Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Неопределённая форма глагола»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока 5 класс Тема:"Неопределённая форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_miloserdova_m.n.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Предмет_    Русский  язык

Класс __5_

Тема урока Неопределённая форма глагола

Тип урока Комбинированный урок

Планируемые результаты обучения:

Личностные:  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования 

предметные: знать о неопределенной форме глагола (начальной форме); окончании неопределенной формы; правиле употребления Ь после Ч в неопределенной форме; правописания безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме;  об употреблении  глаголов в неопределенной форме в речи; уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания; безошибочно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.  

Техники и технологии: деятельностный метод, игровой метод

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Учебник русского языка под ред.Т.А.Лдыженской,  М.Т. Баранова, Л.А. Тростнецовой,

 презентация по теме урока

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (  2 мин)

Вступительное слово (составляется учителем).

Эпиграф к уроку:

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

В. Каверин

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

понимают познавательную задачу

Листы

 контроля

2. Актуализация и пробное учебное действие

(3  мин)

  • Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
  • В какой форме стоят глаголы в этом совете-девизе героя В. Каверина? (В неопределенной.)
  • Какой синоним к этому термину вы знаете? (Инфинитив.)

Почему, по-вашему, персонаж романа «Два капитана» выразил свое жизненное правило, используя инфинитив? (В инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование данной формы глагола - это своего рода обобщение, стремление подчеркнуть всеохватность понятия, вневременность его.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи

Устные

ответы

3.Выявление места и причины затруднения

(5  мин)

Игра «4-й лишний».

  • Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте: сиять, мечтать, открыть, согреть.

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу.

  • Что объединяет эти слова? (Неопределенная форма.)
  • Чем отличаются слова? (Вопросами.)

Вывод: глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». Запишите их

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

осознают недостаточность своих знаний.

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Устные

ответы

Физкультминутка ( 1- 2  мин)

Пчелы в ульях сидят (Присесть на носочках, спина прямая.)

И в окошко глядят.

Порезвиться захотели, Встать.

Друг за другом полетели. Произвольные взмахи руками

Выполняют движения в соответствии с текстом

Выполняют

упражнения

4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения

(10 мин)

Формулирует цель учебной деятельности вместе сучащимися, принимающими ее на себя.

  • С какой формой глагола мы познакомились на уроке?
  • Какова же тема нашего урока?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Игра «Кто самый Внимательный».

  • Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Запишите глаголы в неопределенной форме.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

(Ключ на слайде.)

  • Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
  • На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями

понимают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

 Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

( 5 мин)

  • Кто попробует сделать вывод о правописании глаголов в неопределенной форме?

Откройте учебники на с. 104, прочитайте правило

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные

ответы

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

(10 мин)

Коллективная игра «Будь внимателен!» (на слайде). Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

  • зарубить на носу - ... (запомнить).
  • клевать носом - ... (дремать).
  • пропустить мимо ушей - ... (прослушать).
  • вставлять палки в колёса - ... (мешать).
  • делать из мухи слона — ... (преувеличивать).
  • обвести вокруг пальца - ... (обмануть).
  • держать язык за зубами - ... (молчать).

Задание.

Спишите текст. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы. Подчеркните глаголы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, принимают участие в обучающей игре

имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

7. Включение в систему знаний и повторение

( 8  мин)

Выборочная проверка работ обучающихся.

  • Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
  • На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  • Какие окончания имеют данные глаголы?

Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число

Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их ответы

оценивают свою работу

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные

ответы

7.Д/з

 ( 2 мин)

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Упр. 625 (повышенная сложность)

Упр. 623

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  учитель русского языка и литературы А.В.Незнанов предназначена для учителей русского языка и литературы в 8 классах....

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....

Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.

мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...