Речевой этикет
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сотпа Аяна Васильевна

Конспект урока предназначен для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_rechi_rechevoy_etiket.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока развития речи

Ф.И.О. учителя: Сотпа А.В.

Тема: «Речевой этикет»  

Класс: 5 класс

Цель: выработать правила речевого этикета, убедить учащихся в необходимости выполнения этих правил на практике;

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные: обобщить представления о моральных нормах и правилах поведения;

Коммуникативные: воспитание культуры общения, самосознания детей, формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;

Регулятивные: оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе;

Личностные: внутренняя позиция школьника  на уровне эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Этап занятия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Настрой на работу

Звучит песня

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

                  Начинается урок.

                  Он пойдет ребятам впрок.

                  Постарайтесь всё понять,

                  Хорошо  запоминать.

Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!»

Учащиеся садятся за парты, которые располагаются по кругу в классной комнате.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

II. Индукция с выходом на мотивацию.

1)Вступительное слово учителя.

Доска: карточки с буквами

2) Формулирование темы

- Я предлагаю провести занятие в форме мастерской общения.

- Что необходимо для того, чтобы общение состоялось?

- Попробуйте прочитайте тему.

- О чем будем говорить?

 - Какие правила вы знаете?

 -Зачем нужно соблюдать правила этикета?

 Быть вежливым  - одно из правил  этикета.

«Речевой этикет»

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения

III. Работа по теме занятия.

1) Осмысление.

Беседа – диалог.

Вопросы для беседы «Речевой этикет».

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать: Словарно-орфографический диктант.

До св_дания, п_жалу..ста,                

изв_ните,

сп_сибо, здра_ствуйте,

Правила  поведения   человека   среди   других    людей

Ребята, вы должны соблюдать правила этикета не только в школе, но и на улице, в транспорте, в общественных местах

Высказывания учащихся

Приводят примеры, высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение, приводят примеры.

Ответы

Коммуникативные:  высказывать свою точку зрения.

Личностные: анализировать поступки Познавательные: дать представление о моральных нормах и правилах поведения

Физкультминутка

Повторяют

IV. Работа по теме занятия.

Осмысление.

Беседа – диалог.

 Практическая      работа

Разыграйте речевую ситуацию по парам.  Используйте « Вежливые слова»:

1.        Как обратиться к продавцу  и узнать, поступил ли новый номер журнала «Алдын-Кушкаш»?

2.        Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

3.        Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

4.        В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Орлан увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Урана Сергеевна!»

5. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?

Как здороваться по-тувински.          

       Приветствия при встрече – составная часть сложившегося веками народного этикета. Многообразие их форм свидетельствует об уважительном отношении людей друг к другу.  Тувинцы в разные времена года обмениваются четырьмя разными видами приветствий. Дело в том, что, занимаясь традиционно скотоводством, тувинцам приходится четыре раза в году кочевать, менять места пастьбы скота и стоянки. В зависимости от времени года меняются и вопросы, и новости, которыми обмениваются при встрече.  Вот приветствие, произносимое зимой:

- Амыр!-Амыр!- после чего гость задает хозяину юрты вопросы: - В сохранности ли ваш скот? Не беспокоят ли звери, хищные птицы? Благополучна ли зимовка? Хорошо ли провели Шагаа (встретили Новый год)?

Хозяин отвечает: -Шагаа провели хорошо. Зимуем без потерь. А у вас как прошла встреча нового года?

Гость:- Да, Шагаа мы провели хорошо. Нет ли болезней у вас, все ли мирно?

Хозяин: - Все спокойно. Но болезни случаются: зима холодная, снегу много, трудновато приходится.

Гость: -Да, да. Трудный год. И болезни случаются, иной раз с тяжелым исходом..

И разговор продолжается.    

 Форма приветствия «Амыр» в наши дни почти утрачено. Чаще всего в повседневной жизни используются теперь рукопожатия и слово «Экии» - «хорошо» в значении «здравствуйте», как бы сокращенное пожелание жить хорошо. (С.Натпит-оол «Как здороваться по-тувински». – Альманах «Улуг-Хем», 1994, № 28. – с.62-65)

Сценка

«У меня зазвонил телефон» 

А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. 

Работа в парах

Два ученика читают диалог.

 Алло, можно Эллу?

 Привет, подружайка! Это я.

 Ты выйдешь гулять?

 Не могу: родаки дома.

 Ты фейерверк видела? Ну, как?

 Ну, кайф! Классно! Потряска!

 Знаешь, Мадонна приезжает.

 Да, я от нее торчу.

 Будешь смотреть ее концерт?

 Без базара, я же не лох какой-нибудь.

 До свидания, Элла.

 Чао, бамбино!         

 

 - Что необычного в этом диалоге?

В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. Зная слова И.С. Тургенева «... нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет. Теперь прочитаем диалог, показав культурное общение.

Переводчик  

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена ее пением.

Конечно, я же современная девушка.

Пока, подружка!

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

 

Высказывают свое мнение, приводят примеры.

Приводят примеры, высказывают свое мнение.

высказывают свое мнение.

Работа в парах, в группе

 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения.

Познавательные: иметь представление о правилах поведения

Личностные: проявлять навыки делового сотрудничества

Коммуникативные:  высказывать свою точку зрения.

Личностные: анализировать поступки Познавательные: дать представление о моральных нормах и правилах поведения

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и

точностью  выражать свои мысли

Регулятивные:   адекватно воспринимать оценку учителя; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: 

Умение с достаточной полнотой и

точностью  выражать свои мысли

Регулятивные: оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе

Познавательные:  Школьник научится:    строить сообщения в устной  форме;  слушать собеседника, услышать, понять говорящего;  понимать и принимать другого человека; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

V. Подведение итога. Рефлексия.

Метод незаконченных предложений.

- Закончи предложения:

Я узнал ….

Мне понравилось….

Я хочу пожелать себе… и своим  одноклассникам…

Ответы учащихся

Регулятивные: анализировать свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....