Буквы е-и в безударных окончаниях имен существительных
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Семенова Светлана Юрьевна

Урок - закрепление новой темы

Карточки на правописание окончаний

1

    Сидит у печк…

 

2

  Беспокоиться о матер..

 

3

Живет в деревн…

 

4

 Полосы от гряз…

 

5

 Сидит на жердочк…

 

6

 Расцвели на полянк..

 

7

 О весеннем денёчк..

 

8

 Лежать на скатерт…

 

9

 Говорил о дождик…

 

10

 Искал до ноч…

 

11

 Около деревн..

 

12

 Просил о помощ…

 

13

 Струился по долин…

 

14

 Деревья в ине..

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i-e_v_okonchaniyah_sushchestvitelnyh.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1. «Правописание буквы Е-И в безударных падежных окончаниях»

  1. Формирование орфографических навыков  по изученной орфограмме Е,И  в окончаниях существительных.
  2. Выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей развития учащихся.
  3. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

 Оборудование:

  1. Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.
  2. Тест
  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.  Садитесь, успокаивайтесь, настраивайтесь на плодотворную работу. Мы начинаем урок.  Открываем тетради, записываем число, классная работа (оставьте 2 строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока).

II. Введение в тему, восприятие языкового материала  .

Слово учителя. Ребята, наш урок мне хотелось бы начать  с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его и ответьте на вопрос: какую  мысль хотел выразить автор в этих строках?

Все уроки, как люди, и похожи, и разны

Если к ним приглядеться  с различных сторон

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

есть другие - как страшный, мучительный сон.

Владимир Троицкий

Обобщение учителя: - А когда уроки проходят быстро, интересно? Когда у вас всё получается, когда вы всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

  • На прошлом уроке мы с вами изучили новую орфограмму. Вспомните какую?
  • «Правописание буквы Е-И в безударных падежных окончаниях»

III. Целеполагание. Итак, мы продолжаем с вами работать над этой орфограммой.

  • А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить  работу над этой орфограммой?
  • Что нам необходимо знать, чтобы правильно написать  гласную на конце имени существительного? (Склонение и падеж)
  •  Что мы должны уметь? (на практике применять свои знания).

Слово учителя.  Итак, цели и задачи определили для себя сами, в конце урока проверим: справились ли мы с ними. А сейчас я предлагаю вам в группах внимательно посмотреть на доску и расшифровать таблицу и озвучить её. (Заполнение граф)

?

2 скл

?

Р.п.

-

-

-

?

-

-

и

?

е

-

-

Слово учителя. Молодцы! с этим заданием справились неплохо. Однако некоторым ребятам необходимо  ещё раз дома  повторить эту орфограмму. Согласны? Для кого начавшийся урок явился светлым праздником, поднимите руки. А почему? Итак, продолжим наш урок.

IV Формирование и  отработка умений.

  • Задание: выпишите в 2 столбика слова с пропущенными орфограммами и объясните их написание. В первый мы выписываем слова с интересующей нас орфограммой, а во второй все остальные

После оттепели

Почки, птичкой

На черёмухе

Превратились

В орешнике

Зелёные, взлетал, хотелось, берегу, реки, стояли, показалось

На полянке

Копья

На отдыхе

Серёжки, мягко

На пустыре

Начали

На восходе

Порхающей

живительный

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Слово учителя. С этим заданием  вы  справились неплохо. Молодцы.

  • Итак, ещё раз обратим внимание на 1 столбик и ещё раз проговорим орфограмму. «Правописание буквы Е-И в безударных падежных окончаниях»

Индивидуальная работа  с последующей взаимопроверкой

Критерии оценки 0-1 ошибка –«5», 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5-6 ошибок – «2»

1

Сидит у речк…

2

Беспокоиться о дочер..

3

Живет в скворечник…

4

Полосы от гряз…

5

Сидит на листик…

6

Расцвели на полянк..

7

О весеннем денёчк..

8

Лежать на скатерт…

9

Говорил о дождик…

10

Искал до ноч…

11

Около деревн..

12

Просил о помощ…

13

Струился по долин…

14

Деревья в ине..

. Ключи  1 и, 2 и, 3е, 4 и, 5 е, 6е, 7е, 8и, 9е, 10 и, 11 и,  12 и, 13 е, 14 е.

 VI. Групповая работа  и создание проблемной ситуации.

Каждой группе предлагается выполнить задание:

  • Списать, вставить пропущенные буквы.
  • Объяснить

Плыли на лодочк.., жить в санатории…,   в зелёном наряд…,  думаю об удивительном созвездии…, в любимой гимназии…

Проверка.  Вызвало ли это задание у вас затруднение и с чем оно связано

Вы обратили внимание, что написание существительных в санатории, о созвездии,  в гимназии  несколько отличается то  ранее изученной орфограммы. Я  предлагаю каждой группе  подумать и обсудить этот вопрос,  спрогнозировать ответ. Готовность групп покажите (Но это материал следующего урока)

VII. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение с таблицей,  учебника

 Слово учителя..  

Давайте обратимся  к материалам учебника

  • Читаем правило.
  • Задавание вопросов
  •  Проговаривание
  • Работа в парах

VII. Отработка  орфографических умений и навыков.

  • Работа с алгоритмом. Упражнение 273.
  • Работа по алгоритму. Упражнение 274.

VIII.  Рефлексия.  Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

IX. Организация объяснения домашнего задания.  $ 48, Упражнение 480 (устно),477 для  всех, 478 – для тех, кто любит  поработать с учебником. И подготовит нам к следующему уроку языковую разминку для всего класса.

  Урок закончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы Е-И в безударных падежных окончаниях имен существительных в ед. ч.

Открытый урок, проведенный мною в 5 классе.  Тема:      «Закрепление правописания гласных в падежных окончаниях ...

Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа.

Актуализация знаний на закрепление правила "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" через разные виды деятельности. Активизация деятельности рецепторов, через чувственное познание окруж...

Карточки для самостоятельной работы по теме "Буквы Е-И в безударных окончаниях имен существительных"

Карточки составлены по материалам "Сборника диктантов по русскому языку 5-9 классы" Г.А. Богдановой и "500 правмил и упражнений по русскому языку: 5 класс" Е.А. Нефедовой и О.В. Узоровой...

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Конспект урока по правописанию безударных окончаний имен существительных....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Безударные падежные окончания имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания существительных". Комбинированный с использованием программы Smart Notebook....

урок письма (урок-путешествие) в 6 классе коррекционной школы Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе

Урок-путешествие в 6 классе коррекционной школы "Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе" с презентацией...