Урок русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления.

Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ «Аллабердинская СОШ» Хисамова Фания Фаузятовна
Тема: Что такое причастие?
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цель урока: 1. Создать условия для формирования умения отличать  причастие от других частей речи;  2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;  3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;  4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
 Ожидаемые результаты:
• ученик распознаёт  причастия и определяет их грамматические признаки
• ученик отличает причастие от прилагательного.
•  ученик употребляет  причастие в роли второстепенных членов предложения
 Ход урока 
I. Стадия вызова.
 Запишите в строчку:
1) летит, падает,  упал.
2) маленький, круглый, падающий
- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова?  (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)
-  А  теперь поиграем.
Игра «Четвертый лишний».
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
-  Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю»:
  «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам.   
Проверка.
-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется причастие?
 II. Осмысление содержания.
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:
V – знаю;
+ – узнал новое;
! –  удивило.
- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса  -  по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
Комментарий учителя.
 В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий.  Одни учёные считают ее самостоятельной частью речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастие  – это особая  форма глагола.
-Проверка вопросов.
-Это «тонкие вопросы». Почему?
- А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что  причастие  -  это особая форма глагола? Выдвиньте свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол.  Причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), 
-Заполните колонку «Узнал новое»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется причастие?
 1.Обозначает признак предмета по действию.
2.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст. и прош. времени (буд. вр. у прич. нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.
3.Как и прилагательные измен. по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.
4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме).
5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.
-А что бы вы хотели ещё узнать о причастии? Дополните графу «Хочу узнать» своими вопросами.
Ответы учащихся:
-Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов?
-От всех ли глаголов можно образовать причастия?
-Есть ли среди  причастий  антонимы и синонимы?
Вопрос учителя:
-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
Ответы учеников:
-Интернет.
-Учебные пособия.
-Справочники и энциклопедии.
 - Кто попробует составить кластер причастия?

~~III. Рефлексия
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
1. -Запишите в два столика прилагательные с существительным, рядом с ним однокоренные причастия и наоборот.  

~~Контроль полученных знаний, умений, навыков: проверочная работа (1 вариант для более слабых, 2- для сильных). Обратить внимание детей, что может быть несколько вариантов ответа.

~~Оцените себя:
1. Нашел  правильно.
2. Нашел  неверно.
3. Вызвало затруднение: не смог отличить причастие от прилагательного;
 IV. Подведение итогов урока.
Составьте синквейн о причастии:
 1. Причастие
2. Полное, краткое
3. Изменяется, обозначает. отвечает
4. Имеет признаки глагола и прилагательного
5. Форма глагола (часть речи)

Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке. 
Подготовить  устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
3.Выполнить упражнение №56.
 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»

На  данном  уроке была  поставлена следующая  цель: дать представление о причастии как части речи. Тип урока – урок изучения нового материала....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

В данной разработке доступно изложен материал для знакомства с пречастием как часть речи. Данный материал будет очень полезен каждому учителю русского языка....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Мастер-класс «Формирование понятий» На примере урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи».

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в проц...

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления...