Самостоятельная работа обучающихся на уроке - залог эффективности повышения учебного процесса
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Тертычная Валентина Тимофеевна

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и

качества учебного процесса является активизация учения школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно- преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_obuchayushchihsya_na_uroke.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа обучающихся на уроке - залог эффективности повышения учебного процесса

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и

качества учебного процесса является активизация учения школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-

преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике.

Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким обра-

зом активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х гг., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа u состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа. Я считаю, что этот вопрос остается актуальным и в современной школе.

Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды

индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников,

осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя.

Выполнение этих заданий требует от учащихся активной

мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных

познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний.

На мой взгляд, решение задачи повышения эффективности учебного

процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников.

Повышение эффективности учебно-познавательной деятельности ха-

рактеризуется изменением её характера: от репродуктивно-исполнительской к исполнительско-поисковой, от поисково-творческой к продуктивно- творческой.

Так как продуктивный, преобразующий характер деятельности

учащихся происходит на высших уровнях её развития, поэтому, на мой взгляд, от учителя требуется и выбор соответствующих путей реализации продуктивной творческой деятельности.

Опираясь на общую теорию деятельности, я считаю, что деятельность - основа учебного процесса, во-первых, потому, что деятельность – главная характеристика человека; во-вторых, потому, что без учебной деятельности общество не может передавать опыт, накопленный человечеством; в-третьих, потому, что обществом уже предусмотрена обязательность таких форм деятельности, среди которых одна – обучающая – участвует в передаче опыта, другая – обучаемая – приобретает, осваивает его, и в-четвертых, трансформация общечеловеческого опыта в достояние личности ученика невозможно без синхронно совершаемой деятельности учителя и учащихся –

обучающих и обучаемых. Учебная деятельность на базе познания, как и труд для общества, необходимы, u1073 без них оно не развивается. Учебная деятельность и является одной из важнейших форм включения подрастающих поколений в систему общественных отношений. Эта форма сотрудничества ребенка и взрослого направлена к осуществлению общей цели. «Формы этого

сотрудничества не остаются постоянными, но они всегда присутствуют в учебной деятельности, составляя её важнейшую характеристику». (В.В. Репкин).

На протяжении многих лет работы я наблюдала, что занятия русским

языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его скучным предметом. Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма. Кроме того, начиная работу над опытом, я установила, что 69 % моих учеников не называли предметы «русский язык» и «литература» в числе любимых; 67 % – не умели правильно организовать самостоятельную деятельность, что качество знаний было около 50%.

Работая над темой самообразования, изучила много методической,

психолого-педагогической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через организацию

самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся.

Известно, что умения и навыки любого рода формируются в процессе

самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа составляет основу многих современных технологий.

Я убедилась в том, что систематически проводимая самостоятельная

работа при правильной её организации способствует получению учащимисяболее глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках математики.

Моя тема самообразования "Самостоятельная работа обучающихся на уроках математики". В данной работе прописаны цели, задачи, предполагаемый результат, этапы работы и сроки выполнения каждого этапа, что...

Роль самостоятельной работы обучающихся на уроках физики в развитии познавательной активности.

Статья раскрывает роль самостоятельной работы в обучении физики при переходе на новые ФГОС. Представлены виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики....

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка

В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории

Текст выступления на ШМО. Обобщение опыта по развитию навыков самостоятельной работы учащихся используя метод дифференциации....

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...