Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Евгения Борисовна Широкова

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе "Безударные окончания -Е и -И имен существительных" и презентацию к уроку в формате PDF

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.51 КБ
PDF icon k_uroku_bezud_ok_sushch_-_kopiya.pdf1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 «Б» классе (10.10.16)

Учитель Сахнова Е.Б.

Гласные –И и –Е в окончании имен существительных

Цель деятельности учителя: систематизировать ранее изученное о существительном, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний имен существительных

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Планируемые результаты:

Предметные: знать правила правописания – И и –Е в безударных падежных окончаниях имен существительных в единственном числе; уметь задавать вопросы к именам существительным, определять род, падеж, тип склонения имен существительных, правильно выбирать написание –И и –Е в безударных падежных окончаниях имен существительных, графически обозначать условия выбора этих гласных.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников (раздаточный материал, учебник, компьютерная презентация).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: эвристический метод; групповая, индивидуальная фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация по теме урока, выполненная учителем), карточки с таблицей «Гласный –И и –Е в окончании имен существительных».

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации

Формируемые умения (УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово:

- Здравствуйте, ребята! Открывайте рабочие тетради, записывайте дату и вид работы

Десятое октября

Классная работа

На экране слайд 1

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, записывают дату и вид работы

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к получению новых знаний, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Результативные: планируют необходимые учебные действия

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Сегодня у нас необычный урок: к нам за помощью обратилась Маша. Ваша любимая героиня мультфильма пошла в 5 класс. И ее учитель, Мишка, дал ей задание – написать предложение. Вот как Маша справилась с заданием.

Слайд 2

От березк.. к березк.. тянутся тонкие нити прелестной паутины.

- Ребята, проверьте, все ли слова Маша написала правильно? Давайте объясним правописание орфограмм, которые мы повторяли.

(ученики объясняют ранее изученные орфограммы)

- Молодцы! Вы знаете уже много орфограмм. И Маша их тоже знает, поэтому она написала все слова в предложении правильно. Ей очень хочется получить 5 за свою работу.

Слайд 3

Но она никак не справится с одной орфограммой: как же правильно написать: от БЕРЕЗКЕ к БЕРЕЗКЕ, ОТ БЕРЕЗКИ к БЕРЕЗКИ или от БЕРЕЗКЕ к БЕРЕЗКИ, а может от БЕРЕЗКИ к БЕРЕЗКЕ? Ну что поможем Маше решить эту задачку?

 

- Кто из вас знает, как называется орфограмма, которую не может объяснить Маша?

- Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины, объясняют орфограммы, формулируют тему урока. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осознают трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к оценке своих действий

Результативные: принимают учебную задачу.

Коммуникативные:

задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

3. Первичное усвоение новых знаний.

- От чего зависит выбор гласной в окончании существительных?

Слайд 4

- Молодцы! Выбор гласной действительно зависит от склонения и от падежа, поэтому сейчас мы вспомним типы склонения имен существительных.

- Какие сущ. относятся к 1, 2, 3 скл.?

- Покажите, как вы умеете применять эти знания, выполните задание:

Слайд 5

Распределите слова в 3 колонки в соответствии с типом склонения.

Река, степь, село, мишка, город, тетрадь, тетрадка, медведь, ночь

1 скл.

2 скл.

3 скл.

- Прочитайте, что у вас получилось.

 Проверка (устная).

На доске слайд 6  с заполненной таблицей.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

река

село

степь

мишка

пень

ночь

тетрадка

медведь

тетрадь

- Итак, для того, чтобы выбрать гласную в окончании существительного, нужно определить склонение. Сделали! А еще нужно определить падеж.  

Поработаем с 1 строчкой: река – село - степь. Просклоняйте, то есть измените по падежам существительные река – село – степь.

Сейчас мы разделимся и будем выполнять упражнение по рядам.

1 ряд – просклоняйте слово РЕКА, 2 ряд – СЕЛО, 3 ряд – СТЕПЬ.

3 ученика выходят к доске

Проверка.

- В каких же падежах встретилось нам окончание –Е и –И? В Р., Д., П. ПОДЧЕРКНИТЕ ЭТИ СЛОВА.

- А теперь попробуем сформулировать правило правописания безударных окончаний существительных

- В каком склонении пишется буква И?

- В каком склонении пишется буква Е?

- Перед вами лежат листочки с «Гласные И и Е в окончаниях существительных». Заполните эту таблицу. Зачеркните знак вопроса, поставьте гласную -Е или –И.

Слайд 7.

Проверьте, правильно ли вы заполнили эту таблицу.

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

- И

-

Д.п.

- Е

-

П.п.

- Е

Слайд 8

- ОБОБЩЕНИЕ. Для того, чтобы правильно написать гласную в окончании, нам нужно

(Смотрим на доску)

1. Определить склонение

2. определить падеж

Алгоритм есть у нас на листочках, можете к нему обращаться не только на сегодняшнем уроке, но и на последующих.

Выполняют задания учителя. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, заполняют опорную таблицу. Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении, устанавливают причинно-следственные связи.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные мысли.

Регулятивные:

Планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия и операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

4. Первичная проверка понимания

- Ребята, а теперь давайте вернемся к тому предложения, которое мы записывали в начале урока и объясним Маше, какую гласную, Е или И писать в предложении.

 Слайд 9, 10.

Слайд 11.

- Маша благодарит вас, ребята! Теперь она сможет похвастаться пятеркой! (Учитель выключает доску)

- Пришло время и вам зарабатывать оценки. Запишем несколько словосочетаний, объясним орфограмму «-И и –Е в окончаниях имен существительных».

К доске выходит 1 ученик.

Висит на ветке, на ветви; посидеть у проруби; уехать от дяди к дяде; писал в тетради, в тетрадке; подойти к юноше, услышать от юноши; идти по дороге к избушке; на высокой ели, елке; сиять от радости.

Слушают учителя, запоминают, выполняют задание на доске и в тетрадях, проговаривают условия выбора гласной, графически выделяют орфограмму

Индивидуальная

Познавательные: пробуют применить полученные знания на практике.

Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки.

Коммуникативные: совместно с учителем объясняют условия выбора гласной

5. Первичное закрепление

- Ребята, вы с легкостью справились с этим заданием, вы умеете определять склонение, падеж, выбирать гласную в окончании и готовы самостоятельно поработать с той орфограммой. Выполните упражнение 100 в учебнике.

1 ряд работает с 1,2,3 словосочетаниями

2 ряд – 4-6

3 ряд – 7-9.

 Не забывайте графически объяснять орфограмму.

- Поменяйте тетрадью с соседом по парте. Проверьте, как ваш сосед справился с заданием. Поставьте ему оценку.

Слайд 12

1 ошибка – 5

2 ошибки – 4

3 ошибки - 3

Самостоятельно выполняют задание в учебнике, графически объясняют выбор гласной в окончании имен существительных, оценивают свою работу

Индивидуальная, работа в парах

Познавательные: самостоятельно применяют полученные знания на практике.

Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки.

Коммуникативные: оценивают работу соседа по парте.

6.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

- Ребята, закончите предложения:

Сегодня на уроке я понял…

Самым сложным мне показалось задание…

Самым легким мне показалось задание…

Отвечают на вопросы, обобщают изученное

Фронтальная

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выставление оценок.

Слайд 13.

- Ребята, дома выполните упр. 101. Образец вы видите на доске.

Записывают домашнее задание, слушают инструкцию по его выполнению


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Возвратное местоимение-существительное себя".

Урок открытия новых знаний. Тема "Возвратное местоимение-существительное себя". УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык". (Образовательная система "Школа 2100")....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Несклоняемые имена существительные"

Урок направлен на формирование знаний о несклояемых именах существительных и на умение применять полученные знания и способы действий в практической деятельности....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание НЕ с именами прилагательными. Закрепление.(По уч. Рыбченковой)

Урок направлен на закрепление полученных знаний о правописании НЕ с именамии прилагательными....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание НЕ с именами прилагательными"

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классе на тему: «Правописание НЕ с  именами прилагательными»Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с ...