Контрольная работа по теме "Сложносочиненное предложение"
тест по русскому языку (9 класс) на тему

Бакума Юлия Алексеевна

Материалы контрольной работы, состоящей из 5 вариантов, могут быть использованы при проведении зачета в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение". Работа включает 3 части: теоретический опрос, работа с текстом и тестовые или творческие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сложносочиненное предложение74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 1.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Какое предложение называется сложносочиненным?
  2. На какие группы по союзам и значению делятся ССП?

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

 Семен побрел в сад и остановился возле груши. Спать не хотелось. Опершись плечом о ствол дерева он стоял, точно в забытьи потеряв счет времени.

Луна давно гуляла над крышами домов над садами и высокое бледное небо было без звезд. Станицу залитую голубоватым светом наполнили стра(н,нн)ые звуки идущие (не) то со степи (не) то из земли. То прогремит тачанка то взлетит к небу песня то запиликает где(нибудь) гармонь.

Долго стоял Семен и слушал и ему стало грустно. Вот я и остался один подумал Семен и (в)первые за всю жизнь ощутил такую острую боль в сердце что готов был расплакаться.  Он сел склонил на грудь голову и еще острее почувствовал горечь одиночества. А что в самом деле останусь и я на Кубани. Земли здесь много, а к горам пр..выкну. Тут он представил себе домик на краю станицы а вокруг молодой сад. 

Тоска сразу отлегла от сердца и все вокруг точно пр..образилось и сад шептался пр..ветливо и горы окута(н,нн)ые туманом сделались красивыми…

Выполните задания теста.

1) Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

в) Все проходит да не все забывается.

г) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

   

  2)  Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

 а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он

 б) Было жарко дети просили пить.

 в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.

 г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклоняясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною.

3) Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.

б) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

в) В саду дозревает рябина и липа роняет листья.

г) Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

4) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

а)  Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.

б)  После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.

в) Глубоко в пруду отражались берег и вечернее небо и белые полоски облаков.

г) Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.

д) Сумерки приближались и надо было торопиться домой.

5) К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните постановку тире.

Мы выбегаем на берег – и…

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 2.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?
  2. Назовите противительные союзы. Какое значение имеют ССП с противительными союзами?

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Рифы

 Р..скошный тропический день оканчивался. Палящий зной сп..дал и от пр..тихшего океана веяло нежной прохладой.

Солнце быстро к..тилось к закату и скоро зажгло пылающим заревом далекий горизонт расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов то ярких то нежных и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана  и обнажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова резко очерче(н,нн)ого в прозрачной ясности воздуха.

Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы «Коршун» пр..ближается к пен..щимся бурунам которые волнистой серебря(н,нн)ой лентой белеют у острова. Это могучие океанские волны с шумом разбиваются о преграду поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из (не)зримых глубин океана об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.

Выполните задания.

  1. Составьте ССП с союзом и, употребляя в качестве сказуемых данные глаголы. Определите, какие смысловые отношения выражают составленные предложения (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения): а) Выступать – соглашаться. б) Прочитать – состояться. в) Отвориться – вбежать. г) Ожить – засверкать. д) Перевыполнить – наградить.
  2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. И если книга причинит вам боль, (1) это боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием,(2)  сочувствием к другому,(3) а такое сочувствие и должна вызывать литература, (4) чтобы в людях не угасло человеческое. Литература до тех пор жива,(5) пока она рассказывает о человеке,(6) о человечном и бесчеловечном в нём, (7) то есть о Добре и Зле,(8)  творит Добро. Я сейчас говорю,(9) по сути,(10) о традициях русской литературы.

       3)  Расставьте знаки препинания. Укажите номера ССП.

а) Солнце уже заливает своим светом лес поле и речку.

б) Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.

в) Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

г) Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.

д) В саду дозревает рябина и липа роняет листья.

       4) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

а) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.

б)  После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.

в)  Глубоко в пруду отражались берег и вечернее небо и белые полоски облаков.

г)  Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.

д)  Сумерки приближались и надо было торопиться домой.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 3.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. В каких случаях между частями ССП знаки препинания не ставятся?
  2. Назовите соединительные  союзы. Какое значение имеют ССП с соединительными союзами?

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

                                                ПОБЕДА 
      Рож.. хорошо выколосилась и отдельные колоски зацветают. Великаны колосья 
маяч..т на высоких соломинах и маленькие жмурятся в тени. Равных по 
точности не увид..шь в поле (ни) одного колоска (ни) одной соломины. Но все 
поле ровное и у высоких нет упрека малым и у малых нет зав..сти к 
высоким. 
      Каждый колос каждая соломина такие все неровные показывают нам свою 
великую всеобщую борьбу за жизнь за свое лучшее но все ровное поле 
высокой зацветающей ржи св..детельствует нам о победе. 
      Смотрю на рож.. и вижу поле новых людей и нет у меня в душе особенной 
жалости к слабым и нет зав..сти к высоким. Мне только очень хочется 
самому подняться повыше и стать св..детелем победы нашего дела на всем 
человеческом поле.

Выполните задания.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Река горела на солнце. Слева лежало Замоскворечье, (1) ослепляя жёлтым блеском стёкол, (2) почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза,(3)  справа за ней высились резные контуры Кремля, (4) а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. И во всём этом золотом сиянии Агния, (5) в наброшенной жёлтой шали, (6) тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

  1. Допишите предложения, используя союзы и, а, но  так, чтобы получились ССП. Укажите, какие смысловые оттенки вносят в предложение эти союзы:

а) Прошла зима. б) Прозвенел звонок. в) Открылась выставка. г) Солнце спряталось. д) Луна скрылась.

         3) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Мороз украшает всё вокруг жемчугами и алмазами и рисует белые узоры на оконных стёклах.

2. В домах были открыты настежь окна и горели лампы.

3. В течение месяца мы так ни разу и не увидели солнечного света.

4. Где-то вверху открылось окно и вскоре послышался голос Светланы Васильевны.

5. Георгия Ивановича все знали как умного и решительного смелого и бескомпромиссного человека.

4)Составьте и запишите ССП с союзом и, используя общий второстепенный член в этот прекрасный осенний день. Сформулируйте пунктуационное правило, которое вы при этом использовали.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 4.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Какое предложение называется ССП?
  2. Назовите соединительные сочинительные союзы.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Человек в природе

В лесу (на)встречу моему глазу на невид..мой паутине висели уголком две хв..инки. Паутина спускалась от самого верха высокой сосны и хв..инки служили подвеском. Я потянул хв..инку (в)низ на вершок отпустил  и хв..инка прыгнула (в)верх.

Я так до аршина натягивал и все она прыгала и после того паутинка оборвалась и хв..инка упала на землю.

Я подумал о том как в природе все одно с другим связа(н,нн)о и нет в ней (ни)чего случайного. И если выйдет случайное явление  ищи в нем руку человека.

В лесу было тихо и только (с)верху волнами шумело. Изредк.. невид..мыми путями и (в)низу проходил сквознячок и шевелил какой(нибудь) жалкий листик спуще(н,нн)ый сверху паучком.

(И)так если явится случай в природе  ищи в нем руку человека с его (не)бывалым с его личностью с его борьбой за первенство.

Выполните задания.

  1. Дополните каждое предложение так, чтобы получилось ССП. Подберите союзы, синонимичные союзу но.

а) …но мне не хотелось уходить.

б) Антракт кончился, но …

в) … но все еще раз атаковали врага.

г) …но помощь не пришла.

2) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. И тогда по отношению к нему не существует ни человечности ни жалости ни пощады.

2. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны ни обрывов.

3. Она пристала к берегу и неизвестно зачем вскарабкалась на яр.

4. Далёкие края звали и я бросился навстречу скрытым чудодейственным таинствам.

5. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

3) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Есть великое горе, (1) но нет горя простенького,(2) обычного,(3)  есть горе. Есть необыкновенная радость,(4) и кто станет спорить,(5) что она дороже обыкновенного счастья, (6) что она ценнее маленькой радости.

Копеечных,(7) мелочных чувств не надо.

Щелястый забор отделял наш двор от детской поликлиники. Так вот этот — и не щелястый даже,(8)  а полупустой какой-то,(9)  условный забор — отсекал наш двор от детской поликлиники и упирался в конюшню.

4)Составьте и запишите ССП с союзом и, используя общий второстепенный член вдалеке. Сформулируйте пунктуационное правило, которое вы при этом использовали.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Вариант 5.

Ответьте письменно на вопрос:

Какое предложение называется сложносочиненным?

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Наступила ночь в лесу.

По стволам и суч..ям толстых деревьев постукивает мороз и хлоп..ями осыпается легкий серебря(н,нн)ый иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звезды.

Тихо бе(з,зз)вучно в зимн..м лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается в лесу скрытая жизнь. Вот хрус(?)нула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что(то) ухнуло и страшно вдруг захохотало. Где(то) закричал филин и завыли волки.

По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки охотятся за мышами хорьки бе..шумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой головастый серый совенок сидит на суку слыш.т и вид..т как идет в зимнем лесу жизнь.

Выполните задания.

  1. С каждым из данных примеров составьте сначала предложения с однородными членами, а затем ССП – с союзом и:

а) Шумело море. б) Лил дождь. в) Показался самолет.

2)  Выпишите номера ССП.

а) Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

б) Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.

в) Озёра прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов.

г) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.

д) Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.

3) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он лупил её,(1) как всегда, (2) и ничего не ждал,(3)  никакой опасности от своей старой лошади,(4)  но много лет битая Машка вдруг зароптала,(5) заходила на поводу перед своим хозяином,(6)  блеснула расширенным зрачком,(7)  поднялась на задние ноги — неуверенно,(8)  неумело поднялась,(9) видать,(10) с детства своего так не вставала, (11) играя,(12) а тут поднялась,(13) заржала диким, (14) тоскливым голосом и вдруг ударила передними копытами своего хозяина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Виды придаточных предложений"

Контрольная работа по теме "Виды придаточных предложений". Предназначена для учащихся 9 класса заочной формы обучения....

Контрольная работа "Бессоюзное сложное предложение", 9 класс

Состоит из 6 заданий: тестовые, творческое и аналитическое....

Контрольная работа. Однородные члены предложения. 8 класс.

Контрольная работа. Однородные члены предложения. 8 класс...

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». 8 класс.

Контрольная работа поможет повторить  и систематизировать знания изученного по теме "Слова, грамматически не связанные с членами предложения"...

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».

В материале урока содержатся разнообразные задания для проверки усвоения материала по теме " Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями"....