Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся
статья по русскому языку на тему

Евланова Александра Фёдоровна

В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_tolerantnosti.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ

ЕВЛАНОВА А.Ф., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ. Г. С. БОРОВИКОВА АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П. Г. Т. АЛЕКСЕЕВСКОЕ

 Проблема преподавания русского языка и литературы в школе приобретает особую важность на сегодняшний день.  Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимыми  среди них являются рост национального самосознания, обострение национальных отношений, усиление миграционных процессов; стандарты образования, введение в практику школы федерального, регионального и школьного компонентов, единого государственного экзамена.

Сегодня, как никогда необходимо связующее звено, которое  помогло бы  человеку осознать себя составляющей целостного множества многонациональной России. И причина этого, наверно, кроется  в том, что в содержании образования нет компонента, раскрывающего это многообразие. А если посмотреть на эту проблему шире, то необходимо показать сходные черты и разнообразие культур во всем мире. Более того, в этом этническом многообразии, национально самобытном, уникальном необходимо показать сходные черты и точки соприкосновения, так как наряду с сугубо национальной окраской и глубоко этническими признаками в культуре каждого народа много общего, обусловленного многовековым общением и взаимодействием с другими народами.

Только  диалоговый подход  может позволить идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это поможет сформировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повысить их общий культурный уровень,  сформировать правильную гражданскую позицию.  Информация об этнокультурах находится во всех образовательных областях. Но, безусловно, основу полиэнического образования составляют гуманитарные дисциплины. Особую роль в этом отводится языку и литературе. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и кладезь ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура.

Татарстан – уникальный  полиэтнический регион, в котором исторически сложилось компактное проживание  разных народов. Своеобразие современной языковой ситуации в республике определяется наличием двух государственных языков.  Почти во всех образовательных учреждениях есть дети, для которых как  русский, так и татарский,  не является родными. Не исключение и наша школа, в которой обучается 30 % татар, 60 % русских, 10 % представителей других национальностей. В учебном  плане школы на равных  позициях находятся татарский язык и татарская литература, русский язык и литература. Кроме этого, часы школьного  компонента позволяют расширить возможности  изучения данных предметов через факультативные занятия и курсы по выбору. Например, в нашей школе в 5-7 классах ведутся курсы по выбору «Культура речи», «Сочинения разного жанра»; в 9 классе- «Написание сочинения на лингвистическую тему»,  в 11 классе- элективный курс «Практикум по написанию сочинения-рассуждения»; факультативные занятия:  «Этот увлекательный русский  язык »- 3 класс, «Учимся грамотно писать»- 8 класс, «Секреты стилистики»- 9 классы, «Учимся писать сочинение на лингвистическую тему»-7 класс, «Эшлекле  аралашу»- 5-8 классы, «Учись писать грамотно»- 5-е классы, «Трудные случаи орфографии и пунктуации»- 6-е классы.

 Это обстоятельство обуславливает необходимость приобщения учащихся к богатому культурному наследию  не только русского и татарского языков, но и  других народов  нашей страны и мира. Многовековой опыт показал, что изучение двух или более языков расширяет кругозор личности, позволяет ей осмыслить привычные представления, связанные с  родным языком. Таким образцом является  великий писатель Лев Николаевич Толстой, знавший девять языков, а свободно владевший семью языками. К тому же он имел уникальные знания по истории мировых религий и культур. Всё это позволило  ему сформулировать эстетические и философские воззрения-«непротивления злу насилием».

Главной задачей учителя словесности, по-моему,  на сегодня  остается  способствовать духовному становлению личности  ученика. Через чтение и изучение художественных произведений приобщать учащихся к искусству слова. В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.

На уроках литературы мы анализируем  произведения, рассказывающие о  культурных традициях и ценностях народов, а также затрагивающие про, по-моему,  дают пословицы и поговорки. По словам В. И. Даля, «это сочинение и достояние общее».  Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему в 7 классе позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов. Например, во всех культурах осуждается лень, положительно оценивается милосердие и доброта к людям, дружба и взаимопомощь: русская пословица «доброе братство милее богатства», абхазская- «дерево держится корнями, а человек- родственниками»;  азербайджанская- «хороший друг ближе брата», арабская «в трудную минуту- друг тут как тут», понятия добра и зла также оцениваются одинаково представителями разных наций: японская- «демоны живут напротив ворот храма», русская- «добра, что клада, ищут, а худо под рукой». 

Данные варианты работы на уроках русского языка и литературы позволяют в ненавязчивой форме привить интерес к культурам других народов, сформировать понимание ценности человеческой личности вне зависимости от каких-либо её отличий, воспитать толерантность к людям других национальностей. Изучая устное народное творчество сказки, былины, предания в 5-7 классах,  я останавливаю внимание учащихся на том, что в них отражены не только события героической обороны страны, но и дела повседневной жизни: работа на пашне, сватовство и соперничество, конные состязания, торговля, далёкие путешествия. Всё это находит отражение и в литературе и истории других народов, в частности, в литературе  и истории татарского народа. В сказках известных  татарских писателей: К. Насыри, А. Еники, М. Гафури и многих других мы находим истоки народной мудрости.  Сопоставляя изученное на уроках татарской и русской  литературы, учащиеся приходят к выводу о том, что между обычаями народов много общего, а главное-отношение к вечным человеческим ценностям. 

 Изучая в шестом классе  «Сказание о белгородском киселе»,  я сопоставляю его с другими сказаниями «Сказанием о Кер-Оглы» (туркменский эпос) и «Сказанием о герое Муртазали» (дагестанский эпос). В ходе анализа произведений учащиеся  находят  слова,  убеждаются в том, что   идеалы героев  у разных народов практически одинаковы.

 В 5-ом классе составили сборники: «Считалки», «Потешки», «Загадки»,  в 7-ом классе- «Пословицы и поговорки»,   в 8-ом- «Частушки», «Народные песни, которые поют в нашей семье»,   исследования на тему «Диалектная речь жителей Алексеевского района»,  «Моя родословная»,  «История сёл Малый и Большой Красный  Яр в моей родословной».  Проектно-исследовательская работа занимает особое место в моей работе.  Исследование помогает  увидеть связь времен, связь поколений, самобытную биографию народов. В рамках реализации регионального компонента реализую проекты по изучению истории названий улиц посёлка («Почему так названа улица?»), уроки-знакомства с историей семьи каждого школьника (сочинения «Вклад моей семьи в Великую Победу»), уроки-концерты при изучении культуры народов, населяющих район. Сотрудничество с районной газетой «Заря», участие в конкурсах к 70-летию Победы  позволяет заинтересовать учащихся предметом.

Прочитав с  учащимися рассказы В. Распутина «Уроки французского»  и  Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»,  провожу  исследовательскую работу, основными задачами которой являются- привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг к  другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы. Особое место в ряду этих произведений занимает роман «Плаха» Ч. Айтматова.

Изучая литературу в старших классах, мы убеждаемся, что проблемы толерантности раскрываются во многих произведениях.  Касаемся их,  изучая  повести Л. Н. Толстого: «Казаки», «Хаджи – Мурат», роман Л. Н. Толстого «Война и мир»; «Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Мцыри»; «Проблемы межнациональных отношений в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм поэзии Расула Гамзатова», « Эстетический идеал в творчестве Мусы Джалиля».         

Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике утверждать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих в одном крае, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Например, внимание к русскому празднику Масленице (проводы зимы и встреча весны) и Наурузу – празднику тюркских народов (возрождения, весны) помогает проложить мостик к уважительному отношению к праздникам и славян, и мусульман. Самое главное – оба праздника сопровождаются народными песнями, присказками, пословицами, поговорками, передающими национальный колорит. Такое сопоставительное изучение способствует воспитанию разносторонне развитой личности, обладающей высокими нравственными качествами.

 Важно также отметить, что в школу поступают дети, плохо владеющие русским языком. Языковые проблемы затрудняют успеваемость учебного материала, обуславливают трудности в коммуникации, общении, препятствуют успешной адаптации к учебной и социальной среде и взаимопониманию со сверстниками и педагогами. С целью преодоления языковых проблем на уроках провожу  дополнительные занятия с детьми по обучению русскому языку., ликвидации пробелов в знаниях детей.

Весьма важным подспорьем в обучении языку являются и ведущие виды деятельности школьников, а именно, игровая, театральная и музыкальная.

Школа-это место, где закладываются жизненные ориентиры и установки человека, где должны воспитываться идеи и концепции понимания особенностей иных культур, уважения к другим народам. Перед школой  сегодня особенно остро стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Важной задачей гуманитарного образования в школе является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».  Таким богатым потенциалом обладает история и литература Татарстана.

 Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство  воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.

Опыт показывает, что для формирования коммуникативных способностей обучающихся необходимо использовать на уроках информационно насыщенные тексты,  имеющие познавательную,  краеведческую и этнокультурную направленность. Перед учителем русского языка и литературы сегодня стоит вопрос формирования у учащихся патриотического и гражданского самосознания. В сущности,  она поднята самой русской литературой- А. С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым и многими другими мастерами слова. В этом ряду нужно по достоинству поставить и творчество татарских поэтов и писателей: Г. Тукая, К. Насыри. Опора на традиции русской и татарской литературы  с их пристальным вниманием к культуре, своеобразию, обычаям играет большую роль в формировании  у учащихся толерантности.

На  уроках литературы мои  учащиеся знакомятся не только   с творчеством А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, но и узнают о том, что судьба знаменитых поэтов и  писателей была тесно связана с Алексеевским краем. Через него пролегал путь Пушкина в Симбирск при сборе  материалов о крестьянском  восстании под предводительством Е. Пугачёва, село Мурзиха и переправа через Каму описаны в рассказе  С. Т. Аксакова « Подвиг матери», сюжет поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» появился после встречи с крестьянином  на лугу у села Новоспасское; долго ещё по-доброму после революции здесь вспоминали крестьяне  помещиков Толстых.    

Важным для себя считаю в работе по формированию гражданских качеств учащихся использование регионального, краеведческого компонента на уроках и во внеклассное время. Алексеевский район славится своим историческим прошлым и настоящим. С целью вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность  разработали и реализовали в 2008-2011-ых годах литературно-исследовательский проект «Литературные места Алексеевского района – наше духовное наследие», посвящённый 300-летию родного посёлка Алексеевское.

Работая над реализацией данного проекта, успешно решила следующие задачи: повышение  мотивации и стимулирование участия учащихся в проектно- исследовательской деятельности, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, развитие коммуникативных навыков, чувств коллективизма, ответственности за порученное дело.

В 2013 году с учащимися 10 класса разработали исследовательский проект «Святые  источники Алексеевского района – наше духовное начало» с целью вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, разработку экскурсионных маршрутов по святым источникам Алексеевского района.

Предложения разработчиков проекта в основном уже выполнены,  и в данный период продолжается  работа над сбором легенд о святых источниках Алексеевского района.

Таким образом,  в процессе проектно-исследовательской деятельности  появляется  положительная мотивация к продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Всё это оказывает благотворное  влияние на формирование  гражданской позиции личности и раскрытие ее творческого потенциала. В ходе реализации проектов мои ученики  совершают поездки по литературным и историческим местам родного края,  встречаются с интересными людьми, пишут много творческих работ, печатаются  в  районной газете «Заря», в школьной газете «Переменка»,  в сборниках, выпущенных по итогам республиканских конференций школьников, принимают результативное участие в различных  социальных акциях, конкурсах, успешно определяются в жизни.

Кроме того, в последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга.

     Особенно удачно проходят уроки русского языка с использованием ролевых игр. Ролевая игра привлекает меня тем, что позволяет вовлечь всех учеников в творческий поиск, даёт возможность шире использовать межпредметные связи, опереться на разные виды искусства, создать атмосферу приподнятости, доверительности, задушевности.

     Планируя учебный материал и правильно подбирая ролевые игры, решаю сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление пройденного, развитие творческих способностей, формирование общеучебных навыков, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций.

     При подготовке к написанию сочинений по русскому языку на темы: «Моя улица», «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу» в 8-9 классах использую ролевые игры. Подготовка к таким урокам– это реализация первого этапа одноименного проекта.

    Надолго запомнился учащимся  урок  развития речи в 9-ом классе в форме ролевой игры по теме: «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу». Все учащиеся класса были задействованы в его реализации.

В ходе него я реализовала сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций, формирование исследовательских навыков. Знания, полученные при  подготовке и проведении  урока, учащиеся использовали   в итоговых работах – сочинениях.

Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувства гордости за свою малую родину и людей, населяющих её,  интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет сам учитель, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом   российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.

На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность.

Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека. Проблема воспитания толерантности – длительный, сложный процесс, осуществляемый всей социальной обстановкой, окружающей ребёнка, в том числе и школой. Что же такое толерантность?

Для воспитания толерантности школьников на уроках русского языка и литературы важно использовать материал, позволяющий найти отклик у учащихся, вызвать их интерес к культурам других народов.

 В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения.

Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров.

Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его не защищенную душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. В это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. Надо учитывать также и то обстоятельство, что на современном этапе проблема нравственного формирования личности, а значит и воспитательного назначения литературы, встала с невиданной прежде остротой. Ведущей тенденцией современности стало возрастание духовных запросов.

В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них.

Произведения замечательного русского писателя А. Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения.

Творчество Платонова близко мне тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, мне кажется, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра.

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они “одно дыхание, единое, теплое живое существо” (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная моя задача – помочь детям понять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все” (А. Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н. Ф. Федорова: “Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех”.

Литература – это наука  жизни. На своих уроках стараюсь, чтобы мои ученики  работали по заповедям академика Д. С. Лихачева: «Не помысли народ свой врагом других народов»,  «уважай мысли и чувства братьев своих».

Знакомство учащихся с языком, литературой,  культурой, бытом других народов позволит на практике утверждать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих в одном крае, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

Литература

  1.  Ахметова М. Ф. Урок толерантности русского языка. URL: festival.1september.ru
  2. Большой словарь иностранных слов. – М. : ЮНВЕСТ, 2005. – 784 с.
  3. Харлова Н. Г. Воспитание толерантности школьников на уроках русского языка. URL:http://www.rusarticles.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

Отчёт по теме самообразования   учителя русского языка и литературы высшей категории на РМО  ...

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации к обучению в рамках реализации ФГОС.

Использование информационных технологий расширяет возможности   при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным подачу материала. Компьютер стал неотъемлемой...