Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Возвратное местоимение-существительное себя".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок открытия новых знаний. Тема "Возвратное местоимение-существительное себя". УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык". (Образовательная система "Школа 2100").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Выполнила: Прокопенко Валентина Степановна

учитель русского языка и литературы

МОУ - СОШ № 3 города Аткарска Саратовской области.

Учебный  предмет:  русский  язык.

Класс: 5

Автор  УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.:Баласс, 2014. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

Тема урока: «Возвратное местоимение-существительное  себя».

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о возвратном местоимении-существительном  как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к учебной  деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: 

Повторение изученного материала для «открытия нового знания»;  подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных особенностей возвратного местоимения-существительного себя.

Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

5. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, тук и при решении задач такого же типа.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

7. Ссамостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.  

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: закрепить  полученные знания.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Домашнее задание.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

 Приветствие-речёвка:

- Посмотрите на себя: в этом классе все друзья?

- Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

- Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева! В этом классе все друзья?

- Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

- Я думаю, что эти задорные слова приветствия подняли нам настроение и мы продуктивно поработаем на уроке.

- А какое отношение к нашему уроку имеет эта речёвка?

- Что называется местоимением-существительным?

- Какие местоимения-существительные называются личными?

- Знаем ли мы личные  местоимения-существительные, проверим, выполнив занимательное задание на листах.

ЗАДАНИЕ (выполните в паре): Отгадайте загадки: о каких местоимениях идёт речь?

1.В каком местоимении два звука, но буква одна?

2.Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

3.Сколько личных местоимений в слове семья?

4.Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте.

5.Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

Индивидуальное задание. Закрепление навыка культуры речи – правильного употребления в речи местоимений мы, вы в сочетании с глаголами скучаю, грущу, тоскую.

Задание 1:   Поставь местоимения в нужном падеже.

Я грущу по  (вы)… Ты тоскуешь по  (мы)…

Мы скучаем по  (вы)…

Задание 2:  Составь и запиши предложение с прямой речью, используя в нём одно из выражений.

- Следующее задание: орфографический диктант.

- Какую орфографическую задачу нам предстоит решить?

Появился у него

Летит надо мной

Проносится над вами

Заботится обо мне

Думает о ней

Приехал ко мне

Дружит со мной

Объясняется с тобой

Сожалеть о нём

Рассказал о себе

- Что общего во всех записанных словосочетаниях?

- Какую орфографическую задачу решали при написании этих местоимений?

- Где возникали трудности?  С чем это связано?

_ Укажите начальную форму местоимений-существительных.

- У всех ли местоимений получилось образовать начальную форму?

- Выпишите это местоимение.

- На кого (что) оно указывает?

- На какой вопрос отвечает?

- Как называется это местоимение?

- Сформулируйте тему урока.

- Определим проблему урока.

  Просклоняем письменно местоимения ты и себя. (Упражнение 484).

И.п. кто?                   ты       -----

Р.п. (нет кого?)        тебя     себя

Д.п. (дать кому?)     тебе     себе

В.п. (вижу кого?)     тебя     себя

Т.п. (доволен кем?) тобой   собой

П.п. (думаю о ком?) о тебе о себе

- Сравни падежные формы этих местоимений.

- Что общего вы заметили?

- Сформулируйте самостоятельно, на какие вопросы нужно найти ответы.

- Проверьте себя, прочитав ключевые слова темы в конце параграфа 57, стр.95.

 (Сформулированные вопросы зафиксированы на доске (слайде) и остаются записанными до конца урока).

Физкультминутка.

-Решение проблемы урока начнём с выполнения упражнения 485.

Задание: Составьте и запишите словосочетания с местоимением себя в разных формах.

Взять (для кого?) для себя  (Р.п.).

Позвать (к кому?) к себе (Д.п.).

Вижу (перед кем?) перед собой (Т.п.).

Думаю (о ком?) о себе (П.п.).

- На какие вопросы мы ответили, выполнив упражнения 484, 485?

- Проверим ответы, прочитав правило на странице 93.

 - Нетрудно догадаться, каким членом предложения не может быть возвратное местоимение-существительное?

- Проанализируем пример и сделаем вывод, каким членом предложения (если не подлежащим) может быть возвратное местоимение-существительное?

Предложение возьмём из стихотворения поэта 19 века А.К. Толстого «Благовест».

-Что такое «благовест»?  (Значение слова в толковом словаре С.И. Ожегова узнал заранее подготовленный ученик).

- Послушаем отрывок из стихотворения.

Среди дубравы блестит крестами

Храм пятиглавый с колоколами.

  Их звон призывный через могилы

  Гудит так дивно и так уныло!

К себе он тянет неодолимо.

Зовёт и манит он в край родимый…

ЗАДАНИЕ: выпишите предложение, в котором есть возвратное местоимение себя. Определите его синтаксическую роль.

- При знакомстве с возвратными местоимениями-существительными возникают и другие вопросы:

- Почему возвратное местоимение-существительное себя так называется?

- Почему одно возвратное местоимение составляет целый разряд?

- Где употребляется возвратное местоимение себя?

Ответы на эти вопросы искали учащиеся, которые работали над проектом «Себялюбивое местоимение».

- Выполним упражнение 487.

Прочитайте пословицы (краткое, мудрое, поучительное выражение). Подумайте, как вы понимаете их смысл. Выберите и выпишите ту пословицу, которая значима именно для вас. Найдите возвратное местоимение-существительное, укажите его грамматические признаки.

 Когда хочешь себе  (Д.п.) добра, то никому не делай худа.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.

- А теперь повторим, что мы узнали о возвратном местоимении-существительном себя.

- Если нас попросят составить лингвистический паспорт возвратного местоимения-существительного себя, то какие его анкетные (биографические) данные туда внесём?

Возвратное местоимение-существительное себя

- указывает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо;

- не имеет формы И.п.;

- изменяется по падежам (по типу местоимения ты);

- не имеет формы рода и числа;

- в предложении чаще всего бывает дополнением.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?

Проверьте себя, ответив на вопросы, поставленные в начале урока (они записаны на доске).

- Какие ещё появились вопросы?

- Что оказалось трудным?

- Что было интересным?

 Для того чтобы проверить свои знания, вы можете пройти тест.

 - Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

  1. Выучить правило параграфа 57.
  2. Выполнить упражнение 489 или 487 (по выбору).
  3. Индивидуальное задание: продолжить работу над проектом, включив материал (фразеологизмы) упражнения 488.

 

 

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Называют изучаемую тему урока: личные местоимения-существительные.

Многие слова речёвки являются личными  местоимениями-существительными.

Отвечают на вопросы. Дают определение. Приводят примеры.

Работают в парах. Ответы на вопросы записывают в правую колонку:

  1. Я.
  2. Я-мы.
  3. Семь-я.
  4. Я-корь.
  5. Ты-ква.

Осуществляют самопроверку, сравнивают с ответами на слайде, подсчитывают количество правильных ответов.

Оценивают выполненную работу.

Один ученик выполняет на доске.

Строит устный ответ.

Оценивает свою работу.

Оформляют тетради – записывают число, классная работа.

Местоимения с предлогами записывают в колонку, объясняя правописание, обозначают орфограмму-пробел.

Отвечают на вопрос: зависимое слово – личное местоимение.

Отвечают: написание местоимений с предлогами.

Отвечают: у предлогов есть варианты об/обо, над/ надо, под/подо, с/со).

Записывают в колонку справа.

Отвечают на вопрос.

Выписывают местоимение  о себе.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока: Возвратное местоимение-существительное себя.

Записывают тему в тетради.

Работают с учебником.

Выполняют упражнение.

Формулируют цели урока:

- В чём особенность возвратного местоимения-существительного себя?

- Почему возвратное местоимение так называется?

- Как оно изменяется?

- Где употребляется возвратное местоимение-существительное себя?

Учащийся проводит физкультминутку.

Выполняют упражнение: составляют словосочетания, обозначают главное слово в словосочетании, стрелками показывают грамматическую связь, указывают, в каком падеже употреблено местоимение.

Отвечают на вопрос: возвратное местоимение изменяется по падежам, но не имеет формы И.п.

Читают правило.

Отвечают на вопрос: подлежащим, т.к. в русском языке подлежащими бывают имена существительные или местоимения в форме только И.п.

Чтение учеником словарной статьи.

БЛАГОВЕСТ, -а, м.   Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии.  (Пасхальный благовест).

Подготовленный ученик читает стихотворение А.К. Толстого «Благовест».

Выписывают предложение: К себе он тянет неодолимо. Определяют члены предложения. Делают вывод: В предложении местоимение себя является дополнением, т.к. отвечает на вопрос косвенного (дательного) падежа.

Правильность выполнения задания проверяют по эталону.

Отвечают.

1. Прочитаю предложение.

2.  Спишу в тетрадь.

3.  Выделю грамматическую основу.

4.  Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения.

5.  Определю, каким членом предложения оно является.

6.Подчеркну.

Выступают с защитой проекта.

Демонстрируют подготовленную презентацию.

Самостоятельно выполняют задания, указанные в упражнении и предложенные учителем.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся отвечают.

Задают возникшие вопросы.

Выполняют тест.

Осуществляют самопроверку, сверяя с ответами на слайде.

Оценивают работу на уроке.

Записывают домашнее задание в дневники.

 

 

Личностные - настрой на позитивное начало урока.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные – планирование урока.

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков.

 

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – умение сотрудничать.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе.

Личностные - формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные – понимание и осмысление полученной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Познавательные – умение анализировать информацию.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе.

Познавательные – поиск и выделение информации; синтез как сопоставление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; создание способа решения проблемы поискового характера.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации.

Познавательные - умение извлекать  информацию    из    разных  источников,

адекватно  понимать,  разграничивать  и преобразовывать

информацию.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

Познавательные - умение извлекать  информацию    из    разных  источников,

адекватно  понимать,  разграничивать  и преобразовывать

информацию.

Коммуникативные – умение договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль, выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других.

 

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Личностные - формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...