Урок "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кувшинова Елена Николаевна

Урок составлен с опорой на технологию проблемного диалога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_kak_chast_rechi.docx47.74 КБ
Файл list.docx37.18 КБ
Файл mater_k_narech.docx12.27 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

Сегодняшний урок мы начнем с ребусов. У вас на столах лежат листы-помощники. На листах расположены задания, которые нам необходимо выполнить сегодня. И первое задание – ребусы. Давайте попробуем их отгадать.

http://festival.1september.ru/articles/502346/img1.gif                     сC:\Users\Сергей\Downloads\i.jpgа

Скажите, какие слова у вас получились?

Рядом, снова, вокруг.

Верно. А теперь взгляните на доску. Перед вам ряд понятий. Что общее лежит в основе этих понятий? Почему они оказались в одном ряду?

На доске: прилагательное, глагол, деепричастие…

Это части речи.

Верно. Продолжите этот ряд. Назовите другие части речи, которые вам знакомы. Допишем ряд.

Прилагательное, причастие, наречие, местоимение….

Хорошо. А теперь, определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

Задумались.

Это глаголы? Существительные? Нет.

Это наречия.

Верно. Попробуйте предположить, о какой части речи мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока?

Наречия.

Раз уж мы вспоминали другие части речи, продолжите тему, конкретизируйте.

Наречие как часть речи.

Верно, молодцы! Запишем тему в листах-помощниках. Логично, что выполняя любое действие, мы преследуем какую-то цель. Попробуем определить цели нашего урока?!

О чем мы обычно говорим, изучая часть речи?

О том, что обозначает часть речи.

Верно. Т.е. цель – формировать умение определять значение наречий. Еще?

Знать, на какие вопросы отвечает.

Знать морфологические признаки.

Уметь выяснять синтаксическую функцию.

Верно. А общаться мы будем на уроке? Общение – это коммуникация. Значит какую функцию мы будем развивать?

Коммуникативную.

А работать мы будем в одиночку, или в команде, вместе?

Значит будем развивать командный дух, сплоченность.

Ребята, а хотели бы представить, как выглядит наречие? Хотели бы познакомиться с ним поближе?

Да.

Кирилл, выходи к доске. Тебе сегодня предстоит выполнить важную задачу. Ты должен показать нам, что это за часть речи? Наречие! Ты сегодня – господин Наречие! Твои родственники прислали тебе письмо, которое ты нам прочтешь. А у ребят задача тоже трудная – вам необходимо внимательно слушать Господина Наречие, чтобы потом ответить на вопросы.

Текст.

 - Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни (задание 2 в листах).

Записывают – речь, изречение, нарекать…

Ребята, а можем ли мы справиться без речи, изречений?? Нет. И без наречий нам никуда.

Каждая часть речи – это настоящая индивидуальность, и наречие – не исключение! Наша индивидуальность сейчас сядет на место, и все вместе мы продолжим знакомиться с наречием

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?

1.Наречие – это самостоятельная часть речи.

2.Известно было еще в древнерусском языке.

3.Корень имеет значение – говорить…

4.переводится как «приглаголие», значит находится рядом с глаголом, но может находиться и с другими частями речи.

А что значит - находится рядом?

Зависит от глагола.

Верно. Но как говорится в пословице – доверяй, но проверяй. Поработаем исследователями – проверим, все ли верно в словах нашего Господина Наречие.

На ваших листах-помощниках есть задание под №3. Посмотрите внимательно на текст.

Первое, что вы будете исследовать или расследовать – чего не хватает в словах, это сразу бросается в глаза.

Нужно найти пропущенные буквы.

Находим каждой букве свое место.

Проверим. Читаем по предложению, объясняем орфограммы.

Берестяную грамоту после находки нельзя ра…вертывать немедленно: она может ра…трескаться и погибнуть. Ее нужно ра..парить в горячей воде и осторожно вымыть кистью. Берестяное письмо просушивают начерно полотенцем и помещают между стеклами, под которыми ему суждено сохнуть, принимая постепенно форму плоского листа. Грамоту читают, фотографируют и тщательно перерисовывают, создавая документы, способные заменить подлинник, частое  обращение к которому нежелательно: слишком ценны эти хрупкие берестяные листы.

Какое знание вы применили?

Знание орфограмм и умение применять правила.

Какая орфограмма нами отработана?

З и С на конце приставок.

Как можно озаглавить текст? Какая его основанная мысль?

Можно озаглавить – «Как обращаться с берестяными грамотами?» или «Правила использования берестяных грамот»

Лексическое значение какого слова вам непонятно?

Начерно.

Давайте попробуем самостоятельно определить лексическое значение слова.

Это может быть – первый раз, сначала ________________________

Если мы обратимся к словарю Ожегова, то увидим: начерно – предварительно, без отделки. К какой части речи, по вашему, относится это слово?

Наречие.

Верно. А почему?

Оно относится, т.е. зависит от глагола просушавают (как?) начерно.

Выпишите теперь все наречия из этого текста вместе с теми словами, к которым они относятся.

развертывать немедленно, вымыть осторожно, просушивают начерно, принимая постепенно, тщательно перерисовывают, слишком ценны

А теперь определим части речи главных слов. И зададим вопросы от главного слова к зависимому.

Это вызвало у вас затруднение? Давайте вспомним – какое слово называется главным, а какое – зависимым.

Вслух объясняют.

На какой вопрос отвечают наречия?

КАК.

Верно. Наречие отвечает на один вопрос -  как!  находиться (как?) рядом… или смотреть (как?) вниз…  свернуть (как?) влево….

Наречие отвечает не только на вопрос как!

где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И тд.д

Что вы думали сначала? А что оказалось  в итоге?

Абсолютно верно! А вам не кажется, что такой набор вопросом мы уже где-то слышали? Нам часто приходится вспоминать эти вопросы….. В какой ситуации?

Когда мы делаем синтаксический разбор предложения. Есть такой член предложения, который отвечает на эти вопросы. Он называется обстоятельство.

Верно. Сделайте вывод из вышесказанного….

Наречие в предложении является обстоятельством.

Теперь вернемся к нашим записям. От каких частей речи зависит наречие? Сделайте вывод.

От деепричастий, глаголов, прилагательных…

Так, а что обозначает прилагательное? (на доске )

Признак

Глагол?

Действие

Деепричастие?

Добавочное действие.

А наречие? Какого его грамматическое значение, если оно зависит от глагола, деепричастия, прилагательного?

Признак действия или признак признака.

Но наречия могут сочетаться и с именем существительным. Вспомните, как называется яйцо, когда его немного не доваришь…

Всмятку.

Точно. Запишем Яйцо всмятку. (Задание под № 4)  Продолжим запись – кофе по-турецки, макароны по-флотски.

На какой вопрос отвечает зависимое слово?

 Какое? Какой?

Значит, чем еще, кроме обстоятельства, могут являться наречия?

Определениями.

Чтобы это понять, какое умение вы применили?

Умение задавать вопрос и знание синтаксических функций.

Как убедиться, что перед нами точно наречие, а не прилагательное? Ведь вопрос один!

Попробуем изменять слово – яйцо всмятку, яйца всмятку, яйцу всмятку – не изменяется зависимое слово, значит точно не прилагательное! Это неизменяемая часть речи, нет окончания.

Составим предложение с любым словосочетанием, в состав которого входит наречие.

Запишем в листы (Задание 5).

Варианты:

Мой дом находится рядом с лесом.

Утром я съел яйцо всмятку.

Мой друг всегда смотрит на меня исподлобья.

Наша школа находится слева от дороги.

Я боюсь смотреть вниз.

Я не могу пить кофе по-турецки.

Папа хорошо готовит макароны по-флотски.

Моя бабушка медленно ходит.

Как вы думаете, какое задание можно сформулировать? Что мы будем выполнять?

Синтаксически разбор.

Проверим несколько работ.

Молодцы! Как вы думаете, все ли мы исследовали? Чтобы проверить, давайте обратимся к учебнику и сверим, все ли мы повторили.

1. Беседа с классом по вопросам.

 - Что из того, что вы прочитали в тексте о наречии, вам уже было знакомо?

 -  Перечислите эту информацию.

- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью?

- Что у вас вызвало сомнение или, с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?


Чтобы укреить знания, какую работу мы обычно выполняем?

Тесты, к.р.

Проедем тест «ДаНетка» - я задаю вопрос, вы отвечаете – да или нет.

  1. Наречие обозначает признак действия? – да
  2. Наречие обозначает признак признака?  - да
  3. Наречие обозначает признак предмета? – нет
  4. Наречие отвечает на вопросы что делая? Что сделав? – нет
  5. Наречие отвечает на вопросы куда? Откуда? Почему? – да
  6. Наречие зависит от местоимения? – нет
  7. Наречие зависит от глагола? – да
  8. Наречие – изменяемая часть речи? – нет
  9. Наречие может быть подлежащим? – нет.

"Блиц- опрос".

-Что называется наречием? (обозначает признак действия и признак признака)

-На какие вопросы отвечает наречие? (где?куда?откуда?почему?зачем?как?)

-К каким частям речи могут присоединяться наречия?  (глаголы, причастия, деепричастия)

-С какими частями ещё могут сочетаться?  (сущ, прил и другими наречиями )

-Каким членом предложения может быть наречие?

Домашнее задание: составить схему «Наречие». Схема должна помочь вам составить рассказ про наречие. Этот рассказ вы представите на уроке, пользуясь схемой.

- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.



Предварительный просмотр:

Тема:_______________________________________________________________

  1. Реши ребусы:

1)http://festival.1september.ru/articles/502346/img1.gif 2)сC:\Users\Сергей\Downloads\i.jpgа  3)

        

  1. Дополни ряд однокоренными словами: Наречие - _______________  - __________________ - __________________  -  ________________________

  1. Берестяную грамоту после находки нельзя ра…вёртывать немедленно: она может ра..трескаться погибнуть.  Её нужно ра…парить в горячей воде и осторожно вымыть кистью. 3.Берестяное письмо просушивают начерно полотенцем и помещают между стёклами, под которыми ему суждено  сохнуть, принимая постепенно форму плоского листа. 4. Грамоту читают, фотографируют и тщательно перерисовывают, создавая документы, способные  заменить подлинник, частое обращение к которому нежелательно: слишком ценны эти хрупкие берестяные листы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

  Наречие

Обозначает

признак признака

 или

признак действия

Отвечает на вопросы:

Где? Куда? Когда? Откуда? почему? Зачем? Как?

Какой? (-ая/-ое/-ие?)

Не изменяется!!!!

Синтаксическая роль:

Обстоятельство

Определение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...