Главные вкладки

    Урок русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Хисамова Фания Фаузятовна

    Урок русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления.

    Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ «Аллабердинская СОШ» Хисамова Фания Фаузятовна
    Тема: Что такое причастие?
    Тип урока: Урок объяснения нового материала.
    Цель урока: 1. Создать условия для формирования умения отличать  причастие от других частей речи;  2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;  3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;  4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
    Используемые педагогические технологии:
    - развитие критического мышления через чтение и письмо,
     Ожидаемые результаты:
    • ученик распознаёт  причастия и определяет их грамматические признаки
    • ученик отличает причастие от прилагательного.
    •  ученик употребляет  причастие в роли второстепенных членов предложения
     Ход урока 
    I. Стадия вызова.
     Запишите в строчку:
    1) летит, падает,  упал.
    2) маленький, круглый, падающий
    - С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова?  (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)
    -  А  теперь поиграем.
    Игра «Четвертый лишний».
    - Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
    -  Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю»:
      «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
    1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
    2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам.   
    Проверка.
    -Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

    2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
    Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:
    «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
     1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
    2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
    Почему эта часть речи так называется?
    Как изменяется причастие?
     II. Осмысление содержания.
    Деятельность учащихся.
    - Обратимся к учебнику.
    1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:
    V – знаю;
    + – узнал новое;
    ! –  удивило.
    - Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса  -  по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
    Комментарий учителя.
     В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий.  Одни учёные считают ее самостоятельной частью речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастие  – это особая  форма глагола.
    -Проверка вопросов.
    -Это «тонкие вопросы». Почему?
    - А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что  причастие  -  это особая форма глагола? Выдвиньте свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол.  Причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), 
    -Заполните колонку «Узнал новое»:
    «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
     1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
    2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
    Почему эта часть речи так называется?
    Как изменяется причастие?
     1.Обозначает признак предмета по действию.
    2.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст. и прош. времени (буд. вр. у прич. нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.
    3.Как и прилагательные измен. по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.
    4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме).
    5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.
    -А что бы вы хотели ещё узнать о причастии? Дополните графу «Хочу узнать» своими вопросами.
    Ответы учащихся:
    -Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов?
    -От всех ли глаголов можно образовать причастия?
    -Есть ли среди  причастий  антонимы и синонимы?
    Вопрос учителя:
    -Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
    Ответы учеников:
    -Интернет.
    -Учебные пособия.
    -Справочники и энциклопедии.
     - Кто попробует составить кластер причастия?

    ~~III. Рефлексия
    Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
    1. -Запишите в два столика прилагательные с существительным, рядом с ним однокоренные причастия и наоборот.  

    ~~Контроль полученных знаний, умений, навыков: проверочная работа (1 вариант для более слабых, 2- для сильных). Обратить внимание детей, что может быть несколько вариантов ответа.

    ~~Оцените себя:
    1. Нашел  правильно.
    2. Нашел  неверно.
    3. Вызвало затруднение: не смог отличить причастие от прилагательного;
     IV. Подведение итогов урока.
    Составьте синквейн о причастии:
     1. Причастие
    2. Полное, краткое
    3. Изменяется, обозначает. отвечает
    4. Имеет признаки глагола и прилагательного
    5. Форма глагола (часть речи)

    Выставление оценок.
    V. Домашнее задание.
    Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке. 
    Подготовить  устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
    3.Выполнить упражнение №56.
     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийная презентация урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»

    На  данном  уроке была  поставлена следующая  цель: дать представление о причастии как части речи. Тип урока – урок изучения нового материала....

    Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме «Междометие как часть речи» (с использованием ИКТ и ЭОР)

    Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме "Междометие как часть речи" (с использованием ИКТи ЭОР)...

    урок русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи" с использованием элементов критического мышления

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи" с использованием элементов критического мышления...

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи"

    Урок по теме "Причастие как часть речи" - это третий урок в системе уроков, посвященных изучению причастия. Вид урока - проблемный. Педагогическая технология- развивающее обучение.Методы и п...

    Урок русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»

    Урок  русского языка в 7 классе по теме:«Причастие как часть речи»...

    Мастер-класс «Формирование понятий» На примере урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи».

    Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в проц...