Главные вкладки

    Новые электронные образовательные ресурсы по русскому языку
    консультация по русскому языку (5 класс) на тему

    Статья о мультимедийном приложении к учебникам русского языка для узбекской школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_multimedia.docx26.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Новые электронные образовательные ресурсы по русскому языку.

    Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Республиканский центр образования и Центр развития мультимедийных образовательных программ при МНО Республики Узбекистан проводят большую работу по формированию информационно-образовательной среды, созданию инновационных учебно-методических комплексов, отвечающих требованиям XXI века. В этом учебном году в школы поступят очередные электронные учебные пособия нового поколения по родному языку, чтению, математике, иностранным языкам. Впервые мультмедийные приложения к учебникам получат учителя русского языка в классах с узбекским и другими языками обучения. Созданные преподавателями-практиками и учеными в содружестве с программистами и дизайнерами Азамовой Н, Махмаевым С., Атаходжаевым М. мультимедийные приложения носят учебно-методический и информационный характер. Они обеспечивают реализацию образовательной программы; поддерживают полный и непрерывный дидактический цикл обучения; обеспечивают достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения; формируют основные компетенции в предметной области. В то же время электронные пособия являются технической и методической платформой для применения инновационных педагогических технологий и способствуют решению задач модернизации образования, повышению эффективности учебного процесса.

    Особенностью электронных приложений является техническое решение, которое дает широкие возможности для освоения различных способов работы с информацией, развития коммуникативных компетенций, умения самостоятельного применения и приобретения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями при изучении различных предметов.

    Что представляют собой новые средства обучения и как применять их на уроке? Мультимедиа – это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред. В мультимедийном приложении к учебнику это прежде всего графика, текст, а в дополнение к ним видео, фотографии, анимация, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Обычно мультимедийные приложения к учебникам содержат тематическую, тренировочную и тестирующую части, объединенные темами параграфов или разделов учебника для более наглядного представления изучаемых по программе материалов. Новые мультимедийные приложения к учебникам русского языка для 5 и 4 класса включают теоретический блок - анимированную презентацию нового материала, интерактивные упражнения – тренировочную часть, тесты, словарь, аудио и видеоприложения.

    Теоретическая часть приложения кратко и наглядно даёт возможность учащимся быстрее и легче усвоить необходимые знания по теме, образуя базис знаний, на который можно опираться в дальнейшем изучении предмета. Данная часть наполнена всевозможным иллюстративным, видео, аудио материалом для формирования полной картины по изучаемой теме. Названия тем можно увидеть на школьной доске (4 класс) или на корешках книг в библиотечном шкафу (5 класс). Содержание каждого мультимедиаурока различно. Например, первая тема в 5 классе «Как сказать о том, кто перед вами» представляет вводный ролик ко Дню независимости и озвученное объяснение темы урока. Треугольная кнопка внизу включает презентацию нового материала (анимация). Таблицы и фотографии, имеющиеся в учебнике, дополняются новыми иллюстрациями и звукорядом. Нужно напомнить, что озвученный текст не дублирует «картинку». В данном случае действует «принцип избыточности»: ученики понимают лучше анимацию и рассказ диктора, чем анимацию, озвучку и тот же текст на экране. Очень трудно одновременно слышать и видеть один и тот же материал во время презентации, когда чтение глазами может опережать озвучивание диктором или запаздывать. Это особый случай эффекта рассеянного внимания.

    Для перехода к следующей странице следует нажать кнопку «Далее». Прослушав фрагмент объяснения диктора, ученики во время паузы могут ответить на вопросы учителя, задать ему свои вопросы.

    В мультимедийном приложении к учебнику 4 класса урок будут вести персонажи Н.Н.Носова - Знайка и Незнайка. Они объяснят новую тему, зададут вопросы ученикам, предложат рассмотреть таблицу, спеть песню или составить предложения по картинкам.

    Тренировочная часть мультимедиаприложений закрепляет полученные знания, позволяя учащимся осуществить первичный самоконтроль знаний и понимания изложенного в параграфе материала. Для этого в каждую тему приложения к учебнику 5 класса включены по два интерактивные упражнения. В первой теме это варианты упражнений, имеющихся в учебнике. В одном упражнении слова для вставки в текст нужно перетянуть на место точек. Другое упражнение даёт возможность проверить ответы на кроссворд. Следующие уроки предлагают упражнения на вставку окончаний, соединение частей предложения, анимированные таблицы, кроссворды для поиска слов. Важно отметить, что на данном этапе правильный ответ ученика поддерживается различными способами: появление картинки при правильном ответе, «звуки одобрения», анимированные персонажи. В дальнейшем ученики получают возможность проверить ответ и выполнить задание снова. Все упражнения сопровождаются рисунками, которые помогают выяснить значение непонятных слов.

    Тестирующий модуль электронных приложений проверяет степень усвоения знаний учащимися посредством тестовых заданий различного типа. Также данная часть позволяет организовать поэтапную подготовку к «Состязанию знаний». Занимательные тесты для первого урока в 5 классе – пробные, по образцу игры «Четвертый – лишний». Учащиеся должны найти лишнее слово в ряду из четырех рисунков. Логика выбора каждый раз меняется. Это может быть неодушевленное существительное среди одушевленных, слово мужского рода среди слов женского рода, слово иной тематической группы. Далее предлагаются стандартные тесты с четырьмя вариантами ответов. В конце дана таблица правильных ответов. В мультимедийном приложении к учебнику 4 класса два варианта тестов. Правильный ответ поддерживается появлением второй части тестового рисунка либо звуком. Нужно отметить, что традиционные вопросы к тестам не даются. Все тесты рассчитаны на вставку нужного слова (формы слова) в предложение и иллюстрированы для лучшего понимания предложения или значения отдельных слов.

    Правильное использование мультимедиа-средств повышает качество труда педагогов, делает более эффективным обучение школьников. Существует два возможных варианта использования средств мультимедиа в учебном процессе. Наиболее привычный: включить предлагаемые мультимедиа-ресурсы в урок в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы образования. Благодаря им учебный процесс станет интенсивнее, обучение примет личностный характер и, что очень важно, частично автоматизируется рутинная работа учителей, по учету, измерению и оценке знаний школьников. Намного проще проверить выполненное упражнение, тест, давая верный ответ на экране. Иллюстрации к произведениям, объяснения новых слов уже имеются в мультимедиаприложении.

    Второй вариант внедрения мультимедиа-ресурсов приводит к изменению самого содержания обучения русскому языку, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в школе. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника. Именно поэтому в каждый урок включены дополнительные фото и видеоматериалы. Например, грамматическая тема «Как сказать о действии, которое совершается в настоящий момент» связана с лексической темой «Посещение цирка». В учебнике презентация нового материала начинается с фотографии знаменитого узбекского клоуна Акрама. Мультимедийное приложение дает учителю возможность показать ученикам небольшой фрагмент выступления Акрама Юсупова с канатоходцами Тошкенбаевыми и Олегом Поповым, чтобы ввести в тему урока. В то же время редкий кинофрагмент заставит вспомнить замечательных мастеров сцены, которыми гордится Узбекистан, даст возможность патриотического воспитания на уроке. Грамматическая тема «Как сказать о действии, которое желательно, возможно или невозможно» в учебнике начата с «интервью» замечательной самаркандской гимнастки Тахмины Икрамовой, сверстницы учащихся. Мультимедийное приложение предлагает посмотреть фрагмент её выступления на международных соревнованиях, дает возможность не только узнать о победах сверстников, но и заинтересовать ребят спортом. К уроку о посещении музея прилагается фрагмент фильма о Ташкентском театре кукол. Тему о музеях иллюстрирует фрагмент новостной передачи о музее Улугбека. К уроку о Ташкенте даны фрагменты фильма «Ты не сирота», дополняющие текст из учебника.

    К теме «Как сказать, кому сколько лет» даны дополнительно видеоролик новостной программы о музее изобразительных искусств имени В.Савицкого в Нукусе и документальный фильм о необыкновенном создателе «Лувра в пустыне». Если видеоролик предназначен для введения в тему, то документальный фильм можно посмотреть самому учителю для более глубокого понимания материала или на кружковом занятии с уже подготовленными детьми. Знакомство с замечательным человеком, «узбекистанским Третьяковым», не пройдет бесследно для восприимчивых детских душ.

    В приложении к учебнику для 4 класса небольшие учебные фильмы, мультфильмы, видеопрограммы даны к соответствующим урокам. Их можно смотреть на уроке как элемент словарной работы («Транспорт»), работы по развитию речи («Морозко») или на внеклассном занятии.

    В 5 классе вводятся уроки литературного чтения. Мультимедийное приложение предлагает учителям различные варианты работы на уроке. Непонятные слова объяснит ученикам озвученный картинный словарик к текстам для чтения. Таким образом, ученики смогут усвоить и буквенный, и звуковой облик слова и соотнесут его с изображенным предметом.

    В приложении даны также аудиозаписи изучаемых текстов в исполнении мастеров слова с иллюстрациями. Например, отрывок из стихотворения С.Я.Маршака об Амударье сопровождают ранние работы блестящего живописца Урала Тансыкбаева. Рассказ В.Бианки «Первая охота» помогают понять замечательные иллюстрации Чарушина. Отрывок из сказки Г.Скребицкого о Зиме-художнице сопровождают картины русских художников и музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года». На уроке можно прослушать всю аудиозапись либо ее часть.

    Для дополнительных занятий в 5 классе предназначена видеотека. В ней даны мультфильмы по изучаемым произведениям («Серая шейка», «Дюймовочка», «Первая охота», «Каша из топора») фрагменты фильма по произведениям Н.Н.Носова «Огурцы» и «Фантазеры», фрагмент передачи «Будильник» о Джанни Родари. Учителю следует объяснить заранее, что экранизации могут отличаться от литературных текстов. Но именно эта разница может стать предметом обсуждения на занятии.

    Новые электронные пособия созданы в помощь учителям, но они могут стать и домашними репетиторами учеников. Самостоятельная работа с приложением к учебнику позволит еще раз услышать объяснение урока, выполнить самостоятельно интерактивные упражнения, проверить полученные навыки в тестах. Это обеспечит индивидуальный подход к обучению, учет психофизических особенностей восприятия материала каждым учеником. Появляется возможность прервать процесс обучения в любой момент с сохранением достигнутых результатов и продолжить занятие с прерванного места или вернуться к началу.

    Садыкова Д.А., учитель школы № 97 Юнусабадского района города Ташкента

    Мусурманова Ю.Ю., учитель школы № 5 города Янгиера


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

    В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени, получить образование по индивидуальной траектории в соо...

    Электронные образовательные ресурсы учителя английского языка

    Электронные образовательные ресурсы учителя английского языка...

    Электронные образовательные ресурсы учителя английского языка

    Электронные образовательные ресурсы учителя английского языка...

    Доклад: «Электронные образовательные ресурсы на тувинском языке как средство формирования информационной культуры и повышения качества обучения учащихся».

    доклад: «Электронные образовательные ресурсы на тувинском языке как средство формирования информационной культуры и повышения качества обучения учащихся»....