Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Грачёва Ольга Викторовна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

-Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе

-Составила Грачёва Ольга Викторовна учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №404

-Учебник «Русский язык 6 класс», авторы: М.Т.Баранов, Т.М. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова; под редакцией Н.М. Шанского

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: обобщение и систематизация  знаний

Задачи урока:

           Образовательная: закрепить и расширить знания о фразеологизмах;

                          показать многообразие, разновидность фразеологизмов и определить возможные пути их классификации;

           Развивающая: уметь находить фразеологизмы; объяснять их значение; правильно употреблять в речи;

           Воспитательная: прививать любовь к родному языку.

Опорные понятия: устойчивые сочетания слов, синонимы, антонимы.

Новые понятия: фразеологический оборот

Межпредметные связи: русская и зарубежная литература, устное народное творчество, информатика и ИКТ

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.

Знать о фразеологизмах, их роли, и происхождении.

Уметь определять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель ( с помощью учителя), уметь высказывать своё мнение на основе материала.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы.

Познавательные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, уметь слышать и слушать, уметь взаимодействовать в группах.

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

Расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас фразеологическими оборотами

Обогатить свой словарный запас, правильно использовать фразеологические обороты в устной и письменной речи

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

Учебник, дидактический материал, словари, презентация «Фразеологизмы в современном русском языке»

Учебник, тетрадь, словари, составленные тексты и презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Этап: актуализация необходимых знаний.

Технология: развития критического мышления.

Фронтальный опрос.

Приветствие.

Активизация учащихся и мотивация для дальнейшей работы. Выявление уровня знаний полученных на предыдущем уроке (фронтальный опрос).

Определяются типичные недостатки.

Демонстрация презентации (отдельные слайды)

Подготовка класса к работе.

Устные ответы теоретического материала. Письменное выполнение задания, тренирующего отдельные способности учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Выполнение задания по вариантам найти  и систематизировать фразеологические синонимы и антонимы. Используют знания параграфа №22,23

Знание фактического (предметного) материала. Мотивационный: побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Информационный: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме, приобретение новых знаний.

Регулятивные: целеполагание, управление своей деятельностью; контроль и коррекция.

Познавательные: работа с информацией, использование знаково-символических средств, выполнение логических операций сравнения.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Самоопределение: внутренняя позиция школьника, установление связи  между целью учения и  ее  мотивом, проявление интереса к изучению темы.

Этап: Мотивация познавательной деятельности.

Технология: развития критического мышления.

Индивидуальная работа.

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися, что такое фразеологизмы.

Демонстрация презентации (отдельные слайды)

Работа с таблицей «Группы фразеологизмов»

        

 Ученик читает текст на стр.47, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. 

Учащиеся заполняют таблицу, предложенную учителем

Мотивационный: побуждение к работе с новой информацией,

Информационный: приобретение новых знаний.

Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность.

Познавательные: постановка вопросов, работа с информацией, умение структурировать знания, выполнение логических операций сравнения, обобщения, классификации.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Самоопределение: внутренняя позиция школьника.

Смыслообразование: мотивация, определение границ собственного знания.

Этап: Организация познавательной деятельности.

Технология: информационно- коммуникативная.

Выявление пробелов  осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся, коррекция. Демонстрация презентации (завершение).

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления  и на основе просмотра презентации.

Мотивационный: побуждение к работе с новой информацией,

Информационный: приобретение новых знаний.

Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Познавательные: работа с информацией, умение структурировать знания, выполнение логических операций сравнения, обобщения, классификации.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Самоопределение: внутренняя позиция школьника.

Смыслообразование: мотивация, определение границ собственного знания.

Этап: Подведение итогов.

Технология: информационно-коммуникативная,  исследовательские и проектные методы, технология развития критического мышления.

Защита проектов.

Следует вернуться к уже известным знаниям, внести  дополнения, дать творческие задания

Учащиеся демонстрируют самостоятельные и групповые  проекты: презентации о фразеологизмах  и рассказы с использованием фразеологических оборотов  (проекты готовились учениками заранее). Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Знание фактического (предметного) материала. Мотивационный: побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Информационный: вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме, приобретение новых знаний.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Познавательные:  рефлексия.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самоопределение: внутренняя позиция школьника, самооценка.

Смыслообразование: мотивация, определение границ собственного знания.

Морально-этическая ориентация: способность оценивать свою деятельность и поступки.

Дополнительный материал (творческие задания  и т.п.)

Толковый словарь.

Фразеологический словарь.

Домашнее задание: повторение раздела «Лексика»,  параграфы  №12-23, упр.107, синтаксический разбор предложения с фразеологическим оборотом.

Запись домашнего задания в дневник.

Самоанализ

Достижения

Урок работает на расширение кругозора учащихся, умение правильно употреблять фразеологические обороты в устной и письменной речи. Удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся.

Затруднения

Немного затруднительно определять УУД на разных этапах урока.

Предложения

Приложение 1

Работа с таблицей (учащиеся поясняют некоторые фразеологизмы)

№ п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

1

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

2

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

3

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

4

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.

5

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

6

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

7

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

8

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

Приложение 2

Вариант 1
Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

Вариант 2
Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...