Дидактический материал для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Гудков Сергей Николаевич

Данный материал позволяет подготовить обучающихся к ГИА по заданиям 3-14

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovaya_chast_s_otvetami.docx234.88 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Школа\Эмблема полярная сова.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИСЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________

142663, Московская область,

Орехово-Зуевский район, п. Мисцево, д. 24

Тел/факс 4-171-945, e-mail: miscevo1@yandex.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

СОДЕРЖАНИЕ

Задание №3

Выразительные средства лексики и фразеологии_________________________3

Задание №4

Правописание приставок___________________________________________4

Задание №5

Правописание суффиксов различных   частей речи_______________________6

Задание №6

Лексика и фразеология_____________________________________________7

Задание №7

Словосочетание__________________________________________________9

Задание №8

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Главные члены предложения_______________________________________10

Задание №9

Осложненное простое предложение__________________________________11

Задание №10

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения___________________13

Задание №11

Синтаксический анализ сложного предложения_________________________14

Задание №12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении___________________________________15

Задание №13

Синтаксический анализ сложного предложения_________________________17

Задание №14

Сложное предложение с разными видами связи между частями_____________19

Ответы________________________________________________________21

Задание №3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)

                                 

2. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)

3. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

4. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)

2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)

3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)

5. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.)

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)

3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.)

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. ( Арсенов Я.)

6. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.)

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)

3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.)

4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)

7. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.)

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.)

3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.)

4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)

8. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)

2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.)

3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.)

4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)

9. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.)

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.)

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)

4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)

10. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.)

2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.)

3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.)

4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)

Задание №4

Правописание приставок.

1. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?

1) Здание
2) Надзвёздный
3) Подготовить
4) Безжалостно

2. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного? 

1) Исчез 
2) Искоренить 
3) Сгоревший 
4) Здравница

3. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

1) Здешний
2) Известковый
3) Расставить
4) Несговорчивый

4. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

1) Отбилась
2) Разбитый
3) Сзади
4) Подбодрить

5. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:

1) Преобразить 
2) Прибрежный 
3) Преступник 
4) Прикрывать 

6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «сопутствующее действие»?

1) Пританцовывать 
2) Приезжать 
3) Приветствие 
4) Призадумавшись

7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) Прислушивался
2) Пререкаться
3) Приключение 
4) Прилетевший 

8. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?

1) Причудливый
2) Притопывая
3) Премиленький
4) Пререкаться

9. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «ПЕРЕ-»?

1) Прерывать
2) Преспокойно
3) Предполагать
4) Премьера

10. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»? 

1) Приглушённо 
2) Прибрежный 
3) Прицепиться 
4) Притаившись 

Задание №5

Правописание суффиксов различных   частей речи

1. Выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных. 

Но эта осень была военной, безрадостной. Всюду дымились сожжённые дома, пылали нескошенные хлеба, поля стонали от неухоженности. (Борзунов С.)

2. Выпишите слово, в котором выбор НН определяется правилом правописания суффиксов причастий. 

За решетчатой, остеклённой перегородкой стоял еще один чугунный станок с чертёжной доской, а дальше - письменный стол. (Дудинцев В.)

3. Выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН».

В этот странный час светлой и туманной осенней ночи запущенный парк казался печальным и таинственным, как заброшенное кладбище. (Куприн А.)

4. Выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом правописания отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-. 

В глубине небольшого дворика примостился его обмазанный глиной домик с деревянным крылечком. На крылечке, словно часовые, стояли, прислонившись к перилам, две безносые каменные бабы. Валериан Дмитриевич выкопал их за городом, на кургане около Нагорян. По всему двору были разбросаны покрытые мхом могильные плиты, надтреснутые глиняные кувшины, бронзовые кресты и осколки камней с отпечатками листьев. С проулочка дворик Лазарева, похожий на старинное маленькое кладбище, был огорожен невысоким глиняным забором. (Беляев В.)

5. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. (Полевой Б.)

6. Выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-.

Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унес неудержимый весенний разлив. И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь. И вдруг все это перестало существовать. Она не слышала голоса людей, не видела, куда ее ведут дороги, не замечала, что ест и что пьет. Случилось это в начале ноября, во время осенних каникул, а закончилось в первый школьный день. Всего-то несколько дней и продолжалась эта история, а жизнь Ленке перевернула. В тот день Ленка долго бродила по городку, пока не оказалась в тополиной рощице около скульптуры «Уснувший мальчик».(Железников В.)

7. Выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания кратких причастий. 

Роща была начинена повозками и грузовиками, беспрерывно подвозившими раненых. Наспех забинтованные солдаты - обросшие, осунувшиеся, в заляпанных распутицей шинелях и гимнастёрках - ожидали под соснами врачебного осмотра и перевязок.(Носов Е.)

8. Выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН». 

Тускловатый свет московской улицы проникает в широкие окна, окаймлённые двойными занавесями — тяжелыми красноватыми, свисающими вдоль косяков, и белыми шелковыми, что подтянуты к фрамуге. Длинный обеденный стол, вокруг которого разместились двенадцать стульев в полотняных чехлах, покрыт белоснежной скатертью. (Бек А.)

9. Выпишите из текста слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания причастий.

Так бекас на собственном хвосте и разыгрывает в воздухе свою весеннюю песенку. А пёстрый дятел уселся на самый верх сухой, сломанной ёлки да как начнёт колотить клювом по дереву: трррр, трррр! Далеко разносится по лесу частая барабанная дробь. (Скребицкий Г.)

10. Выпишите из предложения слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н-: 

С моста сквозь хрустальной прозрачности воду отлично, до крохотных камешков проглядывалось освещённое солнцем песчаное дно; поблёскивая серебряными чешуйками, стайки рыб беззаботно гуляли, скользили и беспорядочно сновали во всех направлениях; огромный чёрный рак, шевеля длинными усами и оставляя за собой тоненькие бороздки, переползал от одного берега к другому. (Богомолов В.)

Задание №6

Лексика и фразеология

1. Разговорное слово ОХАЛЬНИЧАЮТ из приведённого ниже предложения замените стилистически нейтральным синонимом: 

Лицо Володьки приняло выражение, какое бывает у кошки, когда та сидит на подоконнике, а под самым носом у нее безнаказанно ОХАЛЬНИЧАЮТ за стеклом воробьи. (Платов Л.)

2. Замените слово БАМКАЛ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: 

Ярко сверкали на солнце кресты собора. БАМКАЛ большой колокол на звоннице. (Платов Л.)

3. Замените разговорное наречие ПООДАЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: 

Огонёк над водой был вертикальный и узкий, как кошачий зрачок в ночи. Чуть ПООДАЛЬ возник второй, дальше третий, четвёртый. Ого! Да тут целая вереница фонариков! Это фарватер, ограждённый вешками с фонариками на них! (Платов Л.)

4. Замените разговорное наречие ИСПОДВОЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: 

Но не только для Динки, для всех Арсеньевых переезд на хутор был всегда радостным событием, к которому ИСПОДВОЛЬ готовились всю зиму, мечтая о летнем отдыхе. (Осеева В.)

5. Замените разговорное слово ОБШАРПАННЫЙ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: 

Ещё недавно Дубравка гоняла с мальчишками ОБШАРПАННЫЙ мячик, ходила в горы за кизилом и дикой сливой. (Погодин Р.)

6. Замените разговорное слово ПРОХУДИЛАСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: 

Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах ПРОХУДИЛАСЬ и проржавела. (Железников В.)

7. Замените устойчивое выражение РУКОЙ ПОДАТЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным словом-синонимом: 

Трое суток неумолкаемо грохотал бой на краю Брянского леса. От деревни Кочки РУКОЙ ПОДАТЬ. А на третий день в деревню ворвались немцы. (Богданов Н.)

8. Замените книжное слово ЖИВОТА из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: 

И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой артиллерии со всевозможными мортирами и гаубицами, с запасными лафетами и полевыми кузницами, превратив и без того худые местные дороги в сплошное месиво. А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя ЖИВОТА своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно, хотя совсем было непонятно, откуда они взяли силы. После такого длинного отступления, голода и эпидемий. (Железников В.)

9. Замените разговорное слово СЛОНЯЛИСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: 

И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они СЛОНЯЛИСЬ по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (Железников В.)

10. Замените книжное слово НЕВЕДОМЫХ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: 

Сумрак быстро окутывает ущелье. В темноте теряется ельник. Над нами медленно ползет туман, цепляясь за уступы и камни. Путь кажется невероятно тяжелым. Одежда на нас промокла и обледенела. Голод мучает всех. Жаль и людей и оленей, но нужно идти. Там, возле ельника, мы рассчитываем обсушиться и дать передышку животным. Из каких-то НЕВЕДОМЫХ источников вливается в уставший организм крохотными долями сила. И мы идем. (Федосеев Г.)

Задание №7

Словосочетание

1. Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Носов Е.)

2. Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 

(1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (Зверев М.)

3. Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 

На маленькой привокзальной площади - стоянка такси. (Адамов Г.)

4. Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. (2) Селевин подошёл к ним ближе. (3) Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении. (Зверев М.)

5. Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем. (Погодин Р.)

6. Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Крышка прикрывала довольно глубокую яму, в которой были уложены длинные свёртки из мешковины. Лёшка потрогал верхний и испуганно отдёрнул руку. (Дубровский Э.)

7. Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 

У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (Носов Е.)

8. Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 

Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (Паустовский К.)

9. Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. 

С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая, забыв всё на свете, пронзительно свистела в только что купленный красный свисток. (Беляев А.)

10. Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 

В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья. (Коваль Ю.)

Задание №8

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Главные члены предложения

1. Из предложения выпишите грамматическую основу:

В корчме не было ни одной женщины. (Акунин Б.)

2. Из предложения выпишите грамматическую основу:

После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Голубев Г.)

3. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)

4. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Бондарев Ю.)

5. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Вскоре отец с матерью ушли на работу. (Мусатов А.)

6. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (Паустовский К.)

7. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Ланового вдруг перевели на административную работу в штаб округа. (Беляев А.)

8. Из предложения выпишите грамматическую основу:

После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (Иванов А.)

9. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Солнце косыми лучами освещало птичий розовый остров. (Соколов-Микитов И.)

10. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Дом с подветренной стороны по самую крышу занесло снегом. (Свинцов В.)

Задание №9

Осложненное простое предложение

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения. 

(1) На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой.(2) На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. (3) Это плотные серо-зелёные шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. (Паустовский К.)

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения. 

(1) Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. (2) Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него - несколько неопределённых слов о погоде. (3) И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему. (Паустовский К.)

3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) В сентябре пошли дожди. (2) Они шуршали в траве. (3)Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура. (4) По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной. (Паустовский К.)

4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (Паустовский К.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (2) Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (3) А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Паустовский К.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Всё это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит». (Паустовский К.)

7. Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский К.)

8. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

(1) В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда. (2) Воздух чист, как родниковая вода. (3) В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. (4) На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. (5) И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. (Паустовский К.)

9. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое не осложнено обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 

(1) Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. (2) Словарь этот будет, конечно, толковым. (3) Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (Паустовский К.)

10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения. 

(1) Кровью мы, конечно, не истекали, но все же и нам, молодым и весёлым людям, бывало иногда чересчур холодно и голодно. (2) Но никто не роптал. (3) Внизу, в первом этаже магазина, развёртывала суетливую и несколько подозрительную деятельность художественная артель. (4) Во главе этого предприятия стоял старый ворчливый живописец, известный в Одессе под кличкой «Король вывесок». (Паустовский К.)

Задание №10

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове: 

Большая печь, (1) казалось, (2) негромко гудела, (3) позвякивали крышки кастрюль, (4) кухня была наполнена вкусными запахами. (Щеглова И.)

2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове: 

Пожалуй, (1) у каждого мальчишки бывает в жизни период,(2) когда он мечтает сделаться сыщиком, (3) следователем, (4) контрразведчиком...(Сотник Ю.)

3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове: 

Ярко сверкали на солнце кресты собора. Бамкал большой колокол на звоннице. День, (1) к нашему удовольствию, (2) был воскресный. Мы стояли с Андреем в толпе на деревянном мосту, (3) навалившись грудью на перила, (4) оцепенев от восторга. (Платов Л.)

4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове: 

Картошка жарилась на сковороде, (1) от неё шёл острый, (2) вкусный запах, (3) и зверь, (4) очевидно, (5) прибежал на этот запах. (Паустовский К.)

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

А знаешь, (1) дедушка, (2) — сказал он, (3) — немцы говорят, (4) Гитлер уже в Москву вошел. (Богданов Н.)

6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Герой с войны пришёл, (1) принимай, (2) жена, (3) хвастай, (4) зови гостей. (Распутин В.)

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Слушай, (1) дорогой, (2) — сказала мальчику мать. — Задёрни шторку или пересядь на соседнее кресло. Здесь слишком жарко от солнца, (3) а тебе это вредно». Мальчик недовольно посмотрел на мать. Ему не хотелось, (4) чтобы кто-нибудь услышал, (5) что ему вредно сидеть на солнце. (Железников В.)

8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

На север и восток открывается обширная панорама гор, (1) облитых снежной белизною. Слева, (2) из-за большой сопки, (3) вырисовываются отроги Станового, (4) отмеченного полосами тёмных скал и зубчатыми рядами. (Федосеев Г.)

9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

Человек, (1) двигавшийся кругами, (2) остановился наконец на его вершине и поднял шарф до ушей, (3) пряча лицо от мороза. Золотые снега внизу, (4) над рекой, (5) уже начинали голубеть перед вечером. (Галактионова В.)

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

Несмотря на солнечный день, (1) темно было под елками. Где-нибудь в этой темноте, (2) подальше от дороги, (3) и сидит, (4) наверно, (5) лесовик. Вдруг лес кончился, (6) и я увидел большое поле, (7) подобное круглому озеру. В самом центре его, (8) как остров, (9) стояла деревня. (Коваль Ю.)

Задание №11

Синтаксический анализ сложного предложения

1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

В фонаре вспыхнула и сразу же погасла паутина, и ровный язычок пламени, почти незаметный здесь, на улице, потянулся вверх и стал гореть спокойно, как в комнате. (Беляев В.)

2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Трамвайные рельсы были проложены по дамбе, соединявшей Волгу и город, пассажиры, входя в вагон, с грохотом откидывали тяжёлые спинки кресел — трамвай на конечной станции не делал круг, как в Петербурге, а ходил только по прямой, туда и назад. (Каверин В.).

3. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Разнеженная теплом кошка дремала возле постреливающей печи, спокойно вытянувшись, мурлыкая. (Бондарев Ю.)

4. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

На переходе Алексей Холмогоров утомился, но, несмотря на это, улегшись на нарты, он еще долго не спал.(Коковин Е.)

5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Чтобы не заснуть, Генка вертелся на стуле, Игорь хлопал глазами, а Сева встряхивал головой, которая поминутно падала на грудь. (Рыбаков А.)

6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

В первой половине дня Сенька кое-как еще держал себя в руках, но когда после небольшого перерыва самолеты стали заходить не только со стороны солнца, а сразу со всех четырех сторон, он почувствовал, что больше не может. (Некрасов В.)

7. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Здесь пахнет сильно болотной травой, вода кажется чёрной, как чернила, и кипит под веслом. (Куприн А.)

8. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. (Паустовский К.)

9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Ночью осторожно и старательно пели в парке соловьи, входила в открытые окна спальни свежесть воздуха, росы и политых на клумбам цветов, холодило постельное белье голландского полотна. (Бунин И.)

10. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Зная, чем можно досадить директору, Сашка Бобырь здорово наловчился ловить больших зеленых мух, которые залетали иногда к нам в класс и, стукаясь о стекла, жужжали, как шмели. (Беляев В.)

Задание №12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Огарков поехал дальше, (1) всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. Но и они были не из его дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь, (4) видимо, (5) устал и упорно двигался шагом, (6) заметно припадая на левую заднюю ногу. (Казакевич Э.)

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо. (Паустовский К.)

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Дивизия двинулась дальше, (1) на Варшаву, (2) а я, (3) проболтавшись дней десять в Люблине, (4) был эвакуирован в тыл, (5) и воевать мне больше не пришлось. (Некрасов В.)

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

В этих безлюдных зеленых переулках асфальт встречался редко, (1) зато было много дощатых тротуаров. Я с тех пор навсегда запомнил, (2) как хорошо пружинят доски под колесами. Иногда, (3) правда, (4) колеса проваливались в щели, (5) но Серёжка легко их выдергивал и вёз меня дальше...(Крапивин В.)

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Дорога бежала навстречу, (1) как бесконечная упругая лента, (2) ветви больно хлестали Морозку по лицу, (3) а он все гнал и гнал очумевшего жеребца, (4) полный неистовой злобы, (5) обиды, (6) мщения. (Фадеев А.)

6. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Ростом Оля была чуть пониже меня. У нее были светлые длинные волосы, (1) заплетенные в одну толстую косу, (2) и серые строгие глаза. Когда Оля улыбалась, (3) эта строгость моментально исчезала. (Коковин Е.)

7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

И вдруг будто холодным сквозняком пахнуло в зале. Лица экзаменаторов вытянулись, (1) кое-кто из них поморщился, (2) и Ульянов обнаружил, (3) что никто на него уже не смотрит. Взгляды всех устремились поверх его головы, (4) туда, (5) где вход в зал. (Григорьев Н.)

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Поезд шел в юго западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала еще своих позиций. (Вашенцев С.)

9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Тут, (1) в комнате прислуги, (2) я точно попала, (3) наконец, (3) в свое общество, (4) нашла в себе мгновенно точку опоры, (5) решила, (6) что больше сюда не приду, (7) и от всего сердца расцеловала Аксюшу. (Пришвин М.)

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Большое парусное судно, (1) что стояло на рейде, (2) подняло якорь, (3) поставило крохотный парус, (4) как платочек, (5) и понеслось в порт, (6) в ворота: не могло выдержать погоды. (Житков Б.)

Задание №13

Синтаксический анализ сложного предложения

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Яковлев Ю.)

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (Гайдар А.)

3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин глянул в сторону — и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (Зверев М.)

4. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

(1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (Бианки В.)

5. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

(1) Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими глазками, похожими на недоспелую черную смородину, он поглядывал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (Савин В.)

6. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

(1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Полюбовался первым снежком, покрывшим ели и пихты, точно ватой, а голые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Поел ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сначала убегал он без оглядки, а затем сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Снова изредка сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а затем вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Надо думать, что беляк где-то снова залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (Савин В.)

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. 

((1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать - стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Федосеев Г.)

8. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. 

(1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Яковлев Ю.)

9. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

(1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (Савин В.)

10. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

(1) Коленка почти упирается в подбородок. (2) Иголка тянет за собой рыжую нитку. (3) Лёлька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (4) Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Фёдор Фёдорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. (5) Лицо Федора Федоровича коричневое, испечённое на солнце. (6) А военный - бледнолицый. (7) Он еще не загорел на степном солнышке. (8) В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, - шинель. (Яковлев Ю.)

Задание №14

Сложное предложение с разными видами связи между частями

1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)

2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий — высокий, тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)

3. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)

4. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед. (Вурдов Н.)

5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)

6. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)

7. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Когда Сергей Николаевич открыл глаза, солнце уже заливало хату горячим светом. (2) Крашеные половицы блестели, в раскрытое окно с жужжанием влетали пчелы, на занавеске билась пёстрая бабочка. (3) Николай Григорьевич еще крепко спал, свесив с кровати руку. (4) В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня Матвеича.

(6) Сергей Николаевич сладко потянулся и зажмурил глаза. (7) Что-то снова напомнило ему далёкое детство, ночёвки у дядьки Матвеича, быструю речку под горкой и серебряную плотву, которую он ловил зелёной ивовой корзинкой. (8) Даже сон в эту ночь у него был крепкий, непробудный, как в детстве. (9) И только на рассвете приснилось ему, что на реке встают громадные валы и с гулким шумом обрушивается на берег вода... (Осеева В.)

8. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Наступала любимая всеми архангелогородцами белая ночь. (2) Солнце опустилось за горизонт, оставив над собой широкую полосу заката. (3) Было светло как днём, но это был какой-то особый, не дневной свет. (4) С одного из пароходов доносилась тихая музыка...

(5) Раньше в эту пору набережная была заполнена молодёжью, много было и пожилых людей, которым не давала спать белая ночь. (6) Теперь только несколько парочек гуляло вдоль крутого берегового откоса, да иногда проходили патрульные солдаты и краснофлотцы. (Вурдов Н.)

9. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. (2) С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3) Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолет. (4) Собранность моряков передалась ребятам: все стали сдержаннее, серьёзнее. (5) Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками. (Вурдов Н.)

10. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. (2) По земле кайра передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. (4) Весит кайра до двух килограммов, мясо ее съедобно. (5) Единственное яйцо кайра кладет прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. (6) Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. (7) Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов. (Вурдов Н.)

Ответы

Задание №3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4

3

4

3

2

2

4

1

3

4

Задание №4

Правописание приставок.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4

2

3

2

4

1

4

6

1

2

Задание №5

Правописание суффиксов различных   частей речи

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

военной

остекленной

таинственным

глиняные

утренним

№ задания

6

7

8

9

10

Ответ

тополиной

начинена

обеденной

сломанной

длинным

Задание №6

Лексика и фразеология

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

Балуются, шалят

Гремел, звонил

Вдали,

в стороне

Постепенно,
понемногу,
незаметно,
не спеша,
не торопясь

Ободранный,
истрёпанный,
старый,
затрёпанный

№ задания

6

7

8

9

10

Ответ

Продырявилась

Близко, рядом

Жизни

Ходили

Неизвестных,
незнакомых,
таинственных,
непонятных

Задание №7

Словосочетание

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

Осенним сюрпризом

Падает без звука

Площадь при вокзале

Неохотно скрылись

Запах бензина

№ задания

6

7

8

9

10

Ответ

Отдернул с испугом

Вересковые заросли

Вырывали без жалости

Завистливо посмотрел

Кружку из жести

Задание №8

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Главные члены предложения

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

Не было

Вода была мутной

Рябинкин велел

Чайка пронеслась

Отец с матерью ушли

№ задания

6

7

8

9

10

Ответ

Озеро было засыпано

Перевели

Анфиса принялась убираться

Солнце освещало

Занесло

Задание №9

Осложненное простое предложение

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

13

2

4

1

2

4

1

3

2

1

Задание №10

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

12

1

12

45

12

23

12

23

45

23

Задание №11

Синтаксический анализ сложного предложения

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

3

1

2

5

4

2

3

3

3

Задание №12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

23

14

25

15

3

3

35

25

67

12

Задание №13

Синтаксический анализ сложного предложения

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4

5

6

4

1

7

4

3

4

3

Задание №14

Сложное предложение с разными видами связи между частями

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

1

4

5

6

3

7

2

5

3

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Образовательная программа учебного курса подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку

Данная программа поможет правильно спланировать этапы подготовки е итоговой аттестации учащихся в 9 классе...

Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)

Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации  по русскому языку в новой форме.  Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...

Методические материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе

Данный материал содержит методические рекомендации к заданиям 2-14 ГИА Русский язык с образцами выполнения...