Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание НЕ с именами прилагательными. Закрепление.(По уч. Рыбченковой)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок направлен на закрепление полученных знаний о правописании НЕ с именамии прилагательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Лексика»

Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.
  • Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  • Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Структура урока:

  • Организационный этап.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка учебной задачи.
  • Повторение и закрепление изученного.
  • Физ. минутка.
  • Закрепление изученного материала.
  • Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)

- А для чего служат слова? Что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексикология)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексикология!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы закрепим  умение  различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова; находить их в тексте, уметь  использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав.

Учащиеся разгадывают загадку.

Цель урока – повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика».

Принцип деятельности.

Регулятивные УУД.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Практика опережающего обучения

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

3.Работа по теме урока

V. Домашнее задание

VI. Рефлексия

Физкультминутка

-Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении. С какой целью они это делают?

(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении)

-Какие изобразительно- выразительные средства языка вам известны? Найдите их в стихотворных отрывках:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

(А.С.Пушкин)

И ещё одно стихотворение. Прочитайте его выразительно и внимательно!

«Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила

Тишина.

С какими средствами выразительности языка вы встретились в этом стихотворении?

-Где это нам с вами может пригодиться?( в работе над сочинением)

- Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значении слова: "горький", "холодный", "".

Продолжите, пожалуйста, предложения:

  • Сегодня я узнал(а)…
  • Я задумался(ась), о том      
  • Я меня получилось…
  • Было интересно…
  • Я научился(ась)…
  • Теперь я могу…
  • Было трудно…
  • Мне захотелось…
  • Я почувствовал(а), что…
  •  Я выполнял(а) задания и …
  • Урок дал мне для жизни…
  • Я попробую…
  • Я понял(а), что…
  • Меня удивило, что…
  • Я смог(ла)…

Упр1стр122

Упр2стр122

Учащиеся отвечают устно

Пишут словарный диктант, работают в парах( взаимопроверка), ставят оценки

Записывают предложение и определяют значение слова дорога

Определение средств художественной выразительности

Составляют и записывают словосочетания

Синонимы

Синонимы к слову смелый:храбрый, отважный, бесстрашный.

Работают в парах

Варианты ответов учащихся.

Делают вывод: синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.

Антонимы

Подбирают антонимы к прилагательным

Омонимы

Один-два учащихся озвучивают определение по памяти.

Определяют значение слова"мир".

Редактируют текст( саночный – санный, вытряхнуть – отряхнуть, стряхнуть)

Развитие регулятивных УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), познавательных (уметь строить рассуждения)

Развитие коммуникативных и познавательных УУД

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

УУД: регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка)

Познавательные УУД    (уметь осуществлять синтез как составление целого из частей)

Познавательные (уметь устанавливать аналогии), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации)

Познавательные (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)

УУД: познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации),  познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации)

Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации), регулятивные                  (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, планирование учебного сотрудничества со сверстниками)

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....