Образовательная программа учебного курса подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Рамусь Ирина Николаевна

Данная программа поможет правильно спланировать этапы подготовки е итоговой аттестации учащихся в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зеленоградское окружное управление образования

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа №604

 

Образовательная программа учебного курса

подготовки  к  Государственной итоговой аттестации

по  русскому языку

Учитель русского языка и литературы  - Рамусь Ирина Николаевна

Срок  реализации – 1 год

Возраст обучающихся 14-15 лет

Согласовано по содержанию: Методист  русского языка и литературы Окружного Методического центра ЗелОУО   

Программа соответствует  требованиям письма Министерства образования  Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»  

Зеленоград

Пояснительная записка

Данная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе составлена на основе учебной программы для основной школы и в соответствии с Требованиями  к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения второй ступени.

Работая по данной программе, можно не только тренироваться в выполнении конкретных заданий, но и ликвидировать имеющиеся пробелы, преодолеть психологический барьер, существующий у многих учащихся и их родителей по отношению к ГИА в новой  форме.

Программа  предусматривает системно - деятельностный подход в подготовке к ГИА и построена с учетом принципов системности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.

Данная программа включает в себя следующие разделы: речь (А1-А3, С1-С2), языковые нормы (С1, С2), выразительность речи (А3), фонетика (В2,В3),  морфемика и словообразование (В2-В4), правописание, орфография (В2-В4), лексика и фразеология (А2,В1),  морфология (В2-В4), синтаксис и пунктуация (В5-В7, В5-В14). Они соответствуют кодификатору элементов содержания курса, на основе которого строятся контрольно-измерительные материалы, и помогают систематизировать и  обобщить знания и умения по русскому языку.

Используемый дидактический материал позволяет проверить сформированность знаний, умений, навыков по основным разделам курса русского языка, уровень владения понятийным аппаратом, а также умение анализировать текст.

Целью данной программы следует считать:

Подготовку учащихся к ГИА по русскому языку:

  • Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности  в речевом самосовершенствовании;
  • освоение устройства языковой системы, закономерностей её функционирования, стилистических ресурсов и основных норм литературного языка; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи;
  • развитие способности  распознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, осмысления русского языка как основного средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,  а также как средства освоения морально-этических норм.

Программа предполагает работу с учащимися разного освоения программы по русскому языку, что позволит расширить и углубить знания по предмету, повысить их мотивацию и уверенность в собственных силах, как в рамках курса, так и в учебном процессе в целом.

Возраст учащихся 14-15 лет (8-9 кл)

Теоретический материал и практические задания дифференцированы в соответствии с возрастом и уровнем подготовки учащихся.

На практических занятиях предполагается работа с тестовыми заданиями по каждому разделу и типовые тестовые задания для подготовки к ГИА, которые предусмотрены на экзамене, а также анализ текста.

Программа рассчитана на 1 год обучения (144ч), куда входят 57 теоретических часов и 87 часов практических занятий.

Занятия проводятся в группах от 15 человек, 2 раза в неделю по 2 часа.

Запланированные виды деятельности:

- все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо);

- работа с тестовыми заданиями;

- аналитическая работа с текстами разных стилей.

Этапы работы:

  1. Теоретический  этап: лекционный материал (слово учителя), самостоятельная работа по теме с использованием различных источников информации.
  2. Практический этап: выполнение тестовых заданий, создание текстов - рассуждений, воспроизведение текстов с различной степенью сжатости.
  3. Контролирующий этап: тесты, сочинения-рассуждения по интерпретации текста, сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, сжатое изложение.

Ожидаемый результат:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

- умение воспроизводить прослушанный текст с заданной  степенью свёрнутости;

- соблюдение в практике речевого общения основных норм современного литературного языка.

Форма подведения итогов:

Промежуточная: анализ текста, тестовые задания, написание сочинения-рассуждения и сжатого изложения.

Итоговая:  обобщающий тест в формате ГИА.

Основное содержание, обеспечивающее формирование языковой компетенции

Раздел 1. Введение. 1 час 

  1. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы в формате ГИА  за курс основной школы. Система и критерии оценивания экзаменационной работы.

Раздел  2.  Речь (А1-А3, С1-С2) 21 час

  1. Основные особенности  и жанры разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы.
  2. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте.
  3. Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
  4. Адекватное понимание устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
  5. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (изложение).
  6. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (сочинение-рассуждение,  С2.1; С2.2)

Раздел  3.  Языковые нормы (С1, С2) 8 часов

  1. Орфоэпические нормы.
  2. Лексические нормы.
  3. Грамматические нормы (морфологические).
  4.  Грамматические нормы (синтаксические).

Раздел 4. Выразительность русской речи (А3) 7 часов

  1. Выразительные средства русской фонетики
  2. Выразительные средства словообразования
  3. Выразительные средства лексики и фразеологии
  4. Выразительные средства  грамматики (морфологические и синтаксические)

Раздел  5.  Фонетика (В2, В3) 3 часа

  1. Гласные и согласные звуки.
  2. Соотношение звука и буквы.
  3. Фонетический анализ слова.

Раздел  6. Морфемика и словообразование (В2-В4) 4 часа

  1. Значимые части слова (морфемы)
  2. Морфемный анализ слова
  3. Основные способы словообразования
  4. Словообразовательный анализ слова

Раздел  7. Правописание.  Орфография (В2-В4) 15 часов

  1. Правописание корней
  2. Правописание приставок
  3. Правописание суффиксов существительных
  4. Правописание суффиксов прилагательных
  5. Правописание суффиксов  глаголов
  6. Правописание суффиксов причастий
  7. Правописание суффиксов наречий
  8. Правописание окончаний
  9. Правописание  Ъ и Ь
  10.  Слитные, дефисные и раздельные написания
  11.  Слитное и раздельное написание омофонов
  12.  Прописная и строчная буквы

Раздел  8.  Лексика и фразеология (А2, В1) 8 часов

  1. Лексическое значение слова
  2. Синонимы. Антонимы. Омонимы
  3. Фразеологические обороты
  4. Группы слов по происхождению и употреблению
  5. Лексический анализ слова

Раздел  9. Грамматика. Морфология (В2 –В4) 6 часов

  1. Самостоятельные  части  речи
  2. Служебные  части речи и междометие
  3. Морфологический анализ слова

Раздел  10. Грамматика. Синтаксис.  Пунктуация (В5-В7),  (В5-В14)  50 часов

           Синтаксис

  1. Словосочетание (строение, виды связи)
  2. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (функции  знаков препинания конца предложения)
  3. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
  4. Главные и второстепенные члены предложения
  5. Двусоставные и односоставные предложения
  6. Распространённые и нераспространённые предложения
  7.  Полные и неполные предложения
  8. Простое осложнённое предложение
  9. Сложное предложение
  10.  Предложения  сложносочинённые
  11.  Предложения  сложноподчинённые
  12.   Сложные бессоюзные предложения
  13.  Сложные предложения с разными видами связи между частями
  14.  Способы передачи чужой речи
  15.   Синтаксический анализ простого предложения
  16.   Синтаксический анализ сложного предложения

Пунктуация

  1. Знаки препинания в конце предложения
  2. Знаки препинания в простом предложении
  3. Знаки препинания в простом осложнённом  предложении
  4. Знаки препинания при прямой речи, цитировании и диалоге
  5. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
  6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
  7. Знаки препинания в бессоюзном сложном  предложении
  8. Знаки препинания в сложном  предложении с разными видами связи

Обобщение  2 часа

Календарно-тематическое планирование

№  занятия п/п

Количество

часов

Основное содержание

Теория

Практика

Примечание

1

1-2

Введение

  1. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы в формате ГИА  за курс основной школы. Система и критерии оценивания экзаменационной работы.

Речь (А1-А3, С1-С2) 20 часов

  1. Основные особенности  и жанры разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового) языка художественной литературы.

Практическое занятие. Определение стилей речи. Работа с текстами.

1 час

1 час

2

3-4

  1. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
  2. Практическое занятие. Работа с текстами  (составление цитатного плана )

1 час

1 час

3

5-6

  1. Средства связи предложений в тексте.
  2. Практическое занятие. Работа с текстами.

1 час

1 час

4

7-8

  1. Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
  2. Практическое занятие. Приёмы сжатия текста.

1 час

1 час

5

9-10

  1. Адекватное понимание устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
  2. Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1 час

1 час

6

11-12

     1-2. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (изложение).

2 часа

7

13-14

  1. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (сочинение-рассуждение,  С2.1; С2.2)

(структура сочинения-рассуждения, речевые клише)

  1. Практическое занятие. Создание текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1 час

1 час

8

15-16

1-2. Практическое занятие. Создание текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

2 часа

9

17-18

1-2. Создание текста сочинения-рассуждения по интерпретации текста.

2 часа

10

19-20

1-2. Создание текста сочинения-рассуждения по интерпретации текста.

2 часа

11

21-22

Языковые нормы (С1, С2) 8 часов

  1. Орфоэпические нормы.
  2. Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1 час

1 час

12

23-24

  1. Лексические нормы.
  2. Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1 час

1 час

13

25-26

  1. Грамматические нормы (морфологические).

2. Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1 час

1 час

14

27-28

  1. Грамматические нормы (синтаксические).
  2.  Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1 час

1 час

15

29-30

Выразительность русской речи (А3)

  1. Выразительные средства русской фонетики.
  2. Выразительные средства словообразования.

1 час

1 час

16

31-32

  1. Выразительные средства лексики и фразеологии.
  2. Практическое занятие. Работа с текстом.

1 час

1 час

17

33-34

  1. Выразительные средства грамматики (морфологические и синтаксические)
  2. Практическое занятие. Работа с текстом.

1 час

1 час

18

35-36

Фонетика (В2, В3)

  1. Гласные и согласные звуки. Соотношение звука и буквы.
  2. Практическое занятие. Фонетический анализ слова. Тест.

1 час

1 час

19

37-38

Лексика и фразеология (А2, В1)

  1. Лексическое значение слова.
  2. Практическое занятие. Работа с текстом.

1 час

1 час

20

39-40

  1. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
  2. Практическое занятие. Работа с текстом.

1 час

1 час

22

41-42

  1. Фразеологические обороты.
  2. Практическое занятие. Работа с текстом.

1 час

1 час

23

43-44

  1. Группы слов по происхождению и употреблению.
  2. Лексический анализ. Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1 час

1 час

24

45-46

Морфемика и словообразование (В2-В4)

  1. Значимые части слова (морфемы).
  2. Морфемный анализ слова. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

25

47-48

  1. Основные способы словообразования.
  2. Словообразовательный анализ слова. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

26

49-50

Правописание.  Орфография (В2-В4)

  1. Правописание корней. Правописание приставок. 
  2. Практическое занятие. Тест.

27

51-52

  1. Правописание суффиксов существительных и прилагательных.
  2. Практическое занятие. Тест.

28

53-54

  1. Правописание суффиксов глаголов, причастий, наречий.
  2. Практическое занятие. Тест.

29

55-56

  1. Правописание окончаний.
  2. Практическое занятие. Тест.

30

57-58

  1. Правописание Ъ и Ь. прописная и строчная буквы.
  2. Практическое занятие. Тест.

31

59-60

  1. Слитное и раздельное написание омофонов.
  2. Практическое занятие. Тест.

32

61-62

  1. Слитные,  дефисные и раздельные написания.
  2. Практическое занятие. Тест.

33

63-64

  1. Слитные,  дефисные и раздельные написания.
  2. Практическое занятие. Тест.

34

65-66

Грамматика. Морфология (В2-В4)

  1. Самостоятельные части речи. Имя существительное.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

35

67-68

  1. Имя прилагательное.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

36

69-70

  1. Имя числительное.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

37

71-72

  1. Местоимение.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

38

73-74

  1. Глагол.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

39

75-76

  1. Причастие.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

40

77-78

  1. Деепричастие.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

41

79-80

  1. Наречие.
  2. Практическое занятие. Тест.        

1 час

1 час

42

81-82

  1. Служебные части речи. Предлог.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

43

83-84

  1. Союз.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

44

85-86

  1. Частица.  Междометие.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

45

87-88

1-2. Морфологический анализ слова. Практическое занятие. Тест.

2 часа

46

89-90

Грамматика.  Синтаксис.  Пунктуация (В5-В7),  (В8-В14)

  1. Словосочетание.  Виды словосочетаний.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

47

91-92

  1. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
  2. Практическое занятие. Роль знаков препинания конца предложения. Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

1 час

1 час

48

93-94

  1. Предложение. Главные члены предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

49

95-96

1.Второстепенные члены предложения.  Виды определения. Способы выражения определения.

2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

50

97-98

  1. Второстепенные члены предложения. Виды дополнения. Способы выражения дополнения.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

51

99-100

  1. 1. Второстепенные члены предложения. Виды обстоятельства. Способы выражения обстоятельства.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

52

101-102

  1. Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.
  2. Практическое занятие. Тест.

1 час

1 час

53

103-104

  1. Распространённые и нераспространённые предложения.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ предложения.

1 час

1 час

54

105-106

  1. Полные и неполные предложения.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ предложения.

1 час

1 час

55

107-108

  1. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложении с однородными членами.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ предложения осложнённого однородными членами предложения.

1 час

1 час

56

109-110

  1. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложении с вводными и вставными конструкциями.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ предложения осложнённого вводными и вставными конструкциями.

1 час

1 час

57

111-112

  1. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложении с обособленными определениями и приложениями.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ предложения с обособленными определениями и приложениями.

1 час

1 час

58

113-114

  1.  Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложении с обособленными обстоятельствами.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ предложения с обособленными обстоятельствами.

1 час

1 час

59

115-116

  1. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложении с уточняющими членами предложения.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ предложения  с уточняющими членами.

1 час

1 час

60

117-118

  1. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложного предложения  

1 час

1 час

61

119-120

  1. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложносочинённого предложения.  

1 час

1 час

62

121-122

  1. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложносочинённого предложения.  

1 час

1 час

63

123-124

  1. Сложноподчинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения.

1 час

1 час

64

125-126

  1. Сложноподчинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения.  

1 час

1 час

65

127-128

  1. Сложноподчинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения.  

1 час

1 час

66

129-130

  1.  Сложноподчинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложноподчинённого предложения  с несколькими придаточными.

1 час

1 час

67

131-132

  1. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения.  Роль точки с запятой в БСП. Создание текста сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

1 час

1 час

68

133-134

  1. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения.  Роль двоеточия в БСП. Создание текста сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

1 час

1 час

69

135-136

  1. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном предложении.
  2. Практическое занятие. Синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения.  Роль тире в БСП. Создание текста сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

1 час

1 час

70

137-138

  1. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
  2. Практическое занятие.  Синтаксический анализ сложного предложения с различными видами связи.

1 час

1 час

71

139-140

  1. Способы передачи чужой речи.  Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Роль тире и двоеточия при диалоге.
  2. Практическое занятие. Создание текста сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

1 час

1 час

72

141-142

  1-2. Создание текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

2 часа

73

143-144

  1-2. Обобщающий тест.

2 часа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования

Методические рекомендациио структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа учебного курса по химии "Подготовка к итоговой аттестации".

Рабочая программа по химии для подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 классов. Прилагается календарно-тематическое планирование курса....

Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Приказ ДО и МП « Об утверждении персонального состава экспертов предметных комиссий ХМАО-Югры по учебным предметам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на 2020 год

Приказ ДО и МП « Об утверждении персонального состава экспертов предметных комиссий ХМАО-Югры по учебным предметам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общ...

Приказ об утверждении персонального состава председателей, заместителей председателей, экспертов региональных предметных комиссий по учебным предметам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Приказ об утверждении персонального состава председателей, заместителей председателей, экспертов региональных предметных комиссий по учебным предметам государственной итоговой аттестации по образовате...