Главные вкладки

    урок письма (урок-путешествие) в 6 классе коррекционной школы Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Урок-путешествие в 6 классе коррекционной школы "Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе" с презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе.

    Аннотация: урок письма для 6 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе» и презентация к уроку

    Формируемые базовые учебные действия (БУД)

    Коммуникативные:

    - вступает и поддерживает общение в разных ситуациях взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых)

    - слушает собеседника, вступает в диалог, поддерживает его, аргументирует свое мнение

    - дифференцированно использует разные виды бытовых высказываний в ситуации общения с 6учетом специфики участников общения (возраст, социальный статус)

    Регулятивные:

    - понимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

    Познавательные:

    - дифференцированно воспринимает окружающий мир

    - использует логические действия на наглядном материале, основе практической деятельности

    Планируемые результаты по ФГОС:

    Личностные: обучающийся должен:

    -  гордиться школьными успехами и достижениями, своими и товарищей;

    - бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

    - понимать личную ответственность за свои поступки на основе норм и правил, принятых в обществе

    Предметные:

    - выделять имя существительное как часть речи;

    - называть и определять основные грамматические категории имени существительного

    - различать ударные и безударные окончания имен существительных

    - проверять безударные окончания имен существительных в ед.ч.

    - осуществлять межпредметные связи с уроками чтения, географии

    Оборудование:

    Медиапроектор, экран, презентация на тему «Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе», карточки для индивидуальной работы

    Тип урока:

    Урок объяснения нового материала

    1. Оргмомент. Слайд 1

    Сегодня мы отправляемся в путешествие по морю на поиски жемчуга знаний. Мы закрепим умение  проверять безударные падежные окончания существительных в единственном числе с помощью проверочного слова.

    У меня в руках ваши билеты на корабль. Чтобы воспользоваться билетом, выполним задание (у гр.3 красные билеты) – вставим пропущенную букву в словарные слова.  Те, к кого серые билеты, вставляют букву О. Те, у кого синие билеты, вспоминают правописание словарных слов. Я прочту слова, написанные на синих билетах, а вы вставьте нужные буквы.

    Гр.1-2 Антенна, перрон, середина, договор, смородина.

    Гр.3 Морковь, поляна, договор.

    Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

    За правильно выполненное задание мы получаем жемчужину. Посмотрим, сколько жемчужин мы сможем собрать за наше путешествие.

    Добро пожаловать на корабль! Путешествие начинается.

    1. Актуализация знаний.

    В путешествии по морю нужно соблюдать морские правила. Первое морское правило – путешественник должен знать названия падежей и падежные вопросы.

    Откройте тетради для таблиц, найдите табличку «Падежи». Назовите падежи и падежные вопросы (по цепочке).

     Второе морское правило – путешественник должен уметь определять склонение имен существительных. Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы определить склонение. От качки на корабле  перепутались этапы! Давайте восстановим порядок действий для определения склонения (1 у доски)

    1. Поставить имя существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.)
    2. Определить род
    3. Определить, на какую букву оканчивается
    4. С помощью таблицы определить склонение

    Третье морское правило - в море все помогают друг другу. Откройте учебник на 86-ой странице и прочтите правило, выделенное серым цветом. Давайте вспомним, какие слова-помощники с ударным окончанием мы  используем для проверки безударных падежных окончаний существительных. У каждого склонения – свое проверочное слово. Назовите их. 1 скл – земля, 2 скл – стол, 3 скл – степь.

    Как ими пользоваться? (подставлять вместо существительного в том же падеже, безударное окончание пишем так же, как ударное).

    Молодцы. Вы доказали, что знаете морские правила и нашли еще одну жемчужину. Наше путешествие продолжается.

    - пальчиковая гимнастика (проводит ответственный учащийся)

    - В тетрадях число, классная работа (на доске написано)

    - чистописание

    - Зрительный диктант

    Море волнуется. Громко кричат чайки. Плывет белый корабль.

    1. Подготовка к изучению темы.

    Слайд слова

    Посмотрите, опоздавшие пассажиры! Это слова ДЕДУШКА, КУВШИН И ЦЕННОСТЬ. Запишем эти слова в тетрадь и определим их склонение с помощью памятки и таблички. Эти слова пригодятся нам в путешествии. Записываем слова в строчку через запятую, над словами ставим склонение.

    1. Остров 1-го склонения. А вот и первая остановка. Мы приплыли на остров, который называется «Первое склонение». Здесь мы высадим одного пассажира. Посмотрите на название острова и скажите, какое слово мы «оставим» на нем?

    Слайд с предложением:  задание: Закончите предложение

    Серёжа помогал (кому?) … собирать раковины.

    Слайд Сережа помогал (кому) дедушке собирать раковины.

    Работа у доски, один ученик пишет предложение.

    - какое слово мы вставили в предложение?

    - какого оно склонения?

    - окончание ударное или нуждается в проверке?

    - чтобы проверить правописание окончания, определим падеж существительного.

    - подставим слово-помощник того же склонения в том же падеже. Слово-помощник для 1 склонения = земля. Подставляем слово «земля» в дательном падеже.

    - выдели безударное окончание существительного.

    Молодцы.

    Мы засиделись на корабле, пришло время немного отдохнуть и подвигаться. Физминутка

    1. Остров 2 склонения . Какого пассажира мы высадим на этом острове? Найдите слово 2-го склонения.

    На этом острове живет гончар. А вы знаете, кто такой гончар (лексическое значение слова).

    Слайд Гончар – мастер, делающий посуду из глины.

    Какую посуду может сделать гончар? (тарелки, кружки, кувшины). Посмотрите на изображение гончара. Над чем сейчас трудится гончар? (над кувшином).

    Давайте запишем предложение, которым мы ответили на последний вопрос.

    1 ученик выходит к доске

    - какого склонения слово «кувшин»?

    - окончание ударное или нуждается в проверке?

    - чтобы проверить правописание окончания, определим падеж существительного.

    - подставим слово-помощник того же склонения в том же падеже. Слово-помощник для 2 склонения = стол. Подставляем слово «стол» в Творительном падеже.

    - выдели безударное окончание существительного.

    Молодцы. Наше путешествие продолжается.

    1. Остров «Третье склонение». Какого пассажира мы высадим на этом острове?

    Слайд   Узнал (С,с)ережа о (чем) … труда.  

    Прочтите предложение, вставив слово «ценность» в нужной форме. Как нужно писать слово Сережа? Почему?

    1 ученик к доске

    - какого склонения слово «ценность»?

    - окончание ударное или нуждается в проверке?

    - чтобы проверить правописание окончания, определим падеж существительного.

    - подставим слово-помощник того же склонения в том же падеже. Слово-помощник для 3 склонения = степь. Подставляем в предложном падеже.

    - выдели безударное окончание существительного.

    Остров Знаний

    Посмотрите на предложения, с которыми мы сегодня работали. Из какого они произведения? Из рассказа Евгения Андреевича Пермяка «Тайна цены». Вспомните, какую тайну узнал Сережа, в чем увидел ценность вещей? (в труде, вложенном людьми)

    Чайки с индивидуальными заданиями, проверка по парам

    Слайд Чайки. Посмотрите, кто это? На нас напали голодные чайки. Чтобы накормить птиц, мы должны выполнить задания, которые они принесли. Чайки разные. Слушают задание те, у кого белые чайки. Задание: вставьте окончания существительных, определите падеж. Повторите задание, что нужно сделать?

     сидеть на лавк.. , грустить о лет.. , писать в тетрад.. , рисовать в альбом.. , мороз по кож.. , подарок для подруг.. ,

    Задание для тех, у кого синие  чайки: вставьте окончание, которое чайка держит в клюве.  –и: Письмо по памят.. ; -е Сидеть на стул.. ; - ом Любоваться кувшин.. ; -е На лесной полян.. .

    Обменяйтесь своими чайками и проверьте, правильно ли ваш сосед выполнил работу. Проговариваем по цепочке. Гр.3 проверяет учитель

    Слайд с началом предложений

    Рефлексия

    Мы с вами сегодня очень хорошо потрудились. Вспомните, какие задания мы выполняли? (писали зрительный диктант,  повторяли названия падежей и падежные вопросы, вспоминали, как определять склонение имен существительных, определяли падеж существительных, проверяли правописание имен существительных с помощью проверочных слов).

    Какие задания вам понравились? Какие вызвали затруднение?

    Давайте посмотрим ,сколько жемчуга мы сегодня собрали. Посчитаем жемчужинки (учащийся читает вслух). Сегодня мы собрали … жемчужин. Но наше путешествие не окончено. Мы будем учиться, узнавать что-то новое, интересное, соберем еще много жемчужин-знаний.

    Домашнее задание слайд с 93 №150. На слайде радуга

    Прочтите стихотворение. Сколько в нем предложений?

    Задание для гр.3 – списать 2-е предложение, определить склонение имен существительных

    Задание для всех:

     Списать стихотворение. В первом предложении определить склонение и падеж существительных.  Оценки.

    Прощание.



    Предварительный просмотр:

    Поставить слово

    начальную форму

    (и.п., ед.ч.).        в

    Определить род.

    Определить, на

    какую букву

    оканчивается.

    С помощью

    таблицы

    определить

    склонение.



    Предварительный просмотр:

    Анте….а,  пе….он,

     с..редина, д..говор,  см..родина.

    Анте….а,  пе….он,

     с..редина, д..говор,  см..родина.

    Анте….а,  пе….он,

     с..редина, д..говор,  см..родина.

    Анте….а,  пе….он,

     с..редина, д..говор,  см..родина.

    Анте….а,  пе….он,

     с..редина, д..говор,  см..родина.

    Анте….а,  пе….он,  

    с..редина, д..говор,  см..родина.

    Анте….а,  пе….он,

     с..редина, д..говор,  см..родина.

    Анте….а,  пе….он,

     с..редина, д..говор,  см..родина.

    П..ляна,  м..рковь, д..говор

    П..ляна,  м..рковь, д..говор

    П..ляна,  м..рковь, д..говор

    П..ляна,  м..рковь, д..говор

    П..ляна,  м..рковь, д..говор

    П..ляна,  м..рковь, д..говор


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок в 6 классе «Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе» Подготовила и провела учитель ГКОУ КК школы-интерната ст-цы платнировской Любовь Валерьевна Селезнева

    Слайд 2

    Анте нн а пе рр он с е редина д о говор см о родина

    Слайд 3

    м о рковь д о говор п о ляна

    Слайд 5

    Зрительный диктант Море волнуется. Громко кричат чайки. Плывет белый корабль.

    Слайд 6

    дедушка кувшин ценность 1 скл . 3 скл . 2 скл .

    Слайд 7

    1-е склонение

    Слайд 8

    Вставьте недостающее слово в предложение. Сережа помогал (кому?) ……………………... собирать раковины. дедушк е


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    2-е склонение

    Слайд 3

    Гончар трудится над (чем?) кувшин.. . ом

    Слайд 4

    3-е склонение

    Слайд 5

    Узнал (С, с) ерёжа о (чём?) … труда.

    Слайд 6

    Узнал Серёжа (о чём ?) о ценност .. труда. и


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Остров Знаний

    Слайд 2

    Сережа помогал дедушке собирать раковины. Гончар трудится над кувшином. Узнал Сережа о ценности труда. Е.А.Пермяк «Тайна цены»

    Слайд 3

    Сегодня на уроке мы… Писали зрительный … Определяли склонение и … Проверяли безударные окончания существительных с помощью …

    Слайд 5

    Домашнее задание: С. 93 № 150

    Слайд 6

    Молодцы!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".

    Урок русского языка в 6 классе по теме:   "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ:    - закрепить умения учащихся проверять правописан...

    конспект урока математики для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Тема: умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

    Урок-экскурсия в музей народов Севера. Путешествуя по музею учащиеся выполняют вычисления, решают задачи, знакомятся с жизнью и бытом народов ханты и манси....

    Урок русского языка в 5 классе "Правописание е - и в окончаниях имен существительных"

    Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной ...

    Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

    Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

    Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

    Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....


     

    Комментарии

    Во второй части презентации физминутка - музыка, фон - море, выплывают буквы, за ними надо следить глазами и выполнять движения разные на гласные и согласные. Не смогла сжать рисунок, как ни пыталась. Можно заменить любой физминуткой по желанию))))