Диктанты 5 класс 8 вид
материал (5 класс) по теме
Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку для 5 класса составлен в соответствии с программой коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку для 5 класса составлен в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.
Материал сгруппирован по темам и последовательно расположен согласно учебнику: Русский язык. 5класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- 6-е изд.
В сборнике представлены разнообразные виды диктантов.
Цель представления
- Контроль за качеством усвоения учебного материала;
- Формирование орфографических умений и навыков
В сборнике представлены следующие виды работ:
- Словарные диктанты - способствуют отработке алгоритма действия по конкретному правилу и способствуют закреплению первичных знаний.
- Самодиктанты напоминают словарные диктанты, но учитель не диктует слова. Учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, записывают слово, применив изученную орфограмму. Самодиктанты развивают творческие способности учащихся, вносят эмоциональную разрядку.
-Выборочные диктанты побуждают учащихся находить определенные орфограммы в словах и предложениях и способствуют формированию орфографической зоркости.
- Объяснительные диктанты способствуют закреплению изученного правила, учат учащихся обосновывать выбор орфографического действия.
-Творческие диктанты используются не только для формирования орфографических навыков, но и для развития речи учащихся. Материалами для творческих диктантов служат тексты с пропуском слов, деформированные тексты или можно предложить составить предложения по опорным словам на заданную тему.
- Контрольные диктанты служат для проверки знаний и умений учащихся. Для слабых учеников проверочной работой может быть списывание. Контрольный диктант для детей с интеллектуальной недостаточностью является самым сложным видом работы.
Сборник проверочных работ 5 класс коррекционной школы VIII вида.
Предложение.
Диктант с грамматическим заданием.
Осень.
Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)
Задания:
Вариант №1
- Подчеркни в тексте вопросительное предложение.
- Разберите по членам предложение: Ветер гонит……
Вариант №2
1. Подчеркни в тексте восклицательное предложение.
2. Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..
Звуки и буквы.
Разделительный мягкий знак.
Выборочный диктант.
- Записывай только те слова, в которых есть разделительный ь:
Листья, пальцы, муравьи, Варя, осенью, польза, маляр, деревья, пьёт, несёт, Коля, колья, ручьи.
Правописание проверяемых гласных в корне слова.
Словарные диктанты.
- Доска, звено, звезда, дождливый, гостиница, городок, зверинец, дорогой, украшение, ленивый.
- Коренной, зеленеть, кричать, удивление, лесник, волнистый, увядание, далёкий, утешение, ночной.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Словарные диктанты.
- Ошибка, гриб, клубки, ловкий, бумажка, узкий, близкий, пуговка, огород, находка.
- Ходьба, ягодка, бедняжка, площадь, вырезка, незабудки, подсказка, ползти, исчез, объезд.
- Морковь, пробежка, берёзка, Серёжка, Волгоград, стружка, гадкий, пирожки, снежки.
Правописание словарных слов.
Словарные диктанты.
- Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.
- Охрана, пассажир, расстояние, болото, здравствуй, до свидания, благодарю, каникулы, область.
Сомнительные гласные и согласные в корне.
Выборочные диктанты.
Выписать слова в два столбика:
- С сомнительными согласными в корне слова;
- С сомнительными гласными в корне слова.
- Резкий, гладкий, река, озёра, меткий, стена, родители, шкаф, блузка, залетел, радостный.
- Снега, берега, узкий, ночной, гроза, глазки, записка, спросить, соседка, берёзка.
Самодиктант.
Шел урок, а он молчал –
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел …… (звонок)
Зимой, в часы веселья,
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка
Зовут меня ….. (хлопушка)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ….. (горох)
Я болею, дома я.
В школе все мои друзья.
Дома быть мне непривычно,
Но врач мне выдал лист …. (больничный)
Контрольный диктант по теме « Правописание гласных и согласных в корне».
Утро в колхозе.
Пастух пасёт колхозных коров, коз и овец. Ранним утром он выгоняет стада на заливные луга к самой реке Быстрой. Ласково светит солнце. Жужжат в траве насекомые. Животные пасутся весь день. Вечером стадо возвращается в село. На краю села их радостно встречают дети.( 45 слов)
Задания.
- Выпиши из текста однокоренные слова, выдели в них корень.
- Проверь безударную гласную в словах к реке, в село и запиши проверочные слова.
- Выполни фонетический разбор слова день.
Волга.
С чего начинается река? С маленького родничка. Вода быстрым ручейком бежит по земле. Так родилась русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега покрыты большим цветочным ковром. Красота Волги близка и дорога русскому народу. Люди прославили её в своих картинах, рассказах и песнях. (48 слов)
Задания.
1.Проверь сомнительные согласные в словах низкие и близка, запиши проверочные слова.
2.Подчеркни слово, которое нужно писать с заглавной буквы.
3.Выполни фонетический разбор слова: родилась.
Состав слова.
Выборочные диктанты.
- Из трёх слов выбери и запиши пары однокоренных слов:
Носик, носит, нос
Стол, столетний, настольный
Мёд, медовый, медный
Куст, кусок, кустарник
Сон, сосна, сосновый
Берег, берегли, бережок
- Записывай только слова с приставками:
Поехал, зашёл, заря, убежать, утка, заколка, похвалить, сшить, дорога, доплыл, написал.
- Выпиши в 2 столбика существительные с предлогами и существительные с приставками:
На берегу, в воде, подберёзовик, к деревне, походка, подснежник, на лодке, по тропинке, подруга, у лисы, заросли, рассвет.
- Словарный диктант:
- Из тьмы, над головой, написать, докатился, под столом, у дороги, укатился, до опушки, засмеялся, в глубине.
- Над землёй, по смыслу, понёсся, затаился, за рекой, при пожаре, придумает, с товарищем, подъёмник, в лесу.
Части речи.
Выборочные диктанты.
- Запиши только имена существительные:
Река, степной, волна, железо, белить, металл, красить, краска, ручной, белка, дождь, небесный, дорожная, зелень, болото.
- Запиши только имена прилагательные:
Красный, зеленеть, весёлый, еловый, белила, озорной, смех, смешной, светлый, желток, любопытный, вредный, дождливый.
- Запиши только глаголы:
Бежать, лететь, врун, писать, письменный, краснеть, дорожить, смешить, светлеть, зевака, вредить, желтеть, изморозь, морозить.
- Запиши в три столбика существительные, прилагательные, глаголы:
А) Кричать, крикун, крикливый, бегун, бежать, беглый, лгун, лживый, лгать, белый, белеть, белизна, письмо, писать, письменный, лететь, перелётные, перелёт, желток, жёлтый, желтеть.
Б) Снежки, бежать, зелёные, вековые, грызут, стоят, сугроб, сильный, мороз, глухарь, спать, крылья, лететь, редкие, умный.
Имя существительное.
Выборочные диктанты.
- Запиши в 2 столбика одушевленные и неодушевленные существительные:
Река, кошка, ученик, парта, дети, животное, трава, день, снег, глухарь, сугроб, зайцы.
- Выпиши только собственные имена существительные:
Дед Матвей живет в лесной сторожке. Он лесник. Дедушка охраняет природу. У него есть пес Полкан и кошка Муська. Летом из Москвы к дедушке приезжают сыновья и внучка Ксюша.
- Запиши в 3 столбика существительные по родам:
Окно, звезда, болото, металл, столица, забота, долото, инструмент, север, беседа, верблюд.
- допиши свое слово в столбик, где меньше слов.
4. Распредели в 2 столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце слова. Камыш, тишь, рожь, пляж, ключ, вещь, меч, врач, молодежь, речь, этаж, луч, ночь, брошь, кирпич, мелочь, кулич, мышь.
Творческие диктанты.
1.Запиши существительные в единственном числе. Укажи род.
Стрижи, калачи, кирпичи, ужи, печи, ночи, малыши, ключи, плащи, врачи, вещи.
2.Работа с деформированным текстом.
Через шли мы рощу с отцом. Громкий раздался плач. Это песню сыч грустную затянул. Позади роща осталась. Перед хлебное нами раскинулось поле. Рожь золотая колосится. Среди пробежала колосков мышь полевая.
Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
В лесу.
От села Петушки я шёл на лыжах. Тихо стояли вековые деревья. Снежком покрыты зеленые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетает глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. Хорошо и спокойно в лесу зимой. (56слов)
Задания:
- Подчеркни в тексте имя собственное.
- Грамматический разбор существительных: поляна, зайцы.
- Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: вековые ( ), поездка ( ).
Три склонения имен существительных.
- Выборочный диктант
Запиши в 3 столбика существительные 1, 2 и 3 склонения.
Зверь, сторожка, опушка, лосёнок, заповедник, тишь, чаща, глушь, ночь, дорога, рельс, вещь.
Словарный диктант.
Победа, отряд, стамеска, компас, ракета, морковь, грамота, болото, защита, творог, область, кровать, завтрак.
- укажите склонение существительных.
Объяснительный диктант.
- Объясни выбор гласной в окончании существительных.
У лошади, к стенке, за речкой, у опушки, в поле, о погоде, от ветки, на парте, из сторожки, по тропинке, от бабушки, к матери, по почте, в кровати, из чащи.
Творческий диктант.
Ночью был мороз. На снегу появилась ледяная корка. Ребята бегут на лыжах по лесной … . На каждом шагу в лесу людей поджидают загадки. Под … пустые шишки лежат. Тут завтракала белочка. А вот робкий зверек в белой … под кустом сидит. Кто это?
Слова для справок: сосна, шубка, дорожка
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
В заповеднике.
В нашей стране есть заповедные места. Здесь люди охраняют редких животных. У опушки сторожка. Из сторожки вышел человек. Лесную глушь разбудил удар по рельсу. Рельс висит на сучьях березы. Вышла лосиха. У дороги кормушка. Лосиха направилась к кормушке. Из чащи выбежал лосенок. Хорошо зверям в заповедном лесу. (49слов)
Задания:
- Подчеркнуть 5 существительных в Р.падеже.
- Грамматический разбор существительных: к кормушке, в лесу.
- Указать части речи в предложении: Лесную глушь……..
Предложение.
Запятая при однородных членах предложения.
- Расставь запятые в предложениях, объясни свой выбор.
В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются. Ученые обогащают науку и технику новыми исследованиями открытиями изобретениями. Это была не гроза а стремительный ураган. Он очень долго говорил с ней и громко и тихо и печально и весело. Ягоды клюквы употребляют для приготовления всем известного клюквенного морса киселя и пастилы.
Диктант.
Поездка в Великий Новгород.
Папа разбудил нас рано утром. Мы позавтракали, взяли багаж и поехали на вокзал. Через час мы уже сидели в вагоне. Наш поезд был готов к отправлению. Весело путешествовать! За окном мелькают деревни, сёла, реки и леса. Проводник принёс нам чай. Мы едем на экскурсию в Великий Новгород. Это древний русский город. Мы хотим осмотреть его улочки, площади, памятники и окрестности. (64слова)
Задания:
- Грамматический разбор предложения: Проводник принес нам чай.
- В последнем предложении подчеркните однородные члены и начертите схему однородных членов предложения.
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 5 класс.
Ласточки.
Ласточки – красивые и трудолюбивые птицы. Они быстрые и ловкие. Весь день ласточки летают в садах, огородах, над прудами и речками. Они ловят мух, комаров и мошек. За лето ласточка вылавливает больше миллиона насекомых. Известны народные приметы. Перед дождём ласточки летают низко. Почему? Насекомых прибивает к земле, и птицы подбирают лёгкую добычу. Эти птицы первыми возвращаются на родину после зимы. (60слов)
Задания:
- Выпиши из текса 2 слова с парными звонкими и глухими согласными в корне. Подбери проверочные слова. Добавь два своих примера.
- Выпиши из текста одно предложение с однородными членами и начерти схему однородных членов этого предложения.
- Сделать морфологический разбор слова к земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биологический диктант. Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). 6 класс.
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-200579-1360587063.jpg)
Математический диктант "Округление чисел". Сказочный математический диктант "Решение задач на части"
Сказочный математический диктант "Решение задач на части"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-602706-1476535925.jpg)
Устный диктант "Ты мне, я тебе" и выборочный словарный диктант "Угадай-ка"
Описание.Учитель называет слово с орфограммой, ученик в ответ произносит проверочное к нему....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-1050640-1534874824.jpg)
Аудио-диктанты (сборник И.П.Никитина. Музыкальные диктанты 4-7 классы).
Музыкальный диктант – это самое сложное и полезное упражнение для развития слуха. Чтобы научиться писать диктанты, их надо просто много писать! Это задание выполняется как на уроках сольфеджио, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-172388-1429473729.jpg)
Приказ № 199 от 27.09.2017г. об организации и проведении "Географический диктант" и "Экономический диктант"
Этот документ подтверждает то, что м сентябре 2017 года на платформе Овгортской школы-интернат мной был проведен всероссийский экономический диктант...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/24/picture-96819-1590318387.jpg)
2019/2020 Диктант Входной и диктант за 1 четверть для 6 класса
Входной контроль и итоговый контроль за 1 четверть для 6 класса...