Педагогический опыт работы "Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся"
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Скобелева Наталья Васильевна

Педагогический опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы

"Активные формы обучения на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся"

Скобелевой Натальи Васильевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ Обливской СОШ № 1

Основные задачи современного образования – не только вооружить ребенка фиксированным набором знаний, но и сформировать у него желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Поэтому методическая тема «Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся», над которой я работаю с 2005 года, выбрана неслучайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты и сегодня. Её практическая значимость доказана и выверена временем.

В настоящее время одной из задач образования является развитие компетенций учащихся. Главная проблема учителя – «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы» (А.Хуторской). Для решения этой задачи требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, то есть овладел совокупностью компетенций.

При работе я выдвигаю ключевую идею: развитие общеучебных умений, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, обучение умению самостоятельно выполнять  задания по русскому языку и творческие задания по литературе.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны достаточно свободно пользоваться им во многих общественных сферах его употребления, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, самостоятельно обогащать свой словарный запас, чему также способствуют и уроки литературы.

Целью данного педагогического опытаявляется:

раскрытие возможностей современных технологий, методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования познавательной (в том числе лингвистической и языковой), коммуникативной и культуроведческой компетенций, создание условий для формирования у учащихся ключевых компетенций на основе прочного усвоения учащимися системы филологических и литературоведческих знаний и умений для творчества, сотрудничества и самореализации детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • показать эффективность технологии проблемного обучения на уроках литературы через активные формы работы;
  • исследовать развитие ключевых  компетенций через создание проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся;
  • выявить готовность учеников использовать усвоенные знания и умения в реальной жизни для решения практических задач с помощью анкетирования.
  • прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Реализация указанных целей и задач возможна на основе следующих ведущих принципов:

  • Принцип гуманизации (создание наиболее благоприятных условий для всестороннего раскрытия интересов, творческих возможностей каждого ребенка, обеспечение реальной заботы о его психологическом комфорте через создание ситуации доверия и успеха).
  • Принцип демократизации (свободное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса – учителя и ученика, обеспечение отношений равенства, партнерства между ними, решительный отход от авторитарной жесткости: ученик – личность, духовно равная учителю).
  • Принцип дифференциации (осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом их особенностей, возможностей, интересов и потребностей).
  • Принцип обучающего воспитания (обучение не доминирующий абсолют, а составная часть программы развития и воспитания).
  • Принцип проблемности (создание под руководством учителя проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, развивающих их творческую самостоятельность).

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие культуроведческой, познавательной компетенций школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.

Новизна опыта состоит в синтезе  педагогических технологий, призванных обеспечить формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции».

Языковая компетенция понимается «как способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке»:

  • способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами;
  • владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности;
  • новые пласты лексики;
  • фразеологический запас;
  • грамматический строй речи;
  • морфологические нормы;
  • нормы согласования, управления;
  • построение предложений разных видов.

Лингвистические компетенции предполагают формирование учебно-языковых умений и навыков:

  • результат осмысления речевого опыта учащимися;
  • устройство языка и его изменения;
  • элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях;
  • опознавание звуков, букв, морфем, частей речи;
  • умение делить языковые явления на группы;
  • умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.

Коммуникативные компетенции приобретаются в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения; включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения:

  • способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения;
  • знание основных понятий лингвистической речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте;
  • умение выбрать нужную языковою форму, способ выражения в зависимости от условии коммуникативной ситуации.

Культуроведческие компетенции - это одно из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

  • обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом;
  • постижение национальной культуры своего народа;
  • познание самобытности;
  • сознание значимости родного языка;
  • развитие духовно-нравственною мира школьника, его национального самосознания.

Формирование, развитие и совершенствование ключевых компетенций на уроке русского языка и литературы прежде всего происходит посредством учебника через подачу теоретического материала, систему упражнений и заданий. Так, в современных учебниках русского языка (например, в учебнике русского языка Рыбченковой О.М., Александровой О.М. и др.) имеются материалы для формирования лингвистической и культуроведчекой компетенций: дана информация о таких выдающихся отечественных ученых-лингвистах, как В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов и др.; информация об истории развития русского языка и др. Для формирования культуроведческой компетенции в системе упражнений даются культуроведческие тексты, в которых имеется информация о культуре, традициях, праздниках, быте русского народа и других народов, живущих в РФ. Лингвистическая теория представлена теоретическими сведениями, определениями, правилами, алгоритмами их применения, образцами устных ответов и рассуждений, схемами и таблицами.Методический аппарат учебников по русскому языку и литературе позволяет развивать коммуникативные компетенции обучающихся:

  • все задания решают задачу коммуникативного развития школьников;
  • создаются условия для организации всех видов речевой деятельности;
  • задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливают на его осмысленное чтение и понимание;
  • вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
  • вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;
  • вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формируют умение воспринимать и интерпретировать несплошной текст;
  • задания, развивающие речевые умения;
  • особая роль отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
  • задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения;
  • специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;
  • творческие задания, выполняя которые можно рисовать, создавать видео, творческие проекты, сочинять тексты, выступать на сцене;
  • задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
  • коллективные задания формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
  • рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому основу современного урока должна составлять активная деятельность самих учащихся.

Для достижения осознанного усвоения лингвистического материала, развитие ключевых компетенций в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе я использую современные образовательные технологии и их элементы: игровые, ИКТ, проектную деятельность, элементы развивающего обучения, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления и другие.

Начиная с 5 класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:

- в 5 – 6 классах – игровые технологии и элементы проектной деятельности; работу в группах, создаю на уроках ситуацию успеха и сотрудничества,

- в 7 – 8 классах – элементы развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной деятельности (составление презентаций, лингвистических сказок, ассоциативных портретов литературных героев); индивидуальную, парную и индивидуальную работу;

- в 9 – 11 классах – развивающее обучение, проектную деятельность, технологию развития критического мышления, индивидуальную, групповую и парную работу.

 Урок-диспут, урок-дискуссия – наиболее развернутые  формы самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление технологии проблемного обучения, где формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции.  Такие уроки являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету, развивают устную речь, стимулируют творческую самостоятельность. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает становлению нравственной убежденности,   активной гражданской  позиции.

По этой же причине я применяю  в своей работе  такие  методы, как метод глубокого ситуативного анализа, исследовательский метод, метод ролевой игры.

Само применение данных методик помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания.

Особое место в моей практике занимают информационные технологии. Используя ИКТ, стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом, развиваю умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, помогаю подготовить публичное выступление учеников, демонстрирующее понимание учебного материала, развиваю познавательный интерес учащихся, расширяю кругозор, учу работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируя коммуникативную культуру ученика.

  Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

 Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Использую Интернет-ресурсы, ЭОРы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала.

На своих уроках стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха. Это способствует качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

Постоянно приглашаю на свои уроки родителей учащихся. Считаю такую форму работы с родителями очень эффективной. Они имеют возможность сопоставить знания и ответы своего ребенка с другими детьми, познакомиться с требованиями учителя, получить от него консультацию по предмету.

С целью формирования таких аспектов информационной компетенции, как планирование информационного поиска, извлечение первичной, вторичной информации, обработка полученной информации, а также с целью активизации и интенсификации деятельности учащихся при работе с текстом использую элементы  технологии обучения на основе опорных конспектов (графических схем-опор, схем-таблиц). Смысловые схемы при работе с типовыми фрагментами текста организуют мышление школьника, формируют логическое мышление и оценочные критерии на основе развития рефлексивных читательских навыков. Например, при проведении внеклассного чтения на уроке литературы в 11 классе обсуждение самостоятельно прочитанных произведений по теме «Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений»» школьникам предлагаю изучить материал учебника и на основе прочитанного и предложенной схемы организую взаимообучение (работу в парах) с дальнейшим подтверждением теоретического материала на основе прочитанных дома произведений.

Игровые технологии незаменимы на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты, ролевая игра «Я работаю корректором» способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету.

Игра помогает дать первоначальное представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями, используя набор открыток по сказкам Андерсена, Перро, или братьев Гримм, прошу ребят рассказать, что изображено на иллюстрации или подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Элементы игры могут присутствовать при выполнении серьёзных заданий, довольно трудных для ребят. Допустим, даю задание сделать диафильм по сказке или по рассказу. Предваряю его такими словами: «сейчас вы станете художниками, сценаристами, режиссерами. Ваша задача…». Очень важно здесь коллективное начало: ребята обсуждают диафильм, спорят, предлагают свое решение, а в результате выбирают в произведении самое главное, яркое, что помогает раскрыть характер героев.

Использование игровой технологии помогает формировать следующие компетенции:

- информационные компетенции (при помощи технического оборудования и информационных технологий (аудио-/ видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

- коммуникативные компетенции (включают знание необходимых речевых ситуаций, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);

- учебно-познавательные компетенции (самостоятельная познавательная деятельность, включающая элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами: знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности).

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Данная технология представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.

Технология критического мышления характеризуется тем, что предполагает:

  • четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, достаточном для достижения этих целей.
  • применение различных форм и методов обучения, подчиненных общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами).
  • ориентация знаний учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приемов учебной деятельности.
  • организацию процесс обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых.

Технология критического мышления позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Технология критического мышления направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся я большее предпочтение отдаю технологии  разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему.    В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями,  проецирование наглядного  материала (иллюстрации картин художников, опорные схемы-таблицы и др.).

На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

Акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар. При этом использую формы работы:  индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование в классах. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. 

Благодаря использованию активных форм работы на уроках,  уровень познавательной деятельности учащихся заметно возрастает.  Об этом  говорит тот факт, что ежегодно ученики выбирают литературу в качестве экзамена и сдают его успешно. Любовь к русскому языку и литературе помогла некоторым учащимся и в выборе профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

Внедрение электронной среды обучения для формирования интеллектуальной активности и развития ключевых компетенций учащихся.

Главной целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала доступности ...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"

Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...