Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Аверкина Елена Ивановна

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема: Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.

Цели:

1) закрепление навыка различия простых и сложных предложений;

2) классификация сложных предложений и средств связи между их частями;

3) употребление запятой между частями сложного предложения.

Человеку нужна тишина, чтобы слышать, как дышит трава,
Чтобы верить, что речка жива,
Чтобы думать о песне в ночи,
Чтобы слышать, что пушка мертва и что сердце любимой стучит, -
Человеку нужна тишина

Ход урока

  1. Оргмомент

Слово учителя: Сегодня я позволю себе использовать в качестве эпиграфа слова Василия Кулёмина.

Слайд 1

С помощью какой синтаксической конструкции автор выразил своё отношение к потребности человека жить в тишине, жить в мире?

- Сложное предложение.

Сколько грамматических основ в этом СП? – 10.

С помощью чего соединены части?

- с помощью союзов, интонации.

По наличию или отсутствию союзов между частями СП делятся на типы. Пора уже назвать тему.

Слайд 2. (часть1)

  1. Объяснение нового материала

Какие же типы предложений существуют?

Слайд 2 (часть 2)

Чтобы различить типы союзных сложных предложений, нужно знать типы союзов.

Выполните упражнение «Союзный дождь»

Разделите страницу на две части.

Слева – сочинительные, справа- подчинительные.

Слайд 3.

Слайд 4.

  1. Закрепление.

Конструирование предложений.

Слайд 5

Запишите получившиеся предложения, подчеркните грамматические основы.

Составьте из двух данных простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное.

Любовь к Родине начинается с любви к матери. Человек начинается с отношения к обеим.

- Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к обеим.

С горем и радостью ребёнок идет к матери. Он находит у неё понимание.

- С горем и радостью ребёнок идет к матери, потому что он находит у неё понимание.

Укажите тип предложения в скобках

Составьте из данных простых предложений сложноподчиненное и бессоюзное

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

На свете не существует человека роднее и ближе матери, так как ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

На свете не существует человека роднее и ближе матери:  ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

Укажите тип предложения в скобках.

Назовите средства связи между частями предложения.

Мы записали примеры предложениё всех типов.

Как отличить союзное от бессоюзного?

Как отличается сложноподчинённое от сложносочинённого?

При помощи стрелки зависимости и смыслового вопроса покажите зависимость одной части от другой.

В параграфе 8 на странице 43 найдите, как называются части СПП.

Сложные предложения с разными видами связи.

Из данных трёх предложений составьте такое сложное предложение,
в котором бы встретились разные виды связи.

Ребёнок – зеркало своей мамы. Ему хочется быть похожим на неё. Она самая добрая и ласковая из живущих.

Ребёнок – зеркало своей мамы, и ему хочется быть похожим на неё, потому что она самая добрая и ласковая из живущих.

  1. Самостоятельная работа (по уровням)

Абитуриент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.

Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.

Наступит время, и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса, поля и дикую природу. (__ССП_)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_ССП_) Она легко может взять обратно всё, что необходимо человеку. (_СПП_) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана, чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. (_СПП_) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. (_СПП_) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (__ПП_)

Студент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.

Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.

Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром…

Бакалавр

Выполните задания в формате ГИА. Будьте внимательны.

В6

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой. ____3___

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Земля была устлана опавшими листьями, и ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, которая пахнет гвоздикой и тёплой пылью: сколько разных запахов. ___5___

В7

  1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Твоя планетка такая крохотная,(1) – продолжал Маленький принц,(2) – ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. ______3,4,6______

  1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Взрослые вам,(1) конечно,(2) не поверят. Они воображают,(3) что занимают очень много места. Они кажутся самим себе величественными,(4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится,(5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. ______3_____

В9

  1. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков. __1___

V. Рефлексия

С какими типами сложных предложений мы познакомились?

  1. Домашнее задание. 

§ 8 (выучить, уметь составлять схемы предложений)

Упражнение 63 (дополнительные задания 1 и 2)

  1. Итоги урока.

Сегодня отвечающие получают отметки, и каждый узнает свой результат за самостоятельную работу на следующем уроке.

До завтра.

Спасибо за урок.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. – М.: Интеллект-Центр, 2014.
  3. http://festival.1september.ru/articles/553654/



Предварительный просмотр:

Абитуриент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.

Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.

        Наступит время и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса поля и дикую природу. (_________)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_______) Она легко может взять обратно всё что необходимо человеку. (_______) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана чтобы ещё раз напомнить человеку что он не так всемогущ как думает. (_______) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой мы позабудем какой она может быть грозной и могущественной. (_______) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (________)

Абитуриент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.

Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.

        Наступит время и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса поля и дикую природу. (_________)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_______) Она легко может взять обратно всё что необходимо человеку. (_______) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана чтобы ещё раз напомнить человеку что он не так всемогущ как думает. (_______) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой мы позабудем какой она может быть грозной и могущественной. (_______) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (________)

Студент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.

Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.

Тихо было всё на небе и на земле как в сердце человека в минуту утренней молитвы только изредка набегал прохладный ветер с востока приподнимая гриву лошадей покрытую инеем. Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору мы шли пешком сзади подкладывая камни под колёса когда лошади выбивались из сил казалось дорога вела на небо потому что сколько глаз мог разглядеть она всё поднималась и наконец пропадала в облаке которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы как коршун ожидающий добычу снег хрустел под ногами нашими воздух становился так редок что больно было дышать кровь поминутно приливала в голову но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам и мне было как-то весело что я так высоко над миром…

Студент

Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.

Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.

Тихо было всё на небе и на земле как в сердце человека в минуту утренней молитвы только изредка набегал прохладный ветер с востока приподнимая гриву лошадей покрытую инеем. Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору мы шли пешком сзади подкладывая камни под колёса когда лошади выбивались из сил казалось дорога вела на небо потому что сколько глаз мог разглядеть она всё поднималась и наконец пропадала в облаке которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы как коршун ожидающий добычу снег хрустел под ногами нашими воздух становился так редок что больно было дышать кровь поминутно приливала в голову но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам и мне было как-то весело что я так высоко над миром…

Бакалавр

Выполните задания в формате ОГЭ. Будьте внимательны.

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой. _______

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Земля была устлана опавшими листьями, и ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, которая пахнет гвоздикой и тёплой пылью: сколько разных запахов. ______

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Твоя планетка такая крохотная,(1) – продолжал Маленький принц,(2) – ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. ____________

  1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Взрослые вам,(1) конечно,(2) не поверят. Они воображают,(3) что занимают очень много места. Они кажутся самим себе величественными,(4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится,(5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. ___________

  1. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков. _____


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человеку нужна тишина, чтобы слышать, как дышит трава, Чтобы верить, что речка жива, Чтобы думать о песне в ночи, Чтобы слышать, что пушка мертва и что сердце любимой стучит, - Человеку нужна тишина

Слайд 3

«Союзный» дождь Распределите союзы на две группы: сочинительные и подчинительные и если пока так как зато что(бы) едва то(же) так что словно буд(то) точно или хотя потому что (не)смотря на то что (в)следствие того что однако либо ибо так(же) для того что(бы)

Слайд 4

сочинительные подчинительные ибо если пока потому что несмотря на то что так как для того чтобы словно будто точно хотя вследствие того что чтобы едва зато и зато тоже или либо однако также

Слайд 5

Составьте из данных простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное. Любовь к Родине начинается с любви к матери. Человек начинается с отношения к обеим. С горем и радостью ребёнок идет к матери. Он находит у неё понимание.

Слайд 6

Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к обеим. С горем и радостью ребёнок идет к матери, потому что он находит у неё понимание.

Слайд 7

Составьте из данных простых предложений сложноподчинённое и бессоюзное. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

Слайд 8

На свете не существует человека роднее и ближе матери, так как её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. На свете не существует человека роднее и ближе матери: её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

Слайд 9

Из данных трёх предложений составьте такое сложное предложение, чтобы в нём были разные виды связи. Ребёнок – зеркало своей мамы. Ему хочется быть похожим на неё. Она самая добрая и ласковая из живущих.

Слайд 10

Ребёнок – зеркало своей мамы, и ему хочется быть похожим на неё, потому что она самая добрая и ласковая из живущих.

Слайд 11

Абитуриент – «3» ( есть право на одну ошибку ) Студент – «4» ( есть право на две-три ошибки ) Бакалавр – «5» ( есть право на четыре ошибки )

Слайд 12

§ 8 (выучить, уметь составлять схемы предложений) Упражнение 63 (дополнительные задания 1 и 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)»

«Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)» Конструирование и анализ современного урока русскогоязыка и литературы в условиях реализации ФГО...

открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"

открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....