Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку на тему:
    Словообразование. Основные способы образования новых слов.

    Васильева Елена Владимировна

    Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект урока.71 КБ
    Office presentation icon презентация339.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко

    Конспект урока русского языка в 5 классе, составленный в соответствии с ФГОС

    Системно-деятельностный подход к обучению учащихся  на уроке русского языка в 5 классе по теме

     Словообразование.

    Основные способы образования новых слов.

    .

                                                                                                                  Составила: Васильева Е.В

                                              Санкт-Петербург 2016

    Тема: «Словообразование. Основные способы образования новых слов.»

    Тип урока: открытие нового знания

    Основные цели: 

    • формировать представление о способах образования слов, умение выявлять словообразовательные морфемы, сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы;
    • способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления, умению сравнивать;
    • способствовать формированию и воспитанию внимания и взаимопомощи.

    Планируемые результаты:

    • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, струтурирование знаний;

    • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

    • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

    • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    Ход урока.

    1.Самоопределение к деятельности, мотивация.

     

    Цель :

    • включение обучающихся в деятельность,
    • повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

    Формируемые УУД:

    • личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; определять потребности в освоении учебной темы;
    • познавательные: уметь выдвигать гипотезы;
    • коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
    • регулятивные: саморегуляция, целеполагание.

    -Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть всех и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний. А что нам нужно, чтобы это удовольствие получать, что пригодится для успешной работы?

    (Дети высказываются)

    -Какой раздел науки о языке вы изучаете?

     (Морфемика и орфография.)

    -Чем занимается морфемика?

     

    (Ответы.)

    -Давайте вспомним известные вам способы образования слов.

    (Упр.?, либо используется презентация: приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти, вуз ,КВН - монологическое высказывание учащихся.)

    -В чем вы сейчас упражнялись?

     (В умении определять способ образования слов и объяснении способа.)

    -Какие слова вызвали затруднение?

     ( Ответ).

    -Почему способ образования некоторых слов вы не смогли объяснить? В чем причина ваших затруднений?

     (Ответ.)

    2. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

    .

    Цель: решение устной задачи и обсуждение ее решения.

    Формируемые УУД :

    • познавательные:  анализ, формулирование ответов (пункты плана) ,подведение под понятия;
    • регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью,самоконтроль знаний;
    • коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    -Какова же цель нашей работы на уроке?

    (Выявить основные способы образования слов.)

    -Сформулируйте тему урока.

     (Ответ.)

    Название темы записывается на доске и в тетрадях.

    -Что из изученного вами раньше поможет нам в достижении цели?

     (Умение видеть слово, выделять морфемы и находить исходное слово.)

    -Для определения способа образования слов предлагаю поработать в парах. Но сначала составим план действий. Что следует сделать сначала? А второй шаг? Далее?

    По мере ответов уч-ся появляется запись на доске, либо презентация с шагами алгоритма: 1) найти исходное слово или основу слова;

    2) выделить их общую часть;

    3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее;

    4) сделать вывод.

    3.Реализация построенного проекта (первичное закрепление)

    Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

    Формируемые УУД:

    • личностные: проявление позитивного отношения к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству;
    • познавательные: анализ, доказательство , осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
    • коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
    • регулятивные: саморегуляция, контроль.

    -Предлагаю, ребята, познакомиться с алгоритмом словообразовательного разбора (с.? пособие «русский язык. Практика».)

    Дети изучают алгоритм в парах.

    -Есть ли чем дополнить наш алгоритм?

     (Ответ: « Перед 4 пунктом :записать слова парами, а потом сделать вывод).

    Появляется новый, дополненный слайд.

    -Давайте докажем, что мы поняли алгоритм и выполним упр.?,продолжая работать в парах и проговаривая наши действия

    (2 слова –один ученик, два -другой). Для образца все вместе, по цепочке, разбираем слово «рассмотреть».

    4. Организация самостоятельной работы с самопроверкой (или взаимопроверкой)

    Цель:

    • каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

    Формируемые УУД:

    • познавательные: воспроизведение и применение с учетом решаемых задач;
    • регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления;
    • личностные: способность к самооценке своих действий.

    -Проверим, как вы усвоили новую тему и поработаем самостоятельно

    Упр.? письменно: 1 вариант- первые 4 слова, а 2 вариант- следующие 4 слова.

    5.Включение нового знания в систему знаний и повторение

    Цель: закрепление и повторение.

    Формируемые УУД:

    • личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
    • регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, действия по плану;
    • познавательные: выполнение учебно - познавательных действий, воспроизведение и применение с учетом поставленных задач;
    • коммуникативные: умение формулировать собственные мысли, владение монологической речью.

    -Хочу предложить вам, ребята, интересную этимологическую справку для начала о слове «пахарь».

    Пахарь (от пахать), пир (от пить), дар (от дать): в древнерусском языке был суффикс –р-, но в процессе исторического развития он перестал употребляться для образования новых слов, т.е. стал непродуктивным. К непродуктивным относятся суффиксы –ень (ливень), -знь (жизнь), -тяй (лентяй),-л (мыло). Слайд презентации.

    Но вернемся к предыдущей нашей работе. Скажите, где мы будем применять новые знания?

     (Ответ).

    -Теперь докажите, как замечательно вы усвоили материал и выполните упр.?, а кому еще трудно справиться с задачей, будет работать с упр.? (комментированное письмо).

    6.Организация рефлексии и процесса самоопределения к изучаемой теме

    Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Формируемые УУД:

    • личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий;
    • регулятивные: адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;
    • познавательные : установление причинно- следственных связей, обобщения и выводов;
    • коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения.

    -Урок подходит к концу.

    Что еще нужно нам сделать?

     (Подвести итог работы.)

    -Какую цель мы ставили на уроке?

     (Ответ.)

    -Достигли ее?

    -Докажите.

    (Сами поставили цель, сами вывели алгоритм работы, узнали о непродуктивных суффиксах.)

    -Что нужно сделать еще?

    -С какими затруднениями вы столкнулись в начале урока?

    -Что стало более понятным, какие затруднения сняли?

    -Что помогало снимать затруднения?

     (Работа в парах, алгоритм действий, учитель.)

    -Что пока не получается?

    -Где можно применить новые знания?

    -Оцените свою работу.

    -Учитывая изученный материал, затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу нужно выполнить дома?

     (Ответ)

                                                                                                         

    7.Домашнее задание.

    Формируемые УУД:

    • коммуникативные: инициатива в выборе задачи;
    • регулятивные: оценка результатов работы.

     Параграф 47 («Практика»), на выбор упр. 711  или 717.Отметить, что оцениваться они будут по – разному: упр. 711 с творческим заданием, поэтому и цена его выше.    .

    Изменения, внесенные в разработку урока

    1.Планируемые результаты.

    • Личностные:

    - осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

    • Предметные:

    - умение создавать устные монологические высказывания-ответы на вопросы;

    - проведение словообразовательного разбора слова.

    • Метапредметные:
    • познавательные:

    - умение строить речевое высказывание, соблюдая нормы построения текста;

    -поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

    -установление причинно- следственных связей, обобщения и выводов;

    • регулятивные:

    -умение выполнять задание в соответствии с целью;

    - адекватная оценка своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей их преодоления;

    • коммуникативные:

    -умение работать в паре;

    -умение адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.

    2.Мотивация к учебной деятельности.

    Человеку с раннего возраста характерно стремление к открытиям. Вспомните себя маленькими: ежедневно вы делали не одно открытие, во многом вы стали первооткрывателями (для себя), поступив в школу. Вот и в этом году вы стали первопроходцами (опять- таки для себя) во многих основах наук, в том числе и в русском языке. Сегодняшний урок, думаю, не будет исключением.

    Итак, вперед к открытиям!

     3.Пункт самоопределение к деятельности –пункт постановка учебной задачи.

    4.Включение нового знания – решение тренировочных упражнений. Упр. 719, выполняемое самостоятельно, -самопроверка (слайд презентации).

    Дополнительно (в парах с само- и взаимопроверкой -слайд презентации) упр.718. Определить, где возможно, от каких слов образованы данные. Запишите их, обозначив морфемы. В каких словах произошло чередование звуков?

    Веточка, звездочка, булочка, ласточка.

    5.Рефлексия.

    Для выяснения прочности усвоения материала предлагаю продолжить предложения:

    -Сегодня на уроке я понял, что…

    -Для словообразовательного разбора нужно выполнить следующие шаги…   Например, …

    Литература

    1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Сост. Е. С. Савинов.-М.: Просвещение.2014.

    2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.-М.: Просвещение. 2015

    3.Деятельностный способ обучения. Дидактический материал к методическому пособию « Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений». Сост. Н. П. Попова- Великий Новгород: НИРО, 2013

    4. Концепция образования : современный взгляд. Образование и современные задачи. О.А. Куревина, Л. Г. Петерсон.- М..,2007

    5. Лекции и презентации курсов « Управление качеством образования». Н. Д. Крюкова, В.В. Цветков.

    6.Нестандартные уроки. Русский язык. 5-11. Автор – составитель Н. А. Шарова.-Волгоград, 2014


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Словообразование Урок русского языка в 5 «В» классе ГБОУ СОШ №134 им. С.Дудко 06.04.2016г. г. Санкт-Петербург Учитель: Е.В. Васильева

    Слайд 2

    Морфемика и орфография Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Орфография -наука изучающая правописание слов

    Слайд 3

    Заголовок слайда Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны источник шаблона: Автор Иванова Галина Анатольевна, МОУ СОШ №17 г. Серпухов Московской обл. Учитель информатики Сайт http://pedsovet.su/

    Слайд 4

    Используемые источники изображений: коллекция клипов Power Point и Publisher ; http://im0-tub.yandex.net/i?id=54923622-68-72 – фото компьютера


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Способы образования новых слов в русском языке

    Здесь представлена презентация к изучению и закреплению темы "Способы образования новых слов в русском языке".  Урок русского языка в 5 классе....

    Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой

    Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование".  Программа по русскому языку С.И.Львовой....

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

       Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...

    Открытый урок русского языка «Способы образования новых слов»

    В конспекте урока предлагаются упражнения на усвоение новой темы с использованием инновационных технологий и элементов личностно-ориентированного подхода к обучению. Рассчитано на творческое его испол...