Рабочая программа по литературе для 9 класса в соответствии с ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

 

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена основе  Государственного Федерального стандарта основного образования, Примерной программы основного общего образования, авторской программы по литературе В.Я.  Коровиной,  В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной и рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_9_klass_moy.docx43.17 КБ
Файл literatura_ktp_i_tem.plan_9_klass.docx65.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

        Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена основе  Государственного Федерального стандарта основного образования, Примерной программы основного общего образования, авторской программы по литературе В.Я.  Коровиной,  В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной и рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы  

     Главными целями изучения предмета «Литература» являются: 
1. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
2.  Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
3. Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
4. Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
5. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
6. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
7. Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

        Место предмета в учебном плане образовательного учреждения

Учебный план МОУ-СОШ №8 на 2016-2017 учебный год отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе  102 часа из расчета  3 часа в неделю

Общая характеристика учебного предмета

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы.

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

- Литература  как искусство слова.

- Слово как жанр древнерусской литературы.

- Ода как жанр лирической поэзии.

- Романтизм. Сентиментализм.

- Баллада, роман в стихах.

- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

- Трагедия, комедия как жанр драматургии.

- Реализм в художественной литературе.

- Философско-драматическая поэма.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

В рабочей программе представлены следующие разделы:
1. Древнерусская литература.
2. Русская литература XVIII в.
3. Русская литература первой половины XIX в.
4. Русская литература второй половины XIX в.
5. Русская литература XX в.
8.  Зарубежная литература.
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе

Личностные результаты:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного

понимание связи литературных произведений с эпохой их описания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

     умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация  изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

 Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов

 Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин

 Жизнь и творчество. (Обзор.)«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

 Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века  в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.

Василий Андреевич Жуковский

 Жизнь и творчество. (Обзор.)  «Море». Романтический образ моря.  «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов

 Жизнь и творчество. (Обзор.)  «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин

 Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. (Обзор.)«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание»,  «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский

Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

 Слово о писателе.«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе.«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века-1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

 Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

 Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

 Слово о поэте.«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

 Слово о поэте«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

 Слово о поэте.«Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

 Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

 Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNODOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

 Слово о поэте.«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

А.С.Пушкин. «Певец»;  М.Ю.Лермонтов. «Отчего»;  В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»);  Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас-  и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»;  А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в  тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл

 Слово о поэте.«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций.

Слово о поэте.«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

 Слово о поэте.«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир

 Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой(4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

В результате изучения литературы в 9 классе ученик научится:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для участия в проектной деятельности по предмету при создании коллективного или индивидуального творческого проекта по одной из изученных тем (на выбор)

Описание учебно-методического и материально-технического  обеспечения образовательного процесса

Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса

1. Линии УМК, обеспечивающие процесс литературного образования

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я. и др. Литература. 9 класс учеб. В 2-х частях

Москва «Просвещение» 2015 год

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы 9 класс

Москва «Просвещение» 2015 год

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс»

Москва. Аудиошкола

Просвещение 2014 год

 Проверочные работы для 9-класса (сост. Н.В. Беляева).

Сборник упражнений для 9 класса (авторы: Т.А. Калганова, Н.Ю. Плавинская).

Методические советы для 8-9 классов.

А.М. Шуралёв «Изучение литературы  в полиэтнических классах основной школы. 5-9

Коровина В.Я. и др. Литература 9 класс: методические советы

Москва «Просвещение» 2014 год

Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе

Москва «Просвещение» 2014 год



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля

Проектные работы

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

3

Творческий проект «Похвальное слово Ярославне» в духе поэтики «Слова о полку Игореве».

3

Из русской литературы 18 века

10

Контрольная  работа по древнерусской  литературе,  русской литературе  18 века.

Творческий проект «Достижения литературы 18 века»

4

Из русской литературы 19 века

44

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

Творческий проект «Гоголь и театр».

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

5

Из русской литературы 20 века

26

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века

Творческий проект «Вечер русских романсов» (рассказы о поэтах и композиторах, исполнение романсов)

Контрольная работа по  русской лирике  20 века

6

Из зарубежной литературы

6

8

Повторение изученного в 9 классе

2

Творческий проект «Литература и история в произведениях, изученных в 9 классе»

Итого

102

Из них: 5

Из них: 5

Календарно-тематическое планирование

Дата
проведения

Тема урока

Планируемые результаты

ОЭР

план

факт

Предметные

УУД

Личностные

Введение 1 час

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека 

Научиться определять свой уровень литературного развития  

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника;

определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Формирование «стартовой» мотивации к обучению

http://festival.1september.ru/articles/638623/

Из древнерусской литературы -3 ч

2

Литература Древней Руси.  Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник  древнерусской  литературы.

Научиться  определять тематическое многообразие «Слова…» Научиться  определять жанровое и тематическое своеобразие произведения; давать характеристику героям произведения

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения, в зависимости от поставленной цели, определять понятия; устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи,.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Формирование целостного представления об историческом прошлом Руси Формирование навыков самоанализа и самоконтроля; готовности и способности вести диалог  с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

3

Художественные особенности    «Слова…»:   самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».

4

Р/р  Творческий проект «Похвальное слово Ярославне» в духе поэтики «Слова о полку Игореве». Выразительное чтение наизусть отрывка из  «Слова…»

Из литературы 18 века  10 часов

5

Классицизм в русском и мировом искусстве.  Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

Научиться  определять жанровые, языковые и выразительные особенности произведений; научиться владеть изученной терминологией по теме; Научиться находить цитатные примеры из  стихотворений для составления аргументации; выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения произведений

Познавательные: научится извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные: научится анализировать стихотворный или прозаический текст. уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: научится читать вслух и понимать прочитанное уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля; готовности и способности вести диалог  с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

http://festival.1september.ru/articles/638623/

6

Творческий проект «Достижения литературы 18 века»

7

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием  величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на восшествия на Всероссийский престол…».  Ода как жанр лирической поэзии.

8

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество.  Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина.

9

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

10

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».    Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

11

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

12

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма.

13

«Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

14

Контрольная  работа по древнерусской  литературе,  русской литературе  18 века.

Из русской литературы 19 века 44 часа

15.

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

Научиться понимать выразительно читать текст и производить устное рецензирование выразительного чтения Научиться анализировать текст, аргументировать свою точку зрения Научиться выявлять характерные художественные приемы Научиться  определять авторское отношение к героям Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи Научиться проектировть и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Познавательные:научитсяискать и выделять необходимую информацию из учебника;

определять понятия, создавать обобщения устанавливать аналогии; уметь синтезировать полученную информацию для составления  аргументированного ответа, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: научится выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

уметь определять меры усвоения изученного материала, формулировать и удерживать учебную задачу

Коммуникативные: научится строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач , уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование навыков  взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя Формирование мотивации к обучению  и самосовершенствованию Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

,

http://festival.1september.ru/articles/638623/

16.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого  в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.

17.

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный выбор героини баллады. Язык баллады.

18.

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.  «Горе от ума». Особенности композиции комедии

19.

Р/р  А.С.Грибоедов. Комедия  «Горе от ума».

 Обучение  анализу монолога.

20.

Фамусовская   Москва в комедии «Горе от ума».

21.

А.С.Грибоедов. Комедия  «Горе от ума». Молодое  поколение  в комедии.  

22.

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

23.

«Век нынешний и век минувший». Нравственный  конфликт в комедии.

24.

Р/р И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение  конспектированию. Подготовка к  сочинению по комедии «Горе от ума»

25.

Р/р Сочинение по комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов.

26.

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

27.

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина.

28.

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил; любовь еще, быть может».

29.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения

30.

Р/р  Мое любимое стихотворение  А.С. Пушкина.  Обучение анализу лирического стихотворения.

31.

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

32.

Вн.чт.  А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

33.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов.

34.

Типическое  и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

35.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.  Татьяна и Ольга

36.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

37.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

38.

Р/р  Пушкинский роман в зеркале критики.  Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

39.

Р/р Сочинение  по роману  А.С.Пушкина  «Евгений Онегин»

40.

М.Ю.Лермонтов.  Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

41.

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.  «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

42.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

43.

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России  и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

44.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.  Сложность композиции.

45.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Главы   «Бэла» и «Максим Максимыч».

46.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

47.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».

Дружба в жизни Печорина.

48.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».  Любовь  в жизни Печорина.

50.

Р/р  Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

51.

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

52.

Н.В.Гоголь:  страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя.  

53.

Н.В.Гоголь.  «Мертвые души» - замысел, история создания, особенности жанра.

54.

Н.В.Гоголя.  «Мертвые души».  Система образов поэмы.

55.

Н.В.Гоголя.  «Мертвые души».  Образы  помещиков  в поэме  «Мертвые души».  Обучение анализу эпизода.

56.

Образ города в поэме «Мертвые души»  Н.В. Гоголя

57.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

58.

«Мертвые души» - поэма о величии России. Поэма в оценках В.Г.Белинского.

59.

Р/р   Творческий проект «Гоголь и театр». Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мертвые души».

60.

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

61

Любовь  в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

62

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

63

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

Внутренний мир героев

64

Вн.чт.  Л.Н.Толстой. Трилогии.  «Юность». Формирование личности героя повести.

65

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Образ «маленького человека»

66

А.П.Чехов.  Рассказ «Тоска». Тема одиночества в рассказе. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

67

Р/р Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?

68

Вн. чт. Стихи  Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии 19 века.

Литература 20 века  26 часа

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание  поизведения; выразительно читать текст и производить устное рецензирование выразительного чтения Научиться анализировать текст, аргументировать свою точку зрения Научиться выявлять характерные художественные приемы Научиться  определять авторское отношение к героям Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи Научиться проектировть и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Овладеть навыками проектной деятельности

Познавательные: научитсяискать и выделять необходимую информацию из учебника;

определять понятия, создавать обобщения устанавливать аналогииуметь синтезировать полученную информацию для составления  аргументированного ответа, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: научится выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

уметь определять меры усвоения изученного материала, формулировать и удерживать учебную задачу

Коммуникативные: научится строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач , уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование навыков  взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя Формирование мотивации к обучению  и самосовершенствованию Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

http://festival.1september.ru/articles/638623/

69.

И.А. Бунин. Слово о писателе.  «Темные аллеи».  История любви героев рассказа.

70.

Мастерство И.А. Бунина  в  рассказе  «Темные аллеи». Лиризм повествования.

71.

М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

72.

М.А.Булгаков. «Собачье сердце»  Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

73.

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.  Образ главного героя

74.

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

Роль пейзажа в рассказе.

75.

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.

76.

Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына  «Матренин двор». Трагизм ее судьбы.

77.

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века

78.

Русская поэзия Серебряного века.

А.А.Блок. Слово о поэте.

79.

Р/р  Выразительное чтение наизусть стихотворения «О, весна без конца и без краю…».

80.

С.А.Есенин. Слово о поэте.

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

81.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

82.

Р/р  Выразительное чтение наизусть понравившегося  стихотворения  С.А.Есенина

83.

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

84.

М.И.Цветаева. Слово о поэтессе. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики М.И. Цветаевой.

85.

 Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках Цветаевой

86.

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, тема любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики  поэта.

87.

А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.

88.

Стихи   А.А. Ахматовой  о поэте  и  поэзии.

Особенности поэтики

89.

Р/р  Выразительное чтение наизусть понравившегося  стихотворения  М.И. Цветаевой,  А.А. Ахматовой.

90.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

91.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

92.

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

93.

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Р.р Творческий проект «Вечер русских романсов» (рассказы о поэтах и композиторах, исполнение романсов)

94.

Контрольная работа по  русской лирике  20 века

Зарубежная литература  6 часов

95.

Вн. чтение.

Античная лирика.  Стихотворения  Горация и Катуллы.

Научиться понимать выразительно читать текст и производить устное рецензирование выразительного чтения Научиться анализировать текст, аргументировать свою точку зрения Научиться выявлять характерные художественные приемы Научиться  определять авторское отношение к героям Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи Научиться проектировть и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Овладеть навыками проектной деятельности

Познавательные:научится искать и выделять необходимую информацию из учебника;

определять понятия, создавать обобщения устанавливать аналогииуметь синтезировать полученную информацию для составления  аргументированного ответа, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные:научится выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

уметь определять меры усвоения изученного материала, формулировать и удерживать учебную задачу

Коммуникативные:научится строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач , уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Познавательные:научитсяискать и выделять необходимую информацию Регулятивные: работать самостоятельно.

Коммуникативные:научится строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование навыков  взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя Формирование мотивации к обучению  и самосовершенствованию Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

http://festival.1september.ru/articles/638623/

96.

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы

97.

У.Шекспир. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философский характер трагедии.

98.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

99.

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

100.

 Трагизм любви Фауста и Гретхен.  Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

101.

Творческий проект «Литература и история в произведениях, изученных в 9 классе»

Овладеть навыками проектной деятельности

Познавательные:научитсяискать и выделять необходимую информацию Регулятивные: работать самостоятельно.

Коммуникативные:научится строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Формирование мотивации к обучению  и самосовершенствованию Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

102.

 Повторение изученного в 9 классе Выявление уровня литературного развития учащихся  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "География" 5 класс в соответствии с ФГОС

представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование согласно учебнику Плешакова, Сонина, Бариновой....

Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...

Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...

Рабочая программа по обществознанию 5 класс, в соответствии с ФГОС

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. На изучение обществознания...

рабочая программа по обществознанию 5 класс в соответствии с ФГОС

рабочая программа по обществознанию 5 класс...

рабочая программа по алгебре 7 класс в соответствии с ФГОС ООО

рабочая программа по алгебре по учебнику А.Г. Мордкович...

Рабочая программа по математике 5 класс (в соответствии стребованиями ФГОС)

Рабочая программа по математике 5 класс (в соответствии с требованиями ФГОС). Прилагаются контрольно-измерительные материалы (в течении года будут пополняться)....