Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание НЕ с именами прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кожанова Наталья Владимировна

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классе на тему:

 

«Правописание НЕ с  именами прилагательными»

Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.

 

Задачи:

Образовательная: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного

                                  написания НЕ с именами прилагательными; формировать умение

                                  применять правило на письме.

 

Развивающая:       развивать навык безошибочного письма, правильного выделения            

                                 орфограмм

 

Воспитательная:  воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать

                              правильное отношение к слову. 

 

Планируемые образовательные  результаты:

1.  Предметные: правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

2. Метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

 

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_5_klass_ne_s_prilagatelnymi_2.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.

363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова,   91                    тел., факс:(8-867-36) 2-25-11

E-mail: school1mozdok@rambler.ru   

Исх.  от « 19» сентября   г.   №  165

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классе на тему:

«Правописание НЕ с  именами прилагательными»

Ф.И.О. Кожанова Н.В.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Дата проведения урока- 01.04.2023 г

Тип урока: «открытие» новых знаний (в основе системно-деятельностный подход)

Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.

Задачи:

Образовательная: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного

                                  написания НЕ с именами прилагательными; формировать умение

                                  применять правило на письме.

Развивающая:       развивать навык безошибочного письма, правильного выделения            

                                 орфограмм

Воспитательная:  воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать

                              правильное отношение к слову. 

Планируемые образовательные  результаты:

1.  Предметные: правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

2. Метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, объяснительно-иллюстративный  

Технология: проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, фронтальная работа на уроке, работа в парах постоянного состава, ИКТ-технология.

Учебник: автор Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Год издания: 2021

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

5мин.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Добрый день, ребята!  Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе.

Приветствие учащихся, подготовка к уроку.

Слушают.

Желают друг другу успеха.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

5мин

Учитель организовывает погружение в проблему и выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока.

- Ребята, чтобы нам определиться с темой сегодняшнего урока, давайте обратимся к слайду. Предложения выводятся на слайд:

1. Не было бы счастья, да несчастье помогло. – На сцену вышел невеселый артист.

2. Юноша был полный невежда в вопросах искусства. – На нем был надет нелепый костюм синего цвета.

3. Этот огромный черный комок оказался не собакой, а котом. –  У мужчины был не большой, а маленький автомобиль.

- Прочитайте пары предложений. В первом выделено НЕ с существительным, а во втором НЕ с прилагательным.

 - Какие правила написания Не с существительными вы знаете?

     - А с прилагательными?

- Ребята, исходя из заданных на слайде примеров, назовите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

Запишите число, классная работа и тему урока в тетради.

Постарайтесь сформулировать цель и задачи, стоящие перед нами на уроке. Используйте опорные слова на доске.

Цель: научиться правильно писать не с именами прилагательными

Задачи:

1. Вспомнить…

2.  Научиться…

3. Закрепить…

Ученики размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют ее. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.

Несколько учеников читают предложения и отвечают устно на поставленный вопрос, вспоминают изученные правила.

Нет.

Ученики называют тему урока, и она появляется на слайде: «Правописание Не с именами прилагательными».

Делают записи в тетрадях.

Ученики, пользуясь опорными словами, выведенными на слайде №3, формулируют цель и задачи урока.

Цель:  научиться правильно писать не с именами прилагательными.

Задачи:

1. Вспомнить правило не с именами существительными.

2.  Научиться грамотно писать не с именами прилагательными.

3. Закрепить полученные знания.

Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели.

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

10мин

Физминутка.

2 мин

Учитель предлагает мини-исследование и выступает в роли организатора.

Работа в парах постоянного состава.

На слайде №4 написаны предложения.

- Ребята, давайте проведем мини-исследование. Решите орфографические задачи и определите последовательность своих действий.

Запись на доске:

1. У мальчика собака (не) большая, а маленькая.

2. У девочки пес (не)большой, но добрый.

3. Такая одежда была им совершенно не к лицу и придавала (не)лепый вид.

4. Орфографический диктант был отнюдь (не) легкий.

5. Этот фрукт в пищу (не)пригож.

- А теперь давайте сверим наши выводы с мнением авторов учебника.

- Какие слова также помогают записывать не с прилагательными, как и с существительными, раздельно?

Вы, наверное, устали?

А сейчас мы с вами, дети.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Руки в стороны – в полёт

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

Руки ставим все вразлёт,

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Ветер дует, завывает.

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

Ученики работают с информацией, систематизируют ее. Планируют свою работу.

Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.

Ученики выходят к доске и выделяют приставку не в слове «небольшой», отмечают не частью корня в слове «нелепый» и надписывают «частица» над не в слове «не большая», выделяют частицу не в слове не легкий, отмечая слово отнюдь, выделяют приставку не в слове «непригож»(от «непригожий»

  1. Если прилагательное можно заменить синонимом без не, значит с не прилагательное будет записываться слитно (небольшой – маленький и не будет приставкой);
  2. Если прилагательное без не не употребляется, значит с не прилагательное будет записываться слитно (нелепый – не будет частью корня);
  3. Если есть или подразумевается противопоставление с союзом а, то прилагательное с не будет записано раздельно, не будет частицей (не высокий, а низкий дом).
  4. Краткие прилагательные с не пишутся так же, как и полные, от которых они образованы, кроме тех, которые не имеют краткой формы (не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен).

Дети читают правило в учебнике и делают вывод о совпадении их мнения с учебником.

Далеко, отнюдь, вовсе, ничуть, нисколько.

Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели.

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.

8 мин

Учитель организует работу по выполнению тренировочного упражнения.

 - Выполните задание по карточкам (письменно).

1.Усталое, вовсе (не)летн.. со..нце уход..т на покой за г..ризонт.

2.На западе п..явля..тся (не)длинная, а короткая п..лоска света.

3. Над гла..кой п..верхностью (не)широкой реч..нки л..жится туман и окутыва..т (не)глубокий овраж..к, песчаный берег, ничуть (не)высокие кусты и (светло)зеленый луж..к. На неб.. заг..раются (не)яркие первые звездочки.

Слуховой диктант

- Ребята, я буду зачитывать вам словосочетания, где встречается не с прилагательными.

 I вариант должен будет выписать все словосочетания со слитным написанием не с прилагательными,

II вариант – с раздельным. Не забудьте выделить приставки, корни, там, где это необходимо, и указать, где не является частицей:

(Не) высокий человек; далеко (не) быстрый ответ; (не) обрывистый, а пологий берег; (не) веселый парень; (не) теплый, а холодный; (не) глубокая река; (не)чаянная встреча; (не)брежный вид; (не)весел, а грустен; вовсе (не) счастливый.

Ученики концентрируют свое внимание на задании, делают соответствующие записи, размышляют, анализируют, формулируют свои наблюдения, делают вывод по этому виду работы.

I вариант

II вариант

Невысокий человек,

невеселый парень,

неглубокая река,

нечаянная встреча,

небрежный вид.

далеко не быстрый ответ,

не обрывистый, а пологий берег,

не теплый, а холодный,

не весел, а грустен,

вовсе не счастливый.

Самопроверка (Ответы на карточке)!!!

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Личностные: проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками учебного процесса (одноклассниками, учителем).

Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность и оценивать результаты деятельности, умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

10мин

И в завершении урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест.

Учащиеся выполняют тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания).

Вопрос 1

Укажите предложения, в которых НЕ с прилагательным пишется слитно.

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:

Из приоткрытых дверей слышалась (не)громкая хоровая песня.

Теперь он заметил, что дети стояли (не)беспорядочной толпой, а ровными рядами.

Нужно сказать, что коричневая вода этих мест нисколько (не)мутна, она прозрачна.

(Не)большой, но приятный ветерок слегка рябил воду и слабо шелестел тростниками.

Вопрос 2

В какой строке все прилагательные пишутся с НЕ слитно?

Укажите правильный вариант ответа:

далеко (не)скромный, вид (не)радостный

(не)умен, а глуп; (не)красивый плащ

(не)настная погода, ничуть (не)скучный

(не)широкая дорога, (не)лепый наряд

Вопрос 3

В какой строке все прилагательные пишутся с НЕ раздельно?

Укажите правильный вариант ответа:

вовсе (не)сложная задача; пруд (не)мелок, а глубок

(не)вежлив, а груб; (не)вероятное событие

(не)ряшливый вид; мальчик (не)радостный, а грустный

(не)длинный, но высокий; совсем (не)уверенный ответ

Вопрос 4

Укажите прилагательное, которое с НЕ пишется слитно.

Укажите правильный вариант ответа:

далеко (не)внимательный ученик

(не)большая, но светлая комната

(не)смелый, а трусливый заяц

(не)ровная, а ухабистая дорога

Вопрос 5

Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

Укажите правильный вариант ответа:

(Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.

Это в самом деле развалины крепости, только (не)старинной, а современной.

Докладчик описал (не)брежный круг указкой на карте и усмехнулся.

Вскоре сигнальщик оповестил о том, что на горизонте появилась (не)широкая полоса.

Вопрос 6

Укажите прилагательное, которое с НЕ пишется раздельно.

Укажите правильный вариант ответа:

(не)брежная запись

(не)громкое, а тихое чтение

(не)добрый человек

(не)большой, но уютный домик

Вы можете оценить свою работу по критериям, записанным на доске.

Учащиеся выполняют тест, проверяют (на слайде).

Все слайды содержат гиперссылки, поэтому если ответ учащихся оказывается неверным, ученики попадают на слайд №11 «Неправильно», если же задание выполнено верно – на слайд №10 «Правильно».

Ученики оценивают свою работу по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

 ошибки – «3»

Познавательные: использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания.

Личностные: формирование адекватного понимания причин успеха/неуспеха. Коммуникативные: адекватно использовать речь для представления результата.

VI. Рефлексия.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

2мин

Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.

 Давайте подведем итоги урока (см. слайд №12), опираясь на опорные слова на слайде.

Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. Достигли ли вы их?

-А сейчас заполните лист самооценки за урок. Я потом выставлю свои оценки и итоговые.

Ученики подводят итоги урока.

1. Мы вспомнили правило не с именами существительными.

2. Мы научились грамотно писать не с именами прилагательными.

3. Мы закрепили полученные знания.

   Дети выставляют свои оценки.

Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.

3мин

Задание по индивидуальным карточкам, выучить правило

Ученики слушают и записывают задания.

Лист самооценки учащегося  5 класса (Ф.И.)____________________________________

на уроке   русского языка по теме: «Правописание Не с прилагательными»

N п/п

Этап урока

Задание

Оценка учащегося

Оценка учителя

Итоговая оценка

1.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Участие в формулировании темы и целей урока

2.

Построение проекта выхода из затруднения.

Участие в мини-исследовании

3.

Первичное закрепление

Запись слухового диктанта.

 Выполнение  упражнения в учебнике.

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение  теста

5.

Рефлексия.

Участие в подведении итогов урока.

 

и .о. директора ________________________________ И.М. Дементьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание НЕ с именами прилагательными. Закрепление.(По уч. Рыбченковой)

Урок направлен на закрепление полученных знаний о правописании НЕ с именамии прилагательными....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классеТема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия»....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном"

Технологическая карта урока с элементами исследовательской работы, мини-проекта, работы с текстом, самостоятельной работы и др. формами....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...