Тематическое планирование по русскому языку 5-9 классов
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Тематическое планирование 5 – 9 классы (735 часов), включающее основное содержание по темам и характеристику основных видов деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_5-9_klassov.docx | 246.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 5 – 9 классы (735 часов) (приложение)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | |
РАЗДЕЛ 1. РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (10 ч) | |
1.Речь и речевое общение Умение общаться - важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. 2.Монолог и диалог, их разновидности Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). 3.Условия речевого общения Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. | Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога) — нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего. Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. |
РАЗДЕЛ 2. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (7 ч) | |
1.Виды речевой деятельности Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Основные особенности каждого вида речевой деятельности. Основная и дополнительная, явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух. 2.Аудирование и чтение как виды речевой деятельности Аудирование (слушание) и его виды (выборочное, ознакомительное, детальное). Приемы, повышающие эффективность слушания устной монологической речи; правила эффективного слушания в ситуации диалога. Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Культура чтения и аудирования. 3.Говорение и письмо как виды речевой деятельности Говорение. Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения. Коммуникативные цели говорящего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой и условиями общения. Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписок, доверенностей, заявлений. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром | Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, аннотации. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения. |
РАЗДЕЛ 3. ТЕКСТ (20 ч) | |
1. Текст и его основные признаки Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. 2. Тема текста, его основная мысль Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. 3. Описание, повествование и рассуждение как функционально-смысловые типы речи Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности. 4. Структура текста Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Средства связи предложений и частей текста | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации, схемы, таблицы и т. п. Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста |
РАЗДЕЛ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (22 ч) | |
1.Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. 2.Разговорный язык Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры научного стиля: отзыв, реферат, аннотация, тезисы, выступление, доклад, статья, рецензия. Их особенности 3.Научный стиль Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа, спор. Их особенности. 4.Публицистический стиль Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк. Их особенности. 5. Официально-деловой стиль Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме. Их особенности. 6. Язык художественной литературы Особенности языка художественной литературы | Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом |
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ | |
РАЗДЕЛ 5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (10 ч) | |
1. Родной язык в жизни человека. Функции русского языка в жизни общества и государства. Русский язык в современном мире Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык как один из мировых языков. 2. Русский язык в кругу индоевропейских и славянских языков Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. 3. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. 4. Русский язык — язык русской художественной литературы Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи. 5. Лингвистика как наука о языке. Развитие русистики Выдающиеся отечественные лингвисты | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различать функциональные разновидности современного русского языка. Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные разделы линвистики, основные изобразительные свойства русского языка |
РАЗДЕЛ 6. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ (15 ч) | |
1. Фонетика как раздел лингвистики фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. 2.Классификация гласных и согласных звуков Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости/глухости, по мягкости/твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. 3. Изменения звуков в речевом потоке Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Элементы фонетической транскрипции. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. 4. Слог. Ударение Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста. 5. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); произношение грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий. 6. Основные нормы ударения в словах Трудные случаи ударения в словах (квартáл, договóр и т. д.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.). Допустимые варианты произношения и ударения | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова; элементарный анализ ритмической организации поэтической речи (общее количество слогов в строке, количество ударных и безударных слогов). Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетании согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, ~сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартáл, договóр, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т. д.). Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь |
РАЗДЕЛ 7. ГРАФИКА (5 ч) | |
1. Графика как раздел лингвистики Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. 2. Соотношение звука и буквы Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j'j. Прописные и строчные буквы | Осознавать значение письма в истории развития человечества. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений |
РАЗДЕЛ 8. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (48 ч) | |
1. Морфемика как раздел лингвистики Морфемика как раздел лингвистики. 2. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. 3. Словообразование как раздел лингвистики Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы). Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Типичные способы образования слов разных частей речи. Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования | Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель, по которой оно образовано. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; оценивать основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов |
РАЗДЕЛ 9. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (39 ч) | |
1. Лексикология как раздел лингвистики Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. 2. Лексическое значение слова Лексическое и грамматическое значения слова. Основные способы толкования лексического значения слова (краткое толкование, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов). Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как: основа тропов. Основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет). Лексическая сочетаемость. Слова с ограниченной лексической сочетаемостью. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. 6. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение слов различными способами. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы. Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т. д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т. д. как средств выразительности в художественном тексте |
РАЗДЕЛ 10. МОРФОЛОГИЯ (250 ч) | |
1. Морфология как раздел грамматики Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. 2. Система частей речи в русском языке Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. 3. Имя существительное Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. 4. Имя прилагательное как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. 5. Имя числительное Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных. 6. Местоимение Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. 7. Глагол Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы связочной семантики. 8. Причастие Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. 9. Деепричастие Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Синтаксическая функция деепричастия. 10. Наречие Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. 11. Слова категории состояния Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. 12. Служебные Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи 13. Предлог Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. 14. Союз Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. 15. Частица Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. 16. Междометие Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометии. 17. Звукоподражательные слова Звукоподражательные слова 18. Омонимия слов разных частей речи Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.) | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющим форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Употреблять имена существительные в соответствии с грамматическими нормами, нормами лексическими и орфоэпическими. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные б значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в разных стилях речи. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры. Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи. Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять числительные двое, трое и т. п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т. д. в деловой речи. Анализировать и характеризовать обидекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимении разных разрядов, определять их синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глаголасказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте. Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом. Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать слова категории состояния и наречия. Различать предлог, союз, частицу. Производить морфологический анализ предлога. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Производить морфологический анализ частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. Наблюдать за использованием междометий , звукоподражательных слов в разговорной речи и художественной литературы. Различать грамматические омонимы |
РАЗДЕЛ 11. СИНТАКСИС (168 ч) | |
1. Синтаксис как раздел грамматики Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи. 2. Словосочетание и его основные признаки. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Виды подчинительной связи слов в словосочетании Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетании по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. 3. Предложение и его признаки Предложение. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. 4. Интонация, ее функции и основные элементы Интонация, ее функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп. 5. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности. Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия. 6. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Простое двусоставное предложение. Главные члены двусоставного предложения и способы их выражения Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. 7. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. 8. Порядок слов в простом предложении Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. 9. Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и языке художественной литературы. 10. Односоставные предложения, их виды, структурные и смысловые особенности Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенноличные, безличные, обобщенно-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. 11. Предложения осложненной структуры Осложнение простого предложения. Предложения осложненной структуры. 12. Предложения с однородными членами, их Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. 13. Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами. 14. Обособленное определение и приложение Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. 17. Обращение Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. 18. Вводные конструкции Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. 19. Сложное предложение и его виды Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. 20. Сложносочиненное предложение, его грамматические особенности Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложении. Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями. 21. Сложноподчиненное предложение, его грамматические особенности Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов. 22. Виды сложноподчиненных предложений Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. 23. Бессоюзное сложное предложение, его грамматические особенности Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. 24. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. 25. Синтаксические конструкции с чужой речью Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике. Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого. Опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении. Анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов. Моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в текстах различных стилей и жанров. Разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в разговорной речи и языке художественной литературы. Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения. Опознавать односоставные предложения; определять их виды и морфологические способы выражения главного члена. Сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. Анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Моделировать односоставные предложения разных типов, синонимичные односоставные и двусоставные предложения, синонимичные односоставные предложения; использовать их в речевой практике. Наблюдать за особенностями употребления односоставных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественной литературе, пословицах, поговорках. Опознавать предложения осложненной структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом). Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения. Производить выбор формы сказуемого при однородных подлежащих в соответствии с грамматическими нормами. Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами предложения. Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов, производить синонимическую замену простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Наблюдать за особенностями употребления одно: родных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах. Понимать сущность обособления, общие условия обособления. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными видами обособленных членов обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, обособленные сравнительные обороты, обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения). Сопоставлять обособленные и необособленные второстепенные члены предложения. Моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. Правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами. Оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать недочеты. Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами разных видов. Наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, художественной литературе. Понимать (осознавать) основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с распространенными и нераспространенными обращениями. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения. Анализировать и оценивать уместность той или иной формы обращения. Наблюдать за особенностями использования обращений в текстах различных стилей и жанров. Понимать (осознавать) функции вводных конструкций в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; знать группы вводных слов и предложений по значению. Группировать вводные конструкции по заданным признакам. Сопоставлять предложения с вводными словами и предложения с созвучными членами предложения. Моделировать и использовать в речи предложения с вводными конструкциями, синонимичными вводными словами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Использовать вводные слова в качестве средств связи предложений и смысловых частей текста. Анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями. Наблюдать за использованием вводных конструкций в разговорной речи, в учебнонаучном, публицистическом стилях, в языке художественной литературы. Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определять (находить) средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Группировать сложные предложения по заданным признакам. Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений. Моделировать сложносочиненные предложения по заданным схемам, заменять сложносочиненные предложения синонимическими сложноподчиненными и употреблять их в речи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений. Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. Наблюдать за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте. Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями. Разграничивать союзы и союзные слова. Распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчиненные предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения. Оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчиненных предложений. Наблюдать за особенностями использования сложноподчиненных предложений в текстах разных стилей и жанров. Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов (со значением перечисления; причины, пояснения, дополнения; времени, условия, следствия, сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий) и выражать их с помощью интонации. Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений, смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов. Наблюдать за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в текстах разных стилей и жанров. Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдать за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи. Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчиненные предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование}. Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью. Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике. Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью |
РАЗДЕЛ 12. КУЛЬТУРА РЕЧИ (20 ч) | |
1. Понятие о культуре речи Культура речи как раздел лингвистики. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. 2. Языковая норма, ее функции и типы Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Оценивать правильность речи и в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
РАЗДЕЛ 13. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ (116 ч) | |
1. Орфография как раздел правописания Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. 2. Правописание морфем Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в словах разных частей речи. Правописание окончаний в словах разных частей речи. н и нн в словах разных частей речи. 3. Употребление Ъ и Ь, гласных после шипящих и Ц Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь. Правописание гласных после шипящих и Ц в словах разных частей речи. Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Правописание предлогов, союзов, частиц. 4. Употребление прописной и строчной букв. Перенос слова Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. 5. Пунктуация как раздел правописания Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. 6. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в конце предложения. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении {тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.). Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения. 7. Знаки препинания в сложном предложении Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. 8. Знаки препинания в предложениях с прямой речью Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании. Оформление диалога на письме | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем |
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | |
РАЗДЕЛ 14. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (5 ч) | |
Взаимосвязь языка и культуры Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета; уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 7, 8, 9, 10, 11 классах с русским языком обучения.
Тематическо планирование уроков русского языка и литературы в 7.8,9.10, 11 классах могут понадобиться тем, кто уделяет большое внимание подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому язык...
Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык)
Статус документаНастоящая программа по русскому языку для VIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывае...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса на основе Программы по русскому языку авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык в 2 ч. 5 класс, М., Просвещение, 2014г.
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 «Б» и 5 «Г» классах 2015-2016 уч. год...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 9класса
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 9класса...
Примерное тематическое планирование по русскому языку в 5-9 классах по учебнику "Русский язык" под ред. Г.Г. Граник
КТП по русскому языку в 5-9 классах по русскому языку . учебник под ред. Г.Г. Граник....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...