рабочая программа по русскому языку в 7 классе по Л.М. Рыбченковой
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

рабочая программа по русскому языку в 7 классе по Л.М. Рыбченковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx93.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 7 класс», издательство «Просвещение», 2014. Программа составлена для учащихся 7 «А» класса и рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю).  Программа по русскому языку для 7 «А» класса основной общеобразовательной школы  реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 и 6 классах и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы развития УУД.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (языка в основной общеобразовательной школе:

  •  воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  •  воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
  •  овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  •  развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
  •  освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».

Содержание курса «Русский язык» в 7 классе рассматривает в основном раздел «Морфология», включающий в себя понятия системы частей речи в русском языке, образование и правописание причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц. Рассматриваются понятия речавого общения и речевого этикета, функциональных разновидностей языка, текста и его основной и дополнительной информации.

Виды контроля:

промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм, морфологический, морфемный разборы слов, аудирование, планирование текста;

итоговый: творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковой анализ текста.

           

               Согласно  учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 7  классе  выделяется 136  часов  в год,  4 часа  в неделю, 34 учебные недели.

  1. Основное содержание программы.

Введение (12 часов)

Русский язык в современном мире.

Речь. Речевое общение.

Речевой этикет.

Функциональные разновидности языка.

Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.

Морфология. Причастие (34 часа)

Система частей речи в русском языке.

Понятие о причастии.

Признаки глагола и прилагательного у причастия.

Причастный оборот.

Действительные и страдательные причастия

Полные и краткие формы причастий.

Причастия настоящего и прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

Морфологический разбор причастий.

Правописание НЕ с причастиями.

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

Деепричастие (18 часов)

Понятие о деепричастии.

Деепричастный оборот.

Правописание НЕ с деепричастиями.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Морфологический разбор деепричастия.

Наречие (33 часа)

Наречие как часть речи.

Разряды наречий по значению.

Степени сравнения наречий.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о (-е).

Морфологический разбор наречия.

Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е) .

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Буквы о и а на конце наречий.

Дефис между частями слова в наречиях.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Предлог (16 часов)

Предлог как часть речи.

Предлоги производные и непроизводные.

Предлоги простые и составные.

Правописание предлогов.

Употребление предлогов в речи.

Морфологический разбор предлога.

Союз (20 часов)

Союз как часть речи.

Разряды союзов.

Сочинительные союзы.

Подчинительные союзы.

Правописание союзов.

Союзы и союзные слова.

Союзы в простых и сложных предложениях.

Морфологический разбор союза.

Частица (17 часов)

Частица как часть речи.

Разряды частиц.

Правописание частиц.

Правописание частицы НЕ.

Разграничение частиц НЕ  и НИ.

Междометие (4 часа)

Междометие.

Повторение  изученного  в  7 классе  (16 часов).

Требования к уровню подготовки учащихся 7  классов

Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка в современном мире, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/

Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map

Для учителя:

Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2012. - 66 с. - (Академический школьный учебник).

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309

НОРМЫ ОЦЕНКИ  ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

«2»

ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Проверка тетрадей 

5 кл – каждый день

6 кл – 1е полуг. кажд. день, 2-е полугод. через день

7-8кл. – 2 раза в нед.

9 кл – 1 раз в нед. или  выборочная проверка

  1.  Объем работ.

Кл.

Д/З (кол-во слов)

Объем работы на уроке

5

60-80

40-60

6

80-90

60-80

7

90-100

60-80

8

100-120

80-130

9

120-140

130…

тематическое планирование

Раздел

Количество часов + р.р

ИТОГО

1

Введение

7+3 р.р.

10

2

Морфология

105+19 р.р

124

                                            Причастие

25+4 р.р

29

                                            Деепричастие

12+6 р.р

18

                                            Наречие

24+5 р.р

29

                                            Предлог

11+2 р.р

13

                                            Союз

15+2 р.р

17

                                            Частица

11

11

                                            Междометие

4

4

3

Повторение

1+1 р.р

2

ИТОГО

136

 Виды работ

Вид работы

Количество часов

1

Урок

136

2

Развитие речи

23

3

Контрольная работа

3

4

Сочинение

2

5

Изложение

2

6

Диктант

4

7

Словарный диктант

2

Календарно-тематическое планирование в 7-А классе

Тема

ч.

Тип урока

Содержание образования

Основные виды деятельности

Планируемый результат

Вид контроля

План

Факт

Введение (10 часов): 7 часов + 3 часа развития речи

1

Русский язык в современном мире (§1)

1

Вводный урок

Знакомство с учебником. Роль языка в жизни общества и государства в современном мире. Место языка в кругу славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка.  Основные формы функционирования современного русского языка.

Постановка учебной задачи. Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации.

Осознание роли русского языка в жизни человека, общества, государства в современном мире; красоты, богатства, выразительности языка. Умение сравнивать темы текстов

Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

03.09

2-3

Речь. Речевое общение (§2)

2

Вводный урок

Знакомство с учебником. Представление о речевом общении (коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче.

Сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, принадлежности и использования языковых средств. Монологи различных видов

Расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи. Понимание основных причин коммуникативных неудач и умение преодолеть их.

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Выполнение  упражнений, коммуникативных задач

04.09

04.09

4

Речевой этикет (§3)

1

Уроки развития речи №1

Нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения. Несловесные средства общения

Изучающее чтение. Анализ и характеристика образцов письменной и устной речи, соотнесение их с целями и ситуациями общения. Сравнение диалогической и монологической речи.

Осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различных типов речи на различные темы с учётом определённых требований.

Создание текста по определённым параметрам, предъявляемых к тексту как речевому произведению. Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

07.09

5-6

Сочинение-рассуждение

2

Уроки развития речи №2-3

Развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи

Речевая практика и наблюдение за собственной речью, её коррекция.  

Соблюдение в речевой практике норм речевого этикета.  Создание письменного текста. Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Планирование собственного текста, сочинение

10.09

11.09

7-8

Функциональные разновидности языка (§4)

2

Вводные уроки

Различия разговорной и книжной речи. Языковые средства выразительности

Анализ и характеристика языкового материала. Деление текста на смысловые части. Информационная переработка текстов. Кодирование и декодирование информации. Систематизация материала по заданным характеристикам.

Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка; сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания,  принадлежности к определённой ФРЯ и использованных языковых средств; участие в дискуссии.

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов. Выполнение упражнений и решение задач. Схемы. Таблицы.

11.09

14.09

9-10

Текст, его основная и дополнительная информация (§5)

2

Вводные уроки

Ключевые слова и сочетания слов. Речевая задача текста. Стратегия ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового способов (видов) чтения.

Анализ текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи;

Умение осуществлять  информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов.

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов. Выполнение упражнений и решение задач. Планирование. Тезисы.

17.09

18.09

Морфология (124 часа) 105 часов + 19часов развития речи

11

Система частей речи в русском языке (§6)

1

Урок  комплексного применения знаний

Система частей речи в русском языке. Принципы группировки частей речи.

Анализ языкового материала (слов, текста). Восстановление деформированного текста.

Умение распознавать самостоятельные и служебные части речи; принадлежность слова по значению, морфологическим свойствам и синтаксической функции к той или иной части речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

18.09

12-13

Контрольный диктант №1

 Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

Диктант  

21.09

24.09

Причастие (29 часов): 25 часов + 4 часа развития речи

14

Понятие о причастии (§7)

1

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки и грамматическое значение причастий. Употребление причастий.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Группировка слов по заданным признакам.

Умение различать причастия по формальным признакам и грамматическому значению

Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

25.09

15

Признаки глагола и прилагательного в причастии (§8)

1

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Грамматические признаки глагола и имени прилагательного у причастий.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Подбор антонимичных словосочетаний.

Умение передавать информацию, представленную в схемах, таблицах, в виде связного текста; умение распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

25.09

16-17

Причастный оборот (§9)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Понятие о причастном обороте, способах его обособления. Правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

Анализ языкового материала. Употребление причастий в словосочетаниях.

Умение опознавать причастные обороты в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

28.09

01.10

18

Действительные и страдательные причастия (§10)

1

Урок комплексного применения полученных знаний

Признаки действительных и страдательных причастий.

Анализ языкового материала. Различение действительных и страдательных причастий в тексте.

Умение опознавать действительные и страдательные причастия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

02.10

19

Сжатое изложение

1

Урок развития речи №4

Использование разных приемов сжатия текста.

Умение сокращать текст, пересказывать его в сжатой форме.

Текст изложения.

02.10

20-21

Полные и краткие формы причастий (§11)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование полных и кратких страдательных причастий.

Анализ языкового материала. Создание алгоритма (схемы) Решение лингвистических задач.

Умение распознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Создание алгоритма (схемы).

05.10

08.10

22

Причастия настоящего и прошедшего времени (§ 12)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование причастий настоящего и прошедшего времени.

Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Решение лингвистических задач.

Умение распознавать и образовывать причастия настоящего и прошедшего времени.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

09.10

23-24

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 13)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование причастий настоящего и прошедшего времени.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Решение лингвистических задач.

Умение  образовывать действительные  причастия настоящего и прошедшего времени и правильно их употреблять в тексте.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

09.10

12.10

25-26

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 14)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Решение лингвистических задач. Прогнозирование текста.

Умение образовывать страдательные  причастия настоящего и прошедшего времени.  Умение дописывать текст по заданным параметрам.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.  Тексты.

15.10

27-28

Контрольное сжатое изложение

2

Урок развития речи №5-6

Применение приёмов сжатия материала.

Умение писать изложение с заданной степенью сжатости материала.

Текст изложения.

16.10

16.10

29-30

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (§ 15)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях

Анализ языкового материала, установление зависимости выбора гласной от того, на что оканчивается глагол.

Правописные умения;  умение анализировать языковой материал, создание алгоритмов (схем) орфограммы.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Схемы.

19.10

22.10

31-32

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных (§16)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Различие частей речи.

Анализ языкового материала. Замена отглагольных прилагательных однокоренными страдательными причастиями с приставками.

Умение различать отглагольные прилагательные и причастия; правописные умения.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

23.10

23.10

33

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных (§17)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Различие частей речи.

Анализ языкового материала. передача информации, представленной в схеме, в виде связного текста.

Умение различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные; правописные умения.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

02.11

34

Морфологический разбор причастия (§18)

1

Урок систематизации полученных знаний и умений

Порядок морфологического разбора причастия.

Анализ языкового материала. Поиск  информации в различных источниках. Создание письменных высказываний.

Умение выполнять морфологический разбор причастия. умение создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Индивидуальные задания.

05.11

35-36

Правописание НЕ с причастиями (§ 19)

Словарный диктант №1

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание НЕ с причастиями.

Анализ языкового материала. Работа с текстовым материалом: аудирование. Создание алгоритма правила.

Умение создавать и  использовать алгоритм применения правила правописания не с причастиями.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

06.11

06.11

37

Работа с информацией, представленной в различном виде

1

Урок развития речи №7

Различия разговорной и книжной речи.

Передача информации, представленной в таблице, в виде связного текста,   Сравнение текстов по заданным параметрам

Передача содержания  текста, ориентируясь на неофициальную сферу общения.

Тексты.

09.11

38

Буквы Е|Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (§ 20)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание Е|Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Анализ языкового материала. Совершенствование орфографической грамотности

Умение анализировать языковой материал и самостоятельно формулировать правило.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

12.11

39-40

Повторение темы «Морфемика, Причастие» (§ 21)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний

Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Умение выполнять тестовые задания, использовать приёмы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать  собственную учебную деятельность.

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий.

13.11

13.11

41-42

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие». Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

Диктант  с грамматическим заданием.

Определение  уровня сформированности умений образовывать причастия,  использовать их в речи, правильно оформлять на письме.

16.11

19.11

Деепричастие (18 часов): 12 часов + 6 часов развития речи

43

Понятие о деепричастии (§ 22)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Деепричастие как особая форма глагола.

Анализ и характеристика языкового материала. Дополнение  предложений словами заданной грамматической формы, поиск в тексте заданной грамматической формы

Умение опознавать деепричастия как особую форму глагола;анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

20.11

44-45

Деепричастный оборот (§ 23)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Понятие  о деепричастном обороте, способах его обособления. Правильный порядок слов в предложениях с деепричастными оборотами и в деепричастном обороте.

Сочинение лингвистической сказки по рисунку и схеме предложений. Анализ и характеристика языкового материала. Составление предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Умение  опознавать деепричастные обороты в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при деепричастном обороте. Редактирование  предложений, исправление грамматических ошибок

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

20.11

23.11

46

Тезисный план текста

1

Урок развития речи №8

Анализ языкового материала

Умение  составлять тезисный план текста

Постановка учебных цели и задач. Тезисный план.

26.11

47-48

Правописание не с деепричастиями (§24)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Выполнение синтаксической замены.

Правописные  умения;  умение составлять предложения с деепричастными оборотами.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

27.11

27.11

49-50

Деепричастия совершенного и несовершенного вида (§ 25)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование и грамматические признаки деепричастий  совершенного и несовершенного вида.

 Анализ языкового материала.  Кодирование и декодирование материала. Анализ  роли языковых единиц в тексте

Умение  образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида.  Умение классифицировать,  представлять данные в таблице

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Таблицы, схемы.

30.11

03.12

51-52

Контрольное сочинение-описание №1 картины Б.Кустодиева «Сирень».

2

Урок развития речи №9-10

Анализ языкового материала. Поиск,  анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Умение отбирать и систематизировать материал на определенную тему;   представлять и передавать материал с учётом заданных условий общения.

Текст сочинения-описания

04.12

53-54

Рассуждения и его виды (§ 26)

2

Уроки развития речи №11-12

Рассуждение-объяснение,  рассуждение-доказательство  и рассуждение-размышление. Структура текстов.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Создание  рассуждений-доказательств на предложенные темы.

Умение  создавать тексты рассуждений-объяснений, рассуждений-доказательств  и рассуждений-размышлений в устной и письменной форме.

Схемы. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты-рассуждения. Монологическая речь

04.12

55

Сочинение-рассуждение

1

Уроки развития речи №13

Анализ языкового материала.

Умение писать сочинение-рассуждение, выбирать языковые средства для выражения мысли.

Текст сочинения-рассуждения.

07.12

10.12

56

Морфологический разбор деепричастия (§ 27)

1

Урок систематизации полученных знаний и умений

Порядок морфологического разбора деепричастия.

Анализ языкового материала. Поиск  информации в различных источниках. Создание письменных высказываний.

Умение выполнять морфологический разбор деепричастия. умение создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

11.12

57-58

Повторение темы «Морфология. Деепричастие» (§28)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний

Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Умение  выполнять тестовые задания, использовать приёмы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать  собственную учебную деятельность.

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий.

11.12

14.12

59-60

Контрольный диктант №3   по теме «Деепричастие». Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

Контрольная работа

Проверка уровня сформированности орфографических и пунктуационных умений.

17.12

18.12

Наречие (29 часов): 24 часа + 5 часов развития речи

61-62

Наречие как часть речи (§ 29)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки наречия.

Анализ  языкового материала. Орфографический тренинг. Выборочное чтение. Работа с текстами. Кодирование и декодирование информации.

Углубление знаний о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов. Умение отличать наречия от слов других частей речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

18.12

21.12

63-64

Разряды наречий по значению (§ 30)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Разряды наречий.

Анализ  языкового материала.  Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Изучающее чтение.

Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки, определять и группировать наречия по заданным признакам.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

24.12

25.12

65-66

Степени сравнения наречий (§ 31)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование степеней сравнения наречий.

Анализ и классификация  языкового материала. Освоение содержания изучаемых материалов  и составление алгоритмов действий. Кодирование и декодирование информации.

Умение опознавать и образовывать формы сравнительной степени наречий. Определение ошибок в согласовании и исправление их.

Алгоритмы. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

25.12

11.01

67-68

Сочинение-рассуждение по тексту  

2

Уроки развития речи №14-15

Употребление наречий в письменной речи.

Анализ  языкового материала.

Умение  определять разряды наречий;  умение  работать с информацией, представленной в разных видах; умение писать сочинение-рассуждение.

Тексты сочинений-рассуждений.

14.01

15.01

69-70

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е) (§ 32)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е)

Анализ и классификация  языкового материала. Освоение содержания изучаемых материалов  и составление алгоритмов действий. Кодирование и декодирование информации.

Умение  использовать алгоритм применения правила правописания не с наречиями на ().

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Алгоритмы.

15.01

18.01

71-72

Морфологический разбор наречия (§ 33)

2

Уроки систематизации полученных знаний и умений

Порядок морфологического разбора наречия.

Совершенствование правописных умений. Анализ языкового материала.

Умение  выполнять морфологический разбор наречия

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

21.01

22.01

73-74

Одна и две буквы н в наречиях на –о (-е) (§34)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е). 

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Создание монологического высказывания.

Правописные  умения, умение опираться на морфологические признаки слова.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

22.01

25.01

75-76

Буквы о и е после шипящих на конце наречий (§ 35)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание  о и е после шипящих на конце наречий. О и Е после шипящих в разных частях речи.

Анализ языкового материала.  Совершенствование  правописных умений. Кодирование и декодирование информации.

Умение выбирать написание слов  с учётом состава слова и его морфологической принадлежности.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Схемы. Алгоритмы.

28.01

29.01

77

Буквы о и а на конце наречий (§ 36)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Орфографическое правило и алгоритмы его использования.

Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Составление алгоритма выполнения правила.

Алгоритм выполнения правила.  Монологическая речь. Правильность применения правила на практике письма.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

29.01

78

Дефис между частями слова в наречиях  (§ 37)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

Анализ языкового материала.  Образование наречий от местоимений и прилагательных,  классификация по заданному основанию

Правописные умения, основанные на умении различать омонимичные части речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

01.02

79

Подробное изложение

1

Урок развития речи №16

Чтение и анализ  языкового материала.

Умение читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста, писать изложение по тексту с заданной степенью свёрнутости.

Тексты изложений.

04.02

80-82

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (§ 38)

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание  наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Анализ языкового материала. Работа с орфографическим словарём. Кодирование и декодирование материала.

Умение передавать информацию, представленную в таблице, и рассказывать о слитном  и раздельном написании приставок  в наречиях, образованных от существительных и  количественных числительных.  

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Схемы, таблицы.

05.02

05.02

08.02

83

Мягкий знак после шипящих на конце наречий (§ 39)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Анализ языкового материала.  Кодирование и декодирование материала. Составление алгоритма.

Правописные  умения,  умение создавать устное монологическое высказывание на заданную тему.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монолог. Алгоритм.

11.02

84-85

Контрольное изложение №2

2

Уроки развития речи №17-18

Написание изложения с заданной степенью свёрнутости.

Умение определять речевую задачу, которую автор реализовал в тексте, анализировать использованные для создания речевого портрета языковые средства,

Тексты изложений.

12.02

12.02

86-87

Повторение темы «Наречие» (§ 40)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний

Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Умение выполнять тестовые задания, использовать приёмы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать  собственную учебную деятельность.

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий.

15.02

18.02

88-89

Контрольный диктант №4 по теме «Наречие». Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа по анализу языкового материала.

уровень сформированности умений грамотно использовать наречия в речи, анализировать языковой материал.

Контрольная работа

22.02

19.02

Предлог  (13 часов):  11 часов + 2  часа развития речи

90

Предлог как часть речи (§ 41)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Углубление знаний о предлоге как части речи

Анализ  языкового материала. Кодирование и декодирование материала.  Анализ и  характеристика общего грамматического значения предлогов.

Умение группировать словосочетания в зависимости от значения предлогов.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. Составление и чтение схем.

19.02

91-92

Предлоги производные и непроизводные (§42)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Представление о  грамматических омонимах.

Анализ  языкового материала. Составление  рассказа на лингвистическую тему. Кодирование и декодирование материала.

Правописные умения, основанные на умении верно определять часть речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. Составление и чтение схем.

25.02

26.02

93-94

Сочинение по заданному жанру

2

Уроки развития речи №19-20

Анализ языкового материала.

Умение  выбирать  тип текста, наиболее соответствующего заданному жанру сочинения, использовать в сочинении заданные языковые средства.

Текст сочинений.

26.02

29.02

95

Предлоги простые и составные (§ 43)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Углубление знаний о предлоге как части речи, предлогах простых и составных.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

Умение  анализировать тексты разных стилей речи, объяснять уместность использования языковых единиц.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

03.03

96-98

Правописание предлогов (§ 44)

Словарный диктант №2

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Омонимичные части речи.  Морфологическая  характеристика предлогов.

Анализ языкового материала. Объяснение правописания предлогов. Кодирование и декодирование материала. Редактирование текста.

Правописные умения, умение представлять информацию параграфа в виде графического объекта.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. Таблицы.

04.03

04.03

07.03

99

Употребление предлогов в речи (§45)

1

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Соблюдение  грамматических норм при выборе падежа при управлении.

Умение понимать информацию текста,  анализировать используемые языковые средства.  Правописные умения.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

10.03

11.03

100

Морфологический разбор предлога  (§46)

1

Урок систематизации полученных знаний и умений

Порядок разбора местоимения.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

Умение выполнять морфологический разбор предлога.  Умение определять принадлежность слова к определённой части речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

11.03

101-102

Повторение темы «Предлог» (§ 47)

2

Уроки повторения и закрепления  знаний

Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Умение выполнять тестовые задания, использовать приёмы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать  собственную учебную деятельность.

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий.

14.03

17.03

Союз  (17 часов):  15 часов + 2  часа развития речи

103

Союз как часть речи  (§ 48). Разряды союзов  (§49)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Морфологические признаки, значение и  особенности союза. Синтаксическая роль.

Разряды союзов по грамматическому значению и по структуре.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации.  Моделирование  предложений по данному началу.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала

Умение анализировать  и характеризовать  общее грамматическое значение, морфологические признаки союза.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты.

18.03

104

Сочинительные союзы  (§ 50)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Употребление в речи сочинительных союзов.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Моделирование  предложений по данным схемам.

Умение  различать сочинительные союзы по значению; составлять линейные и объёмные схемы сложносочинённых предложений;

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

21.03

105-106

Подчинительные союзы (§ 51)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Употребление в речи подчинительных союзов.

Анализ языкового материала. Моделирование  предложений по данным схемам.

Умение различать подчинительные  союзы по значению; составлять линейные и объёмные схемы сложноподчинённых предложений.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

24.03

25.03

107-109

Правописание союзов (§ 52)

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Омонимичные части речи.

Анализ языкового материала. Определение  принадлежности слова к определённой части речи, развитие орфографической грамотности.

Правописные  умения, основанные на умении различать омонимичные части речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

25.03

04.04

07.04

110-111

Союзы и союзные слова (§ 53)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Различие союзов и союзных слов.

Анализ языкового материала. Составление схем сложноподчинённого предложения.

Умение различать союзы и союзные слова. Умение читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока

08.04

08.04

11.04

112-113

 Контрольное сочинение-рассуждение №2

2

Уроки развития речи №21-22

Самостоятельная работа

Умение писать сочинение-рассуждение, выбирать языковые средства для выражения мысли, выстраивать систему аргументов.

Тексты сочинений-рассуждений.

14.04

15.04

114-115

Союзы в простых и сложных предложениях (§ 54)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Использование союзов в речи.

Анализ языкового материала. Составление схем сложных предложений. Кодирование и декодирование.

Умение  анализировать синтаксическую структуру предложений, делать выводы о постановке знаков препинания перед союзами а, но, зато в простых  и сложных предложениях.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Схемы.

15.04

18.04

116

Морфологический разбор союза (§ 55)

1

Урок систематизации полученных знаний и умений

Порядок разбора союза.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Сочинение на лингвистическую тему.

Умение выполнять морфологический разбор союза.  Умение определять принадлежность слова к определённой части речи.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь.

21.04

117

Повторение темы «Союз» (§ 56)

1

Урок повторения и закрепления  знаний

Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Умение  выполнять тестовые задания, использовать приёмы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать  собственную учебную деятельность.

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий.

22.04

118-119

Контрольная работа

 № 1 по теме «Союз». Работа над ошибками.

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

Уровень  сформированности умений  использовать союзы в речи, правильно оформлять на письме предложения с различными разрядами союзов.

Контрольная работа.

Проверка уровня сформированности записывать текст, графически объяснять условия выбора орфограмм и пунктограмм.

22.04

25.04

Частица  (11 часов)

120

Частица как часть речи (§ 57)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Функции частиц в речи. Морфологические признаки частиц.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала.

Умение  анализировать и характеризовать  общее грамматическое значение, морфологические признаки частицы.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая и диалогическая речь.

28.04

121-122

Разряды частиц (§58)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Формообразующие и смысловые частицы.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

Умение определять омонимичные части речи. Умение  создавать текст-описание на одну из предложенных тем, используя восклицательные частицы.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты-описания.

29.04

29.04

123

Правописание частиц (§ 59)

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Разряды частиц

Анализ текста, определение его основной мысли, темы, стиля и типа речи.

Правописные умения. Умение определять разряд частиц.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

02.05

124-125

Правописание частицы не (§ 60)

2

Уроки  комплексного применения знаний

Правописание не с различными частями речи).

Орфографический практикум. Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Кодирование и декодирование материала.

Умение анализировать языковой материал, делать выводы на основе наблюдений. Умение  составлять рассказ на лингвистическую тему на основе данных таблицы

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты.

05.05

06.05

126-127

Разграничение частиц не и ни (§ 61)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Разграничение частиц не и ни. Их употребление в речи.

Орфографический практикум. Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Кодирование и декодирование материала.

Умение анализировать языковой материал, делать выводы на основе наблюдений. Умение  составлять рассказ на лингвистическую тему на основе данных таблицы

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты.

06.05

09.05

128

Повторение темы «Частицы» (§ 62)

1

Урок повторения и закрепления  знаний

Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Умение  выполнять тестовые задания, использовать приёмы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализировать и оценивать  собственную учебную деятельность.

Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий.

13.05

129-130

Контрольная работа №2 по теме «Служебные части речи». Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

Уровень  сформированности умений  использовать и характеризовать служебные части речи; правильно оформлять на письме предложения с различными разрядами союзов.

Контрольная работа.

Проверка уровня сформированности записывать текст, графически объяснять условия выбора орфограмм.

16.05

19.05

Междометие  ( 4 часа)

131-132

Междометие (§ 63)

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Синтаксическая роль междометий, отличие междометий от частей речи. Морфологический  разбор междометий.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Систематизация знаний о междометии. Кодирование информации.

 Умение анализировать языковой материал, делать выводы на основе наблюдений.

Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

20.05

20.05

133-134

Итоговая контрольная работа

Работа над ошибками

2

Уроки контроля  знаний

Самостоятельная работа.

Контрольная работа по заданному тексту.

Проверка уровня сформированности анализировать текст, графически объяснять условия выбора орфограмм, пунктограмм в сочинительной части работы.

23.05

26.05

Повторение (2 часа): 1+1 развитие речи

135

Речевая характеристика героя

1

Урок развития речи №23

Речевой портрет, языковые средства.

Речевая практика

Умение анализировать языковые средства, которые автор использовал при создании текста

Анализ текста

136

Повторение и обобщение изученного за год

1

27.05

ИТОГО: (136 часов) 113 часов + 23 часа развития речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 11 класс по программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова.

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так ка является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой саморе...

Рабочая программа по русскому языку. 10 класс. Программа А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой

Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль уровня обученности,перечень  учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирован...

Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. Программа А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой

Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. На основе авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

Данная программа составлена на основе авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.Программа представлена в сборнике: Русски...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...