Викторина по русскому языку для учащихся 7 класса
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Соболева Марина Александровна

Викторина по русскому языку составлена по аналогии с телевизионной интеллектуальной игрой «Своя игра». Она включает задания по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, лексике и фразеологии, языковым нормам. Формулировки заданий приближены к экзаменационным (как в КИМах ЕГЭ). Викторина рассчитана на учащихся 7 класса (конец учебного года), но может быть использована и на уроках повторения в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_russkiy_yazyk_7_klass.pptx590.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Своя игра (русский язык) Соболева Марина Александровна , учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №5» г. Железногорска Курской области

Слайд 2

Орфография 10 Орфография 20 Орфография 30 Орфография 40 Орфография 50 Синтаксис и пунктуация 10 Синтаксис и пунктуация 20 Синтаксис и пунктуация 30 Синтаксис и пунктуация 40 Синтаксис и пунктуация 50 Морфология 10 Морфология 20 Морфология 30 Морфология 40 Морфология 50 Языковые нормы 10 Языковые нормы 20 Языковые нормы 30 Языковые нормы 40 Языковые нормы 50 Всё обо всём Лексика и фразеология 10 Лексика и фразеология 20 Лексика и фразеология 30 Лексика и фразеология 40 Лексика и фразеология 50

Слайд 3

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. уклонч ..вый изменч ..вый заноч .. вавший повизг .. вать разборч ..вый ответ

Слайд 4

В каком слове на месте пропуска пишется буква И ? ка.. вшийся бор.. шься настраива .. мый встреч.. нный высп .. шься ответ

Слайд 5

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Мощё (1) ая мрамором гостиная виллы « Керилос » украше (2)а золочё (3)ой мебелью, созда (4)ой лучшими мастерами Италии по образцу древнегреческой. ответ

Слайд 6

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. ( НЕ)СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти. Ключи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ. Дом у Петровых (НЕ)БОЛЬШОЙ, а довольно маленький, но очень уютный. Брат (НЕ)УДОСТОИЛ Мишу даже взглядом . Алексей прочитал в глазах одноклассницы (НЕ)ПОДДЕЛЬНУЮ грусть. ответ

Слайд 7

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. (ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла. И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её и создала природа. ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить незнакомых мне людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме. Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю семейные фотографии на стене. Есть люди, которые (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни несут на себе КАКОЙ(ТО) отпечаток избранности. ответ

Слайд 8

ответ В каком словосочетании выделенное слово является главным? человеческие качества стремиться к свободе увлечённый театром необычайно терпеливый

Слайд 9

ответ В каком предложении выделенное слово является обстоятельством? Что ни увижу, что ни услышу, только на сердце больно. Лицо его было печально , глаза смотрели куда-то мимо собеседника. Малыши весело играли, не замечая тревоги взрослых.

Слайд 10

ответ В каком предложении союз И соединяет части сложного предложения? Прошла гроза и солнечные лучи радостно озарили землю. В теплицах сохраняют и размножают многие теплолюбивые растения. Всю свою жизнь Лев Толстой пополнял свои знания и считался высокообразованным человеком. По сравнению с гусеничными колёсные тракторы весят гораздо меньше и могут двигаться с большей скоростью.

Слайд 11

ответ Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

Слайд 12

ответ Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом. Художник писал как городские так и деревенские пейзажи. Было прохладно и на улицах пахло горькой сладостью берёзовых почек. Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры. У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

Слайд 13

ответ Какое морфологическое явление проиллюстрировано этими примерами: осенний лес – у осеннего леса – к осеннему лесу…? изменение по падежам. изменение по лицам. переход из одного разряда в другой. изменение по родам.

Слайд 14

ответ Частям речи, которые указаны в правом столбике, соответствуют некоторые признаки из левого столбика. Укажите соответствия. ПРИЗНАКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ А)разряды по значению (качественное, относительное, притяжательное). Б) наклонение. В) полная и краткая форма. Г) возвратность. Д) переходность ЧАСТИ РЕЧИ п рилагательное глагол

Слайд 15

ответ У какого слова неверно определены морфологические признаки? Идущему – действительное причастие настоящего времени. Проспавших – действительное причастие прошедшего времени. Управляемый – страдательное причастие настоящего времени. Убедившийся – страдательное причастие прошедшего времени.

Слайд 16

ответ Какие морфологические признаки общие для причастий рассказавший – рассказанный? А) действительные Б) страдательные В) возвратные Г) совершенного вида Д) прошедшего времени

Слайд 17

ответ Какой вывод можно сделать на основе анализа примеров: спать – спящий, спавший; поспать – поспавший? От переходных глаголов образуются все виды причастий. От глаголов совершенного вида образуются страдательные причастия. От глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего, прошедшего и будущего времени. От глаголов совершенного вида образуются причастия только прошедшего времени.

Слайд 18

ответ В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Исправьте ошибку. бАнты осведомИшься снятА облегчИт тамОжня

Слайд 19

ответ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку. ЛЯГ на спину знаменитые ПРОФЕССОРА В БОКУ КРАСИВЕЙШИЙ пять АБЗАЦЕЙ

Слайд 20

ответ В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку. В предстоящем чемпионате Второго дивизиона зону «Восток» ПОПОЛНИТ команда из Якутска. На книжном фестивале всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться с любимыми современными писателями и задать им вопросы. В НЕПРОГЛЯДНОЙ тьме невозможно было различить даже очертания домов. Юные футболисты НАДЕЛИ спортивную форму и под ободряющие возгласы болельщиков выбежали на поле. Первый ОТБОРНЫЙ матч турнира состоится в субботу.

Слайд 21

ответ Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прочитав пьесу Вампилова, многое для меня осталось непонятным. передо мной возникли образы персонажей. мне захотелось посмотреть её постановку в театре. я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга.

Слайд 22

ответ ПРЕДЛОЖЕНИЯ A) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины. Б) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стали профессиональными спортсменами. B) Лесные поляны покрылись обильно цветущей в этом году яркими звёздочками земляники. Г) Сестры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом нарушение связи между подлежащим и сказуемым нарушение в построении предложения с несогласованным приложением ошибка в построении предложения с однородными членами неправильное построение предложения с деепричастным оборотом нарушение в построении предложения с причастным оборотом неправильное построение предложения с косвенной речью

Слайд 23

ответ Какое выражение используют, когда говорят о чём-то ненужном, никчёмном? комар носа не подточит гроша ломаного не стоит палка о двух концах на дороге не валяется

Слайд 24

ответ Каким синонимом можно продолжить данное ниже предложение? Земля, по которой мы ходим, всегда воспринималась нами как символ чего-то прочного, твёрдого и … хрупкого далёкого чужого незыблемого

Слайд 25

ответ Замените книжное выражение «петь дифирамбы» (Мне пела дифирамбы, как могла) стилистически нейтральным синонимом.

Слайд 26

ответ Какие два средства выразительности используются в приведённом ниже предложении? Эта радостная весть, будто утренний свет, озарила наш край, погружённый во мрак, и в глазах людей засияла надежда. А) сравнение Б) ирония В) гипербола Г) антоним Д) метафора

Слайд 27

ответ В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) – Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – устало произнёс он. Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. – В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!».

Слайд 28

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Слайд 29

ответ В каком примере употреблено деепричастие? хранить вечно падающий с деревьев несмотря на болезнь поражая своим мастерством

Слайд 30

В каком примере наречие обозначает признак действия? выразительно читать прекрасно выполненный шаг вперёд очень быстрый ответ

Слайд 31

ответ В каком слове количество букв и звуков совпадает? осень радостный поёт быстро

Слайд 32

ответ Какое слово имеет такой же морфемный состав, что и слово подросток ? медвежонок выращивал досрочный трёхлетнему

Слайд 33

ответ Укажите пример, в котором есть слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую. назначить часовым ревущий водопад собирать подснежники в нашем училище

Слайд 34

ответ Каким примером можно проиллюстрировать следующее правило: «У глаголов перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределённой форме» ? решать – решает жить – живите читал – прочитал просеять – просеял

Слайд 35

ответ В каком ряду все слова одной и той же части речи? даже, в течение (дня) по мере (накопления), из-за над, зато чтобы, вот

Слайд 36

ответ В каких словах на месте пропуска пишется а ? А) досух .. Б) высуш .. нный В) смеш .. нный со снегом Г) изначальн .. Д) колыш .. щийся

Слайд 37

ответ Укажите пример с НЕВЕРНО образованной формой слова? вопреки просьбе благодаря отцу сказать более категоричнее по возвращении из поездки

Слайд 38

ответ Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза. (1)Он умел глубоко чувствовать и понимать природу, видеть её красоту. (2)В самой знаменитой картине Саврасова «Грачи прилетели», вызвавшей всеобщее восхищение, всё просто, безыскусно, обычно. (3)Весна. (4)Март. (5)И грачи действительно прилетели. (6)А непросто в этой картине соприкосновение мгновения встречи и мгновения расставания. (7)И холоден день, а везде рассеяны крохи тепла. (8)И невесёлая картина, но и не грустная.

Слайд 39

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. уклонч и вый изменч и вый заноч е вавший повизг и вать разборч и вый

Слайд 40

В каком слове на месте пропуска пишется буква И ? ка я вшийся бор е шься настраива е мый встреч е нный высп и шься

Слайд 41

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Мощё нн ая мрамором гостиная виллы « Керилос » украше н а золочё н ой мебелью, созда нн ой лучшими мастерами Италии по образцу древнегреческой.

Слайд 42

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. ( НЕ)СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти. Ключи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ. Дом у Петровых (НЕ)БОЛЬШОЙ, а довольно маленький, но очень уютный. Брат (НЕ)УДОСТОИЛ Мишу даже взглядом . Алексей прочитал в глазах одноклассницы НЕПОДДЕЛЬНУЮ грусть.

Слайд 43

И бледная поганка ТОЖЕ нужна, ПОЭТОМУ её и создала природа.

Слайд 44

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Исправьте ошибку. освЕдомишься

Слайд 45

пять АБЗАЦЕВ

Слайд 46

Первый ОТБОРОЧНЫЙ матч турнира состоится в субботу.

Слайд 47

Прочитав пьесу Вампилова , многое для меня осталось непонятным. передо мной возникли образы персонажей. мне захотелось посмотреть её постановку в театре. я решил ближе познакомиться с творчеством этого драматурга.

Слайд 48

ПРЕДЛОЖЕНИЯ A) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины. Б) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стали профессиональными спортсменами. B) Лесные поляны покрылись обильно цветущей в этом году яркими звёздочками земляники. Г) Сестры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом нарушение связи между подлежащим и сказуемым нарушение в построении предложения с несогласованным приложением ошибка в построении предложения с однородными членами неправильное построение предложения с деепричастным оборотом нарушение в построении предложения с причастным оборотом неправильное построение предложения с косвенной речью А – 5 Б – 2 В – 6 Г – 4

Слайд 49

осенний лес – у осеннего леса – к осеннему лесу…? изменение по падежам. изменение по лицам. переход из одного разряда в другой. изменение по родам.

Слайд 50

Прилагательное – А, В Глагол – Б, Г, Д

Слайд 51

У какого слова неверно определены морфологические признаки? Идущему – действительное причастие настоящего времени. Проспавших – действительное причастие прошедшего времени. Управляемый – страдательное причастие настоящего времени. Убедившийся – страдательное причастие прошедшего времени.

Слайд 52

Какие морфологические признаки общие для причастий рассказавший – рассказанный? А) действительные Б) страдательные В) возвратные Г) совершенного вида Д) прошедшего времени

Слайд 53

Какой вывод можно сделать на основе анализа примеров: спать – спящий, спавший; поспать – поспавший? От переходных глаголов образуются все виды причастий. От глаголов совершенного вида образуются страдательные причастия. От глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего, прошедшего и будущего времени. От глаголов совершенного вида образуются причастия только прошедшего времени.

Слайд 54

В каком словосочетании выделенное слово является главным? человеческие качества стремиться к свободе увлечённый театром необычайно терпеливый

Слайд 55

В каком предложении выделенное слово является обстоятельством? 1) Что ни увижу, что ни услышу, только на сердце больно. 2) Лицо его было печально , глаза смотрели куда-то мимо собеседника. 3) Малыши весело играли, не замечая тревоги взрослых.

Слайд 56

В каком предложении союз И соединяет части сложного предложения? Прошла гроза, и солнечные лучи радостно озарили землю. В теплицах сохраняют и размножают многие теплолюбивые растения. Всю свою жизнь Лев Толстой пополнял свои знания и считался высокообразованным человеком. По сравнению с гусеничными колёсные тракторы весят гораздо меньше и могут двигаться с большей скоростью.

Слайд 57

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

Слайд 58

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом. Художник писал как городские, так и деревенские пейзажи. Было прохладно, и на улицах пахло горькой сладостью берёзовых почек. Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры. У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

Слайд 59

Какое выражение используют, когда говорят о чём-то ненужном, никчёмном? комар носа не подточит гроша ломаного не стоит палка о двух концах на дороге не валяется

Слайд 60

Каким синонимом можно продолжить данное ниже предложение? Земля, по которой мы ходим, всегда воспринималась нами как символ чего-то прочного, твёрдого и … хрупкого далёкого чужого незыблемого

Слайд 61

«петь дифирамбы» – хвалить

Слайд 62

Какие два средства выразительности используются в приведённом ниже предложении? Эта радостная весть, будто утренний свет, озарила наш край, погружённый во мрак, и в глазах людей засияла надежда. А) сравнение Б) ирония В) гипербола Г) антоним Д) метафора

Слайд 63

В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) – Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – устало произнёс он. Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. – В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!».

Слайд 64

В каком примере употреблено деепричастие? хранить вечно падающий с деревьев несмотря на болезнь поражая своим мастерством

Слайд 65

В каком примере наречие обозначает признак действия? выразительно читать прекрасно выполненный шаг вперёд очень быстрый

Слайд 66

В каком слове количество букв и звуков совпадает? осень радостный поёт быстро

Слайд 67

Какое слово имеет такой же морфемный состав, что и слово подросток ? медвежонок выращивал досрочный трёхлетнему

Слайд 68

Укажите пример, в котором есть слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую. назначить часовым ревущий водопад собирать подснежники в нашем училище

Слайд 69

Каким примером можно проиллюстрировать следующее правило: «У глаголов перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределённой форме» ? решать – решает жить – живите читал – прочитал просеять – просеял

Слайд 70

В каком ряду все слова одной и той же части речи? даже, в течение (дня) по мере (накопления), из-за над, зато чтобы, вот

Слайд 71

В каких словах на месте пропуска пишется а ? А) досух а Б) высуш .. нный В) смеш а нный со снегом Г) изначальн .. Д) колыш .. щийся

Слайд 72

Укажите пример с НЕВЕРНО образованной формой слова? вопреки просьбе благодаря отцу сказать более категоричнее по возвращении из поездки

Слайд 73

Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза. (1)Он умел глубоко чувствовать и понимать природу, видеть её красоту. (2)В самой знаменитой картине Саврасова «Грачи прилетели», вызвавшей всеобщее восхищение, всё просто, безыскусно, обычно. (3)Весна. (4)Март. (5)И грачи действительно прилетели. (6)А непросто в этой картине соприкосновение мгновения встречи и мгновения расставания. (7)И холоден день, а везде рассеяны крохи тепла. (8)И невесёлая картина, но и не грустная.

Слайд 74

Список использованной литературы 1. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 7 класс / Под ред. И.П. Цыбулько . – 2-е изд., исправл . И доп. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 160 с. 2. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько . –М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку для учащихся 6 класса

Данная викторина повышает интерес у учащихся к урокам русского языка, повышает их культуру речи и обогащает сдоварный запас....

Викторина по русскому языку для учащихся 7-8 классов.

Викторина по русскому языку содержит занимательные вопросы для развития логического и аналитического мышления....

Вопросы викторины по русскому языку для учащихся 5 -7 классов

Викторина содержит задания на знание таких разделов языкознания, как словообразование, морфология...

Викторина по русскому языку для учащихся 5 класса

Викторина разработана для учащихся 5 класса. Цель: пробуждение  интереса к русскому языку, развитие творческих способностей и неординарного мышления. Материал может использоваться для стартовой п...

Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"

Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...

Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"

Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....