление текстов); контролирующие (тестирование, конкурсы, олимпиады и др.); информационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы); здоровьесберегающие (смена видов деятельности, использование музыки); игровые технологии (игры со словами);

   В ходе освоения содержания лингвистического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют свой опыт: самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования её в личный опыт; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.          

Для этого используются:

  • Проблемное обучение;
  • Технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов;
  • ИКТ;
  • Коллективная система обучения;
  • Технология модульного и блочно-модульного обучения;
  • Развитие исследовательских навыков;
  • Лекционно-семинарская система;
  • Технология игрового обучения: ролевых, деловых и др. обучающих игр;

Особенности организации учебного процесса

    Формы организации учебного процесса представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, индивидуальные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, домашнюю работу учащихся, семинарские занятия, экстернат, модульная, дистанционная.

     Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определённую дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.

  При изучении русского языка в зависимости от уровня способности класса осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения русского языка, от единичного к общему и всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям.

         В процессе изучения курса русского языка учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской              работе.

  Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России. Развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения формирую умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе происходит воспитание гражданственности, патриотизма.

Разбивка содержания программы на отдельные темы

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №25 на 2014-2015 учебный год:

  • в 8 классе отводится на обучение по русскому языку 105 часов (3 часа в неделю);

Ориентируясь на действующие в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы определяющие количество уроков, выделяемых как на изучение параграфов и пунктов учебника, так и для развития речи учащихся, проведения контрольных работ. С учётом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроецированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения. В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными обстоятельствами.

                

Содержание учебного материала.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. 

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этичес-кие, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

Основные выразительные средства словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии. 

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация 

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

8 класс

Функции русского языка в современном мире

Повторение пройденного в 5 - 7 классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание

I.Повторение пройденного о словосочетании в V-VII классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II.Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  1. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в  предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурного памятника как вид текста; структура текста, его языковые особенности

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения

* Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

* Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

* Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

   *Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

   * Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

   *Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения

I.Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
 

Обращение, вводные слова и междометия

I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

  Учебно-тематический план

8 класс

Раздел

Количество часов

Введение

1

Повторение изученного в 5-7 классах

8

Словосочетание

2

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

12

Второстепенные члены предложения

8

Односоставные предложения

11

Неполные предложения

2

Предложения с однородными членами

15

Предложения с обособленными и с уточняющими членами

21

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

11

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь

7

Повторение изученного в 8 классе

7

ИТОГО

105

 Содержание обучения определяет перечень и объём материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить её значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении. Организовать итоговое повторение.

В связи с тем, что рабочая программа - это программа, разработанная на основе примерной учебной, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, в данной программе увеличено количество часов на изучение тех тем, которым отведено большее количество заданий при итоговой аттестации учащихся (разделы синтаксиса, культуры речи), что продиктовано необходимостью целенаправленной подготовки к сдаче выпускных экзаменов, начиная со среднего звена основной школы. Потому в 8 классе количество часов в разделе «Главные члены предложения» сокращено на 2 с целью увеличить количество учебного времени на изучение односоставных предложений, в определении видов которых учащиеся, как правило, испытывают сложности. Из раздела «Неполные предложения» 2 часа перенесено в раздел «Повторение изученного в 8 классе», чтобы увеличить количество времени на углубление и систематизацию полученных за год знаний, умений, навыков. К разделу «Способы передачи косвенной и прямой речи», востребованному при написании сочинений при итоговой аттестации, добавлено 3 часа из учебных часов. В Методических рекомендациях по преподаванию учебных предметов отмечено, что по-прежнему актуальным остается вопрос о включении в планирование курса тех понятий, которые в действующих программах представлены слабо, либо не представлены вообще: в соответствии с Примерными программами необходимо сделать акцент на сведения по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка (звук, морфема, словосочетание, одушевленность-неодушевленность, обращение, переносное значение слова и т.п.), и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания (звукопись, риторическое обращение, риторический вопрос, метафора, олицетворение и т.п.). В пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского даётся обоснование правомерности таких действий, поскольку примерная программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Реализуя же её выполнение посредством рабочей программы, возможно корректировать количество часов на изучение определенных разделов и тем с учетом уровня подготовленности учащихся к восприятию учебного материала.

Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания языкового образования, на освоение которого отводится 10% от общего объема отведенных на изучение предмета часов.

При изучении предмета необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3). Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой общеобразовательной организации образовательной программой.

В образовательной программе, составленной в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.), реализуется национально-региональный компонент (далее – НРК).

8 класс (10% - 10 уроков)

№ п/п

№ урока

Тема урока

Тема НРК

1

12

Простое предложение

Строение и грамматическое значение предложений.

Виды предложений. Тексты сказов Бажова.

2

9

Стили речи.

Строение текста. Стили речи. Сказ «Ермак на Урале».

3

4

55

Обобщение и систематизация материала по односоставным предложениям.

Выразительные возможности односоставных предложений. Тексты. К. Комарова

5

39

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

6

55

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

Свободный диктант «Земные богатства Урала».

7

73

Употребление обособленных членов предложения

Употребление обособленных членов. Сравнительный анализ отрывков «Пугачёв в Зауралье» и «Уральские казаки».

8

28

Публичное выступление об истории своего края.

Развитие речи. «Современный Урал глазами поэтов и прозаиков: стиль, ритмика, строфы, изобразительные средства языка». Сборник «Антология Уральской поэзии».

9

29

Публичное выступление об истории своего края.

Публичное выступление об истории своего края.

10

43

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях.

Стилистическая роль неполных предложений в текстах Ю. Казарина и Ю. Рыжего

Календарно-тематическое планирование

8 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Содержание учебного материала

1

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Функции русского языка в современном мире.

1

Содержание и назначение УМК

Я зык как средство общения и мышления. Функциональные подсистемы языка

2

Повторение пройденного в V-VII классах(6ч+2ч)

Повторение. Фонетика и графика. Орфография.

1

Обобщающее повторение изученного в 5-7 классах.

Уроки коррекции знаний. Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология.

3

Повторение. Морфемика и словообразование.

1

4

Повторение. Лексика и фразеология.         

1

5

Повторение. Морфология.

1

6

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

7

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

8

Р.р. Строение текста.

1

Тест. Строение текста. Виды и средства связи частей текста. Типы текстов.

9

Р.р. Стили речи.

НРК

1

Стили речи и их лингвистические особенности.

10

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание (2ч)

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

11

Связь слов в словосочетании.

1

12

Простое предложение

Строение и грамматическое значение предложений.

НРК

1

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

13

Интонация предложения.

1

14

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1

15

Р.р. Изложение (описание архитектурного памятника)

1

Описание архитектурного памятника как вид текста; структура текста, его языковые особенности

16

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения

Подлежащее

1

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

17

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

18

Составное глагольное сказуемое.

1

19

Р.р. Сочинение о памятнике культуры.

1

20

Р.р. Сочинение о памятнике культуры

1

21

Составное именное сказуемое.

1

22

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

23

Контрольный диктант.

1

24

Второстепенные члены предложения

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Дополнение.

1

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).

25

Определение.

1

Согласованные и несогласованные определения. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

26

Приложение.

1

Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

27

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1

Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

28

Р.р. Публичное выступление об истории своего края.

1

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

29

Р.р. Публичное выступление об истории своего края.

1

30

Контрольный диктант.

1

31

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

32

Простые односоставные предложения

Односоставные предложения. Определённо-личные предложения.

1

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

33

Неопределённо-личные предложения.

1

34

Безличные предложения.

1

35

Безличные предложения.

1

36

Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

1

37

Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

1

38

Назывные предложения.

1

39

Обобщение и систематизация материала по односоставным предложениям.

НРК

1

40

Подготовка к контрольному диктанту.

1

41

Контрольный диктант.

1

42

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

43

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях.

НРК

1

Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

44

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

1

45

Однородные члены предложения

Понятие об однородных членах предложения.

1

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Вариативность постановки знаков препинания.

46

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

47

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

48

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

49

Однородные и неоднородные определения

1

50

Р.р. Сочинение-рассуждение (Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

1

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

51

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

52

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

53

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

54

Р.р. Сжатое изложение

1

55

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

НРК

1

Систематизация знаний. Использование предложений с однородными членами в художественной речи.

56-57

Повторение по теме «Однородные члены предложения».

2

58

Контрольный диктант.

1

59

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

60

Обособленные члены предложения

Обособленные определения и приложения.

1

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. . Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

61

Обособленные определения и приложения.

1

62

Обособленные определения и приложения.

1

63

Обобщение по теме «Обособленные определения».

1

64

Обособленные определения и приложения.

1

65

Обособленные определения и приложения.

1

66

Комплексное повторение по теме «Обособленные приложения».

1

67

Р.р. Характеристика человека как вид текста

1

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

68

Анализ работ

1

69

Обособленные обстоятельства.

1

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Использование предложений с обособленными членами в речи. Интонационные и пунктуационные особенности. Стилистическая роль в художественных текстах.

70

Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства».

1

71

Обособленные уточняющие члены предложения.

1

72

Обособленные уточняющие члены предложения.

1

73

Употребление обособленных членов предложения

НРК

1

74

Р.р. Изложение

1

Развитие речи

75

Анализ изложения

1

76

Повторение по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».

1

Повторение и систематизация

77

Повторение по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».

1

78

Контрольный диктант.

1

79

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

80

Обращения, вводные слова и междометия

Обращение и знаки препинания при нём.

1

Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

81

Обращение и знаки препинания при нём.

1

82

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

83

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

1

84

Р.р. Публичное выступление на общественно важную тему «В жизни всегда есть место подвигам».

1

85

Вставные конструкции.

1

86

Вставные конструкции. Междометия в предложении.

1

Междометия в предложении. Одиночные и парные знаки препинания. Использование в письменной и устной речи

87

Р.р. Изложение.

1

88

Анализ изложения

1

89

Повторение и систематизация знаний.

1

90

Контрольный диктант.

1

91

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

92

Прямая и косвенная речь (6ч+1ч)

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

1

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

93

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

Косвенная речь. Способы передачи чужой речи.

94

Цитаты и знаки препинания при них.

1

Цитата. Знаки препинания при цитировании.

95

Повторение по теме «Прямая и косвенная речь»

1

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

96

Р.р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

НРК

1

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста

97

Контрольный диктант

1

98

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

99

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 8 КЛАССЕ

Повторение. Синтаксис и морфология.

1

Систематизация пройденного, коррекция знаний.

100

Повторение. Синтаксис и пунктуация.

1

101

Р.р. Сочинение-рассуждение.

1

Сочинение повествовательного характера с элементами описания, рассуждения

102

Повторение. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.

1

103

Итоговый контрольный диктант.

1

Контроль знаний

104

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

105

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 8 КЛАССЕ

1

Ликвидация пробелов знаний учащихся

4.Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

8 класс

диктант

№ 1 – урок № 6

№ 2 – урок № 23

№ 3 -  урок № 30

№ 4 -  урок № 41

№ 5 – урок № 58

№ 6 – урок № 90

№ 7 – урок № 103

7

изложение

№ 1 – урок № 15

№ 2 – урок № 54

№ 3 – урок № 74

№ 4 – урок № 87

4

сочинение

№ 1 – урок № 20

№ 2 – урок № 36

№ 3 – урок № 50

№ 4 – урок № 96

№ 5 – урок № 101

5

5.Перечень компонентов учебно-методического обеспечения

                                                                                 Учебно-методическое обеспечение

Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы. Сост. О.В. Ельцова. - М.: ВАКО, 2011

                                                                                                       Учебники

  1. Русский язык: Учебник для 8 класса/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Л.А., Дейкина А.Д. и др.  : М.: «Просвещение», 2013г.

Учебно-методические пособия для учителя

8 класс

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе Москва «Просвещение» 2000
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс Москва «Вако» 2005
  3. Жердева Л.А. Русский язык в школе Карточки-задания 8 класс Москва «Владос» 2004
  4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 класс
  5. Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе Москва «Просвещение» 2005
  6. Сиденко Н.В. Поурочные планы по русскому языку 8 класс Волгоград «Учитель» 2001
  7. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 8 классе Москва «Просвещение» 2005

                                                                                           Учебные пособия для учащихся

  1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором 8 класс Москва «Просвещение» 2005
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку  8 класс Москва «Просвещение» 2005
  3. Жердева Л.А. Карточки-задания Синтаксис, пунктуация Москва «Владос» 2004
  4. Еремеева А.С. Русский язык 8 класс Рабочая тетрадь Саратов «Лицей» 2005
  5. Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку 8 класс  Москва «Сфера» 2001
  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 8 класс Москва «Сфера» 2002
  7. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний. 8 класс Москва «Материк Альфа» 2001
  8. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык Тесты 8-9 классы Москва «Дрофа» 2001

Справочная литература по русскому языку для учащихся

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка 10-е издание Москва «Просвещение» 2005
  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка 4-е издание Москва «Просвещение» 2006
  3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка 5-е издание Москва «Просвещение» 2005
  4. Лапатухина М.С. Школьный толковый словарь русского языка 2-е издание Москва «Просвещение» 1998
  5. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка 2-е издание Москва «Просвещение» 2006
  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка 8-е издание Москва «Просвещение» 2006
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка Москва «Русский язык» 1998
  8. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов 8-е издание Москва «Просвещение» 2006
  9. Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка Москва «Просвещение» 1991
  10. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка Москва «Просвещение» 1998
  11. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей xviii – xx вв.) Москва «Просвещение» 1996
  12. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка Москва 2006
  13. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка Москва 2001
  14. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь 41-е издание Москва «Просвещение» 1990
  15. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка Москва «Просвещение» 1997

Перечень Интернет – ресурсов

Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru 

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 

Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru 

Культура письменной речи http://www.gramma.ru 

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/ 

Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org 

Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru 

Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru 

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 

Мир слова русского http://www.rusword.org 

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru 

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/ 

Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm 

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/ 

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru 

Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru 

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru 

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/ 

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru 

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 

Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/ 

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru 

Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой http://slovesnik-oka.narod.ru 

Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru 

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru 

Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru 

Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru 

Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru 

6.Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к лингвистической подготовке обучающихся определяет уровень и объём умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.

Эти требования структурированы по трём компонентам:

«знать/понимать», «уметь», «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания. Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

 1.Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2.К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации.

  • Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
  • Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.  Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии.

  • Находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи.

  • Определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; писать сочинения-описания местности, памятника культуры или истории, сравнительные характеристики знакомых лиц, сочинения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные речевые ошибки.

Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

7.Критерии оценивания работ учащихся

Нормы оценки знаний, умений и навыков, учащихся по русскому языку

    Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса русского языка в целом.

   Текущий контроль усвоения материала осуществляется путём устного/письменного опроса. Контроль результатов обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, выборочные изложения, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестовые задания, диктанты, диктанты с грамматическим заданием и др. В связи с чем за один урок, учащийся имеет возможность заработать несколько оценок.

Тестирование.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей.

 Процент выполнения задания

 Отметка

90% и более

Отлично

75-89%

Хорошо

50-74%

Удовлетворительно

Менее 50%

Неудовлетворительно

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний, учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) учитывать полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

       Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

      Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

      Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

    Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 7 классе – 200-250 слов, в 8 классе – 250-350 слов.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания, учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

                

                                                    Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуто целевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается: 1орфографическая ошибка, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.  3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.  4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки).

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок. или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

        

     Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

   Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

   Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

   Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество поверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

  В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

 В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 7 классе – не более 7 слов, в 8 классе – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

Объём диктанта: для 5 класса – 90-100 слов; для 7 класса – 110-120 слов; для 8 класса – 120-140 слов. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объём его может быть сокращён примерно на 10 слов.

  Диктант оценивается одной отметкой.

    Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

  Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть  поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных,  если среди тех и других  есть однотипные и негрубые ошибки.

  Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

 При большем количестве ошибок диктант оценивается оценкой «1».

  В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

 Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

 Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

 Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

  Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

  Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

   Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

   Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущены 1-2 ошибки.

   Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущены 3-4 ошибки.

   Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается оценкой «1».

Объём словарного диктанта: в 5 классе – 10-15 слов; в 6 классе – 15-20 слов; в 7 классе -  20-25 слов; в 8 классе – 25-30 слов; в 9 классе – 30-35 слов.

8.Характеристика контрольно-измерительных материалов

      Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется через оценивание устных ответов и письменных работ обучающихся. При выполнении контрольных работ, изложений, диктантов, диктантов с грамматическим заданием, тестирований оценивается каждый из присутствующих обучающихся.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Положением о формах и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №25 в 5, 7, 8 классах учебный год завершается промежуточной аттестацией по русскому языку в форме дифференцированного зачета.

Устный ответ:

  • по материалу параграфа;

  • подготовка сообщения;

  • работа со словарями;

  • различные виды разбора;

Письменная работа:

  • диктант (словарные диктанты; контрольный диктант; диктант с грамматическим заданием, диктант с творческим заданием, свободный диктант и др.)

  • изложение (выборочное, подробное, с творческим заданием и др);

  • сочинение;

  • тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...