Шпаргалки ЕГЭ по русскому языку
тренажёр по русскому языку (10 класс) на тему

Лобанина Наталья Александровна

В тестах ЕГЭ по русскому языку есть шпаргалки, которые вы не видите. Вот несколько секретов для успешной сдачи ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shpargalki_ege.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

В тестах ЕГЭ есть шпаргалки, которые вы не видите. Несколько секретов для успешной сдачи ЕГЭ – 2016.

Задание №1. 

Запомните: в ответе должно быть только две цифры, не больше и не меньше. Чтобы убедиться в правильности ответа, внимательно посмотрите на выбранные предложения. Они должны иметь в своём составе одинаковые слова, одинаковую информацию и могут различаться только построением.

Например:

1) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.
2) Под влиянием 
охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих вещей.
 

Задание №3.

После каждого указанного значения имеются примеры, выделенные курсивом. Данное слово подставьте под пример – в нужном пункте ответа вы увидите сходство.
 

Задание №7.

Данная схема поможет вам установить соответствие между предложениями и ошибками.

1) В указанном предложении есть деепричастие – найдите подлежащее и сказуемое, если подлежащее не может выполнить действие сказуемого и деепричастия, это ошибка.

1) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

2) В указанном предложении есть причастие, найдите определяемое слово, если причастие с ним не согласуется в роде, числе, падеже, это ошибка.

2) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

3) Конструкция [ … , (кто….), … ] должна соответствовать [ед.ч. , (кто ед.ч. ), ед.ч] или [мн.ч., (кто  ед. ч.), мн.ч.]

Конструкция
большинство, меньшинство, ряд, часть, несколько + неодуш. сущ. + сказуемое в ед.ч.

большинство, меньшинство, ряд, часть, несколько + одуш. сущ. + сказуемое во мн.ч

3) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

4) Название в кавычках, согласуйте его с определяемым словом, проверьте правильность окончания.

4) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением (определением).

5) Предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор употребляются только с дательным падежом.

5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

6) Конструкция говорили о том, что «личное местоимение».

6) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

7) Конструкции не только…, но и (а также); как…, так и; если не…, то

7) Ошибки в построении предложения с однородными членами.

8) Конструкции то, что; то, чтобы и подобные

8) Нарушение структуры СПП

Примеры.

1) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения. Подлежащее сомнения не может овладеть и определять значение слов.

2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. Домов (каких?) построенным – не согласуется, правильно –построенных.

3) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы. Слово лишён должно употребляться во мн.ч., так как те – мн.ч.

Несколько мальчиков отправилось на озеро. Слово отправилось должно стоять во мн.ч., так как мальчиков – одуш. сущ.

Несколько столов стоят вдоль стены. Слово стоят должно стоять в ед.ч., так как столов – неодуш. сущ.

4) Картину «Боярыню Морозову» И. Суриков создавал в течение ряда лет. Нужно «Боярыня Морозова».

5) Благодаря творчества писателя Е.В. Носова люди становятся добрее, щедрее душой. Творчества писателя Е.В. Носова стоит в род. п. вместо дательного.

6) Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза». Нужно «у него слипаются глаза».

7) Мы не только говорили о герояха также что следует понимать под этим словом.

8) Требуется то, чтобы все жили дружно и не ссорились. ТО употреблять здесь нельзя.
 

Задание №8.

Выполняя это задание, вы должны исключить корни с чередованием, тогда выбирать будет легче. Иногда корни с чередованием путают с безударными гласными. Например, пок..сившийся (забор). Чтобы этого избежать, измените слово, чтобы в корне появилась другая буква согласно нормам чередования. Например,  покаса…..  (забор). Такого слова нет , следовательно, это не чередование. Не забывайте, что в словах понимать, отнимать, сжимать  чередующиеся корни.
 

Задание №24.

Читая это задание, мы не обращаем внимания на такие сочетания, как фигуры речи, тропы, приёмы, синтаксические, лексические средства. А если знать, что к ним относится, это намного облегчит работу и даст 100-процентную вероятность ответа, даже если вы не очень хорошо знаете средства художественной выразительности.

Правда, необходимо выучить следующую таблицу и иметь представление о терминах.

Лексические средства

Синтаксические средства

Тропы

Стилистические фигуры и приёмы

Приёмы

Синонимы
Антонимы
Паронимы
Историзмы
Архаизмы
Диалектизмы
Жаргонизмы
Профессионализмы
Термины
Книжная лексика
Экспрессивная л.
Неологизмы
Заимствования
Фразеологизмы
Переносное значение

Однородные чл.
Вводные слова
Обращения
Обособленные члены
Парцелляция
Диалогичность изложения

Эпитет
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Сравнение
Гипербола
Гротеск
Ирония
Литота
Олицетворение
Перифраз

Анафора
Эпифора
Градация
Инверсия
Антитеза
Лексический повтор
Оксюморон
Риторический вопрос (восклицание, обращение)
Эллипсис
Синтаксический параллелизм

Цитирование
Противопоставление
Вопросно-ответная форма изложения

Приведём пример.

 «Напряжённые раздумья автора переданы с помощью такого приёма, как (А)________ (предложения 5-6, 22-23). Эмоциональное звучание текста усилено с помощью такого синтаксического средства, как (Б) __________ (например, предложения 16-20). Использованные тропы: (В)___________ (например, «воля парализована страхом» в предложении 20, «о самоотверженность и отвагу солдата может разбиться план» в предложении 34) и (Г)______________ («хитроумный план» в предложении 34) – придают авторским суждениям яркость и убедительность».

Список терминов:

  1. риторическое обращение
  2. метафора
  3. синонимы
  4. эпитет
  5. вопросительные предложения
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. диалектизм
  8. ряд однородных членов
  9. разговорное слово

В задании дано три пункта (смотри выделенное красным цветом). Слова из списка терминов нужно распределить по пунктам.

Приёмы: риторическое обращение, вопросно-ответная форма изложения.
Синтаксические средства: вопросительные предложения, ряды однородных членов.
Тропы: метафора, эпитет.

Выбрать из меньшего количества терминов легче.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей "Звуки и буквы русского языка"

Материал по данной  теме систематизирован в помощь родителям, желающим помочь своему ребенку освоить звуко-буквенный анализ слов.  Материал представлен в виде буклета....

Памятка-шпаргалка для уроков русского языка

Материал-памятка в которой содержатся основные правила  русского языка которые надо запомнить...

Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Шпаргалки по русскому языку

Шпаргалки по русскому языку...

Вся теория/шпаргалка для подготовки к ОГЭ по русскому языку

В материале собраны все необходимые для сдачи ОГЭ правила орфографии и пунктуации, а также тезаурус средств речевой выразительности....

Шпаргалка к написанию сочинения по русскому языку (ЕГЭ, 11 класс)

Материал поможет написать сочинние по заявленным критериям...