Планирование уроков русского языка в 11 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему

Андреева Елена Михайловна

Поурочно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_r.ya_p.11_kl.b.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Наименование примерной и авторской программ, на основе которых разработана рабочая программа.

     Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания образования выпускников основной общеобразовательной школы с учетом нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1 с изменениями и дополнениями
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
  3. Государственный стандарт (ФК) основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089).
  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, М., 2004г. Рекомендовано Министерством Образования Российской Федерации. Методическое письмо «о преподавании учебного предмета «русский язык» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
  5. Программа: Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫК: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006. Программы по русскому языку для 10-11 классов ОУ (составитель Власенков А.И.). – М.: Дрофа, 2006
  1. Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы.

УМК  в целом, позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК включает в себя программу, учебники для 10-11 классов, обеспечен методическими пособиями (в том числе цифровыми образовательными ресурсами) и материалами для проведения мониторинга уровня обученности учащихся.

Главной целью школьного образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в данном УМК рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний, умений и навыков, но и как процесс речевого, речемыслительного духовного развития школьника. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения..

Цели учебного предмета

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

     

                     

Черты образовательного учреждения: программа для общеобразовательной школы.        

Особенности образовательной программы по предмету. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

          Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.      В основе программы и комплекса в целом – концентрический принцип подачи материала. Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

УМК  в целом позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК включает в себя программу, учебники, обеспечен методическими пособиями (в том числе цифровыми образовательными ресурсами) и материалами для проведения мониторинга уровня обученности учащихся.

Формы контроля: словарный диктант, изложение, сочинение,  промежуточные, полугодовые, итоговые контрольные диктанты, решение тестов по пройденной теме.

Сроки реализации программы: учебный год.

Обоснование выбора учебника и УМК связано с их наличием в школьной библиотеке.

        Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 11 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для  класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

Целевая установка для класса

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего образования по русскому языку:

Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

     

        Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 11 классе – 102 (из расчета3 раза в неделю).

УМК

  1. . Программы по русскому языку для 10-11 классов ОУ (составитель Власенков А.И.). – М.: Дрофа, 2006
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2008
  3. С.А. Алентикова, Н.И. Демидова и др.Поурочные разработки по русскому языку к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10-11классы».М «Экзамен» 2009

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.

1.3 Цели обучения русскому языку

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

        Изучение русского языка на базовом уровне в 11классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения, дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств и дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Базовое изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

2. Основное содержание курса по темам

3. Календарно-тематический план реализации рабочей программы

Тематический план предусматривает 102 часов в объеме 3 часа в неделю.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи,  планируемые результаты, материал для сопутствующего повторения в целях подготовки к ЕГЭ, материал для комплексной работы с текстом, проектная деятельность учащихся.

Национально-региональный компонент реализуется на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 10-11кл..» Сост. Капитонова Н.А., КрохалеваГ.Н., Соловьева Т. В. Челябинск ООО «Издательский центр «Взгляд» 2002г.(5уроков).Уроков развития речи- 30

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Русский язык- один из богатейших языков мира

1

2

Повторение

10

3

Синтаксис и пунктуация простого предложения

16

4

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

18

5

Культура речи

10

6

Стили речи

11

7

Развитие речи

30

8

Итоговое повторение и обобщение

6

Итого

102

Количество письменных работ

Комплексный анализ текста

тесты

диктанты

изложения

сочинения

1полугодие

2

7

2

-

2

2полугодие

2

7

1

2

10

год

4

14

3

2

12

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся. Планируемые результаты освоения

программы

Выпускники школы должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;

должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля.

диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

  • комплексный анализ текста;
  • осложненное списывание;
  • тест;
  • составление сложного и простого плана к тексту;
  • изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
  • составление текста определенного стиля и типа речи;
  • сочинение  по проблеме;
  • сочинение в формате ЭГЕ
  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
  • работа с деформированным текстом;
  • контрольное тестирование в формате ЭГЕ.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 -11 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 11 -35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе -11– 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе -11– 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»          1. Содержание работы полностью соответствует теме.

                        2. Фактические ошибки отсутствуют.

                              3. Содержание излагается последовательно.

                              4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых                    

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

                              5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»  1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

                               2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

                               3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

                               4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

                               5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»           1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

                               2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

                               3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

                               4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

                               5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2»            1. Работа не соответствует теме.

                                2. Допущено много фактических неточностей.

                                3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

                                4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

                                5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»            В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика, Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобраз.учрежд./ А.И.Власенков,Л.М.Рыбченкова.-13-е издание. -  М.: Просвещение,2007

2.Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова. Методические рекомендации к учебному пособию  «Русский язык: Грамматика, Текст. Стили речи. 10-11 кл

-  М.: Просвещение,2004

3. Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова. Дидактические материалы к учебному пособию  «Русский язык: Грамматика, Текст. Стили речи. 10-11 кл

-  М.: Просвещение,2004

4.Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ6 2010: Русский язык/ авт. Сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров и др.- М.; АСТ:Астрель,2010

  1. Список литературы

. Для обучающихся.

1.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика, Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобраз.учрежд./ А.И.Власенков,Л.М.Рыбченкова.-13-е издание. -  М.: Просвещение,2007

2.Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ6 2010: Русский язык/ авт. Сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров и др.- М.; АСТ:Астрель,2010

3.Козловская М.В.,Сивакова Ю.Н. Русский язык. Анализ текста: Пособие по подготовке к ЕГЭ/  М.В  Козловская, Ю.Н.Сивакова. СПб:САГА, Азбука- классика,2005.

4.Пахнова Т.М. Раздаточный материал.11 класс.-М.; Дрофа, 2006.

5. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:10-11: Грамматика.Речь.-М,;Просвещение,2006.

6.Тростенцова Л.А.. Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов.- М.: Дрофа. 2002.

Для учителя.

1.Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова. Методические рекомендации к учебному пособию  «Русский язык: Грамматика, Текст. Стили речи. 10-11 кл

-  М.: Просвещение,2004

2. Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова. Дидактические материалы к учебному пособию  «Русский язык: Грамматика, Текст. Стили речи. 10-11 кл

-  М.: Просвещение,2004

3. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие.-Волгоград» Изд-во ВГПУ «Перемена»,2005.

4. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного литературного русского языка.-М.; Просвещение,1994.

5.Розенталь Д.Э,Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф,1996

6.Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста.10-11 кл. Пособие для учителя.- М.: Мнемозина.2003.

7.Черникова И.Н., Петровская С.С., Шпицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов.-М.: ТИД «Русское слово-РС»,2003

8 Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ6 2010: Русский язык/ авт. Сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров и др.- М.; АСТ:Астрель,2010

Календарно-тематический план

34 часа 11 класс

№ п/п

Тема урока

кол-во часов

дата (примерная)

1-3

Синтаксис и Пунктуация. Обобщающее повторение

       3

 4

Контрольная работа

       1

 5

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ

       1

 6

Фонетика, орфоэпия. Разбор заданий по ЕГЭ

       1

 7-8

Морфемика. Состав слова и орфография. Разбор заданий  по ЕГЭ

       2

 9

Лексика и фразеология.Разбор заданий  по ЕГЭ

       1

 10

Контрольный диктант

       1

 11

Грамматика. Морфология. Части речи.

       1

 12

Морфология. Морфологические характеристики частей речи.Разбор заданий  по ЕГЭ

       1

  13

Морфологические нормы.Разбор заданий  по ЕГЭ

       1

  14-17

Морфология и орфография.Разбор заданий  по ЕГЭ

       4

  18-19

Изложение

       2

  20

Синтаксис. Словосочетание.Простое предложение

       1

 21

Синтаксис. Простое предложение

       1

 22

Синтаксис. ,Пунктуация в простом предложении

       1

 23

Синтаксис. ССП иСПП

       1

 24

Синтаксис. БСП

       1

 25

Синтаксис. Сложные предложения с разными видами связи. Виды придаточных предложений

       1

 26

Синтаксис и культура речи

       1

 27

Текст. Типы речи

       1

 28

Языковые особенности текста

       1

 29-30

Сочинение и его анализ

       2

 31

Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования

       1

 32

Жанры публицистического стиля речи

       1

 33

Художественный стиль речи

       1

 34

Применение официально-делового стиля речи.

       1

  1. Приложение (Календарно-тематическое планирование )

Тема урока

Содержание урока

оборудование

Попутное повторение

Работа с текстом

Дата проведения урока

1

Вводный урок.  Русский язык в современном мире

состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Синонимика русского языка

презентации-памятки «Виды и порядок лингвистических разборов»

виды разборов

комплексный анализ текста Ю.Лотмана «Беседы о русской культуре»

2

РК1

Повторение пройденного. Фонетика. Правописание корней.

Звуковой символизм.

Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных в корне слова. Изобразительные средства фонетики.

К.Скворцов «Голубь» (стр.296), А.Павлов «Пощади себя и землю, человек»(стр.339)

3-4

РК2

Морфемика и словообразование. Орфография

Использование внутрисловного переноса

Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Продуктивные способы словообразования. Правописание морфем. Словообразовательные средства выразительности речи.

Презентации-памятки «Способы словообразования»

Гласные после шипящих и ц, и-ы после ц, правописание ь и ъ, правописание приставок, и-ы после приставок

Д.Кондрашев «Мы тонем»стр.395

5

Морфология. Именные части речи.  Орфография.

Самостоятельные и служебные части речи. Именные части речи. Правописание именных частей речи. Морфологические средства выразительности речи.

Памятки «Части речи»

Правописание существительных, прилагательных, числительных и местоимений.

6

Глагол, причастие, деепричастие, наречие. Орфография.

Отличительные признаки частей речи, их правописание.

Таблицы.

Обособление причастных и деепричастных оборотов.

7

Служебные части речи. Орфография.

Отличительные признаки служебных частей речи,

Таблицы

Междометия.

8-9

Обобщающее повторение  орфограмм.

Правописание Н и НН, НЕ с разными частями речи, Различение не и ни.

Памятки, таблицы.

Слитное, раздельное или дефисное написание.

10

КР1

Решение тестовых задач в формате ЭГЕ.

проверка умения применять орфографические и пунктуационные правила; знания содержания изученных тем.

Тесты ЕЭГЭ

11

Анализ работ.

Работа над пробелами в знаниях, тренировочные упражнения в формате ЭГЕ.

Тесты ЕГЭ.

12-13

РР1-2

Сочинение-рассуждение в формате ЭГЕ.

Повторение требований к экзаменационному сочинению

Задание С

14

 Синтаксис простого предложения. Словосочетание. Подчинительная и сочинительная связь в словосочетаниях.

строение и значение словосочетаний; виды связи в словосочетаниях; порядок синтаксического разбора словосочетания. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний

Тесты ЕГЭ

комплексный анализ сочинительного и подчинительного словосочетаний

15

Предложение. Простое предложение. Типы предложений.

признаки предложения, предикативная основа, виды простых предложений. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого

знаки препинания при сравнительных конструкциях

составление текста-размышления

16

Грамматическая основа. Односоставные и двусоставные предложения.

способы выражения главных членов предложения; виды предложений по характеру грамматической основы

стихотворения С.Есенина

пунктуация при однородных и неоднородных определениях

частичный анализ текста Ю Никитина

17

Типы односоставных предложений. Практикум.

виды предложений по характеру грамматической основы; различение односоставных предложений

таблица «Типы односоставных предложений»

стихотворения Фета и Цветаевой

дополнительные задания по морфемике, фонетике, морфологии (упр.439)

анализ стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта…»

написание пародии

18

Неполнота предложений. Слова-предложения.

неполные предложения; парцелляция; средства логического выделения слова; слова-предложения.

правописание орфографически-трудных слов

Ю ю         ьь

19

Второстепенные члены предложения. Способы их выражения.

определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения; многозначность второстепенных членов, трудные случаи классификации второстепенных членов предложения.

таблица «Второстепенные члены предложения и способы их выражения»

правописание удвоенных согласных (слова в рамке)

анализ юморесок, средства создания комического

20

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

понятие однородности; способы соединения однородных членов; знаки препинания  при однородных членах

м/м презентация «Однородные члены предложения и знаки препинания при однородных членах»

дополнительные задания по морфемике

составление тестовых заданий по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при однородных членах»

21

КР2

Обособление определений.

Тестирование

трудные случаи обособления согласованных и несогласованных определений

таблица «Виды определений, их обособление» в электронных ресурсах

упр.467 (объяснение пропущенных орфограмм и пунктограмм)

схематический диктант

22

Обособление приложений.

Обособление одиночных и распространенных приложений

работа с электронной таблицей

составление мини-текста с использованием приложений

23

КР3

Обособление дополнений и  обстоятельств.

Тестирование

трудные случаи обособления обстоятельств и дополнений

работа с электронной таблицей

случаи перехода в области частей речи

анализ текста о А.М.Пешковском (упр. 479 Б)

24

Обращение.

функция обращения, способы выражения; знаки препинания при обращениях; различение номинативных предложений, обращения и именительного представления

упр. 492-495

конкурс: кто больше вспомнит стихов и песен, где используется обращение

25

Вводные слова и предложения.

функциональные группы вводных слов и предложений; группа слов, не являющихся вводными; синонимия вводных слов.

таблица «Группы вводных слов»

упр. 491 Б

частичный анализ текста-описания (упр.486)

26

Урок-практикум по теме «Знаки препинания в простом осложненном предложении».

отработка умений правильно ставить знаки в простом осложненном предложении; порядок синтаксического разбора простого предложения

наборы тестовых заданий в формате ЕГЭ, памятки «Порядок синтаксического разбора простого предложения»

27

КР4

Тестирование по теме «Знаки препинания в простом осложненном предложении».

проверить умение правильно ставить знаки в простом осложненном предложении в тестовых заданиях ЕГЭ

наборы контрольных тестовых заданий в формате ЕГЭ

28

КР5

Контрольный диктант №2  по теме «Знаки препинания в простом осложненном предложении».

проверить умение правильно ставить знаки в простом осложненном предложении в диктанте

текст диктанта по теме «Знаки препинания в простом осложненном предложении».

29

Анализ работ

Работа над пробелами, тренировочные упражнения в формате ЭГЕ.

Тестовые задания в формате ЭГЕ.

30-31

РР3-4

Комплексный анализ текста

Развитие умений и навыков анализа текста.

Тексты

32

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

виды сложных предложений; семантика сложносочиненных предложений, роль союза в ССП; функция знаков препинания

работа с электронной таблицей (или ее составление),

тестовые задания

Правописание  

не смотря, несмотря

Составить мини-текст «Общий Иван Иванович» (использование предложений с общим второстепенным членом или общим придаточным)

33

КР6

Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Тестирование

постановка запятой и ее отсутствие в сложносочиненном предложении; тире и точка с запятой в ССП

работа с электронной таблицей (или ее составление)

Орфографический разбор (упр.401 Греков)

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

34

Сложноподчиненное предложение. Союзы и союзные слова.

семантика сложноподчиненных предложений; средства связи в СПП, союзы и союзные слова

работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко упр.402

Правописание производных союзов

Работа на синтаксическую синонимию (замена придаточных причастными и деепричастными предложениями)

35

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Виды придаточных предложений.

функции знаков препинания; место придаточного предложения, виды придаточных предложений

работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко *81 упр.403-410

Орфографический разбор упр.410

Конструирование предложений, замена придаточных (упр.408-409)

36

КР7

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Тестирование

функции знаков препинания; виды соподчинения; запятая на стыке союзов; запятая в СПП с несколькими придаточными

работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко *83-84 упр.415-420

Орфографический разбор упр.419

Исправление недочетов и ошибок в построении сложноподчиненных предложений (упр.420)

37-38

Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

средства связи в БСП; смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений; постановка знаков препинания

работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко *85 упр.421-422

Орфографический разбор упр.421

39

Двоеточие в бессоюзном                            и сложном предложении.

средства связи в БСП; смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений; постановка знаков препинания

работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко упр.423-424

Орфографический разбор упр.424 (правописание наречий)

40

КР8

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Тестирование

средства связи в БСП; смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений; постановка знаков препинания

работа с электронной таблицей (или ее составление) тестовые наборы

Знаки препинания при обобщающем слове

Синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений

41-42

Сложные предложения с разными видами связи.

Сложные синтаксические конструкции, сложные предложения с разными видами связи,  расстановка знаков препинания, синтаксический разбор.

работа с электронной таблицей (или ее составление)

* 86 упр.425-430

Орфографический разбор (упр.428,430)

Речеведческий анализ текста (упр. 429)

43

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

способы передачи чужой речи; прямая речь, цитирование, диалог

работа с электронной таблицей (или ее составление) *87,89

упр.431-432, 437

Знаки препинания при обращении

Составление диалога (по цепочке)

44

Косвенная и несобственно-прямая речь.

способы передачи чужой речи; косвенная и несобственно-прямая речь, синонимия синтаксических конструкций.

работа с электронной таблицей (или ее составление) *88 упр.433-436

Орфографический разбор (упр.436)

Работа на замену прямой речи косвенной

45

Урок-практикум по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

обобщение изученного по теме «Знаки препинания в сложном предложении», тренировочная работа.

наборы тестовых заданий в формате ЕГЭ, памятки «Порядок синтаксического разбора сложного предложения»

Свод правил «Употребление знаков препинания»

Анализ текста (упр.443)

46

КР9

Контрольный диктант №3 по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

проверить знания и практические умения по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

текст диктанта по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

47-48

КР10-11

Решение тестовых заданий в формате ЭГЕ

проверить знания и практические умения по теме «Знаки препинания в сложном предложении».

49-50

РР5,6

Сочинение –рассуждение в формате ЭГЕ

Совершенствование навыков создания собственного текста.

51

РР7

РК3

Анализ работ. Обобщающее повторение сведений о тексте.

Исследование особенностей текста в связи с замыслом автора.

строение текста; типы речи, виды анализа текста

анализ текста (с точки зрения признаков текста)

И.Банников «Сон» стр.137

52

Культура речи. Нормы ударения.

Повторение  норм ударения, тренировочные упражнения.

53

Нормы словоупотребления.

Отработка лексических норм.

Упр. 14, упр. 10

54-55

Орфографические нормы

Повторение орфографии, работа над пробелами.

Упр.7, 15, 19.

56

Грамматические нормы.

Нормативное употребление форм слов

Упр.144,162, 169.

57-58

Пунктуационные нормы.

Принципы русской пунктуации, разделы пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Абзац как пунктуационный знак.

Упр.239, 234,262.

59

Нормативные словари современного русского языка.

Совершенствование умений работы со словарями.

Устное высказывание на основе слов Ф, Вольтера «Слова- образы, словарь- это Вселенная в алфавитном порядке».

Написать памятку «Как работать со словарем».

60

КР12

Контрольная работа

Выявить ЗУН по данной теме.

Тест в формате ЭГЕ(1часть- задания типа А)

61

Анализ работы. Работа над ошибками.

Устранение недочетов.

62-63

РР8-9

Сочинение-рассуждение в формате ЭГЕ.

Совершенствование навыков написания сочинения.

64

Функциональные стили речи.

повторение сведений о стилях речи и факторов, влияющих на формирование и функционирование стиля; умение определять стиль по его ведущей функции

учебник

стр.201, упр. 352-353

правописание гласных в корнях слов

определение стилистической принадлежности текстов

65

Научный стиль. Назначение, стилевые признаки и разновидности (подстили) научного стиля речи

собственно научный, научно-популярный и научно-учебный подстили; логичность изложения, точность, отвлеченность, обобщенность и объективность как признаки научного стиля.

учебник стр.206, упр.354-360

правописание сложных слов, вводные слова

составление таблицы, определение подстилей  речи в текстах

66

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи

глаголы с «вневременным» значением, отглагольные существительные и прилагательные в составе терминов

учебник стр. 216, упр. 377-378

правописание предлогов, союзов и частиц

знаки препинания в сложноподчиненном предложении

наблюдения над морфологическими особенностями научного текста

67-68

РР10-11

РК4

 Изложение с продолжением учащимися затронутой в тексте проблемы, выражением собственной оценки описываемого в тексте факта

Сохранение особенностей стиля автора..

формирование практических умений и навыков

текст для изложения Б.Брук «Не по грехам нашим» стр.103-108

умение популярно излагать тему, давать собственную оценку затронутой проблемы

69

Официально-деловой стиль, его общая характеристика, основные признаки

сфера употребления; правовые, производственные, служебные отношения; стилевые черты: точность неличный характер, стандартизованность, стереотипность построения текста, предписывающий характер  

Учебник стр.286, упр. 448-458

словарные слова иноязычного происхождения

анализ текстов официально-делового стиля

70-71

РР12-13

 Составление документов различного назначения.

различные виды документов: доверенность, расписка, заявка, заявление, объяснительная записка и др.

 пособие «Деловое письмо»

знаки препинания в сложном предложении

составление документов различного назначения

72-75

РР14-15

КР13-14

Репетиционный экзамен.

Выявить уровень подготовки к ЭГЕ

Тесты ЭГЕ

76

Публицистический стиль, основные его признаки.

цель и сфера употребления публицистического стиля; жанры публицистики, отличительные особенности

Учебник стр.223, упр.383

проверяемые и непроверяемые безударные гласные

77

Основные жанры публицистического стиля. Газетные жанры. Очерк. Путевой очерк.

определение очерка, его формы (документальная и художественная), композиция и характерные особенности.

учебник стр.243, упр.408-411

Безударные окончания глаголов, прилагательных и причастий

анализ художественных стилевых особенностей текстов-эссе

78

РР16

 Портретный очерк.

портретная характеристика, портретное изображение личности, внешний и «внутренний» портрет

учебник стр.252, упр.412-420

суффиксы –ЧИВ- -ЛИВ-, обособленные уточняющие члены предложения

устные высказывания учащихся

79

РР17

Проблемный очерк.

особенности проблемного очерка, композиция, тип речи, средства доказательства своей позиции (аргументация)

учебник стр.258, упр. 421-425

различные случаи постановки тире

80

РР18

Эссе.

отличительные особенности эссе

.

приставки на  –З, -С

81

Устное выступление, дискуссия, интервью.

структура и правила построения устного выступления

учебник стр.259, упр.426-430

обращения, вводные слова

82-83-

РР19,-20

Практикум по анализу текстов публицистического стиля.

формирование практических умений и навыков по анализу текстов публицистического стиля

учебник стр.271-273, упр.431-447

анализ текстов официально-делового стиля

84-85

РР21-22

 Практикум по созданию текста публицистического стиля. Сочинение в формате ЕГЭ.

формирование практических умений и навыков по созданию текста публицистического стиля.

текст ЕГЭ

служебная литературная автобиография и резюме

86

РР23

Анализ и редактирование работ.

формирование практических умений и навыков редактирования текста

м/м презентация «Типичные ошибки, допущенные в работах »

составление документов различного назначения

87

Разговорный стиль, его общая характеристика.

неофициальная обстановка, непринужденность общения, неподготовленность речи, устная форма существование, линейность протекания речи

Учебник стр.300, упр.468-475

обращение, тире в неполном предложении, правописание суффиксов существительных и прилагательных

использование разговорного стиля в художественной литературе (483)

88

РК5

Художественный стиль, его общая характеристика.

Индивидуальность стиля писателя

образность, изобразительно-выразительные средства языка, эстетическая функция

м/м презентация по теме урока

комплексное повторение орфографии

использование в текстах художественного стиля языковых средств других стилей

К.Макаров «Чужая дверь» стр,211-212

89

Основные виды тропов. Стилистические фигуры.

лингвистические термины, функции тропов и стилистических фигур

учебник стр.310, упр.485-506

комплексное повторение орфографии

нахождение в текстах тропов,стилистических фигур, определение их функции

90

Практикум «Использование тропов и стилистических фигур мастерами русского слова»

использование образных средств для характеристики персонажей, связь с идейным содержанием произведения, с мировидением автора

упр. 507-527 617

комплексное повторение пунктуации

Работа с художественными текстами

91-92

РР24-25

Лингвистический анализ художественного текста

порядок анализа

стр.325, упр.528-533

дифференцированная индивидуальная работа над допущенными ошибками

93-94

РР26-27

Речевой практикум. Работа над созданием текста сочинения-рассуждения.

ключевые ударные слова в художественном тексте, инверсия, фразеологизмы, звуковая инструментовка

текст ЕГЭ

дифференцированная индивидуальная работа над допущенными ошибками

95-96

РР28-29

. Самостоятельная работа над созданием текста сочинения-рассуждения.

формирование практических умений и навыков по созданию текста сочинения-рассуждения.

дифференцированная индивидуальная работа над допущенными ошибками

97

РР30

Анализ работ. Работа над ошибками, редактирование своих сочинений.

формирование практических умений и навыков анализа и редактирования собственных работ

 м/м презентация «Типичные ошибки, допущенные в работах »

98

99

КР15

Обобщающее повторение

Тестирование

проверка практических умений и навыков; предварительный контроль

подборка КИМов в 6 вариантах

100-101

КР16

Итоговое обобщающее повторение

Тестирование

формирование практических умений и навыков анализа и редактирования собственных работ

м/м презентация «Типичные ошибки, допущенные в работах »

102

Обобщающее повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков русского языка. 7 класс

Планирование составленно на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./Сост. Е.И. Харитонова.- М.:Дрофа, 2009 (Авторы пограммы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Льво...

Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс.

Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс....

Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс.

Тематическое планирование уроков русского языка 11 класс....

Тематическое планирование уроков русского языка 5 класс

Планирование уроков русского языка  по учебнику Бабайцевой (5 класс)...

Тематическое планирование уроков русского языка 8 класс

Планирование уроков русского языка  по учебнику Бабайцевой (8класс)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс

Планирование составленно на основании "Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов"/авторы: Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов,М.,"Просвещение",2009...