Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

РП состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, перечня контрольных работ и сочинений, распределения часов по основным разделам, календарно-тематического планирования, требований к уровню подготовки обучающихся, учебно-методического обеспечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хандальская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по русскому языку

для  10 класса основного общего образования (базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год

                                                                                    Автор-составитель: Швабова Е.Г.,

учитель русского языка и литературы

                                                                       

                                                                                                                                             

Хандальск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы  общеобразовательных учреждений «Русский язык. Программы общеобразовательных организаций. Сборник. 10-11 классы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. – 2-е издание / Издательство «Просвещение», 2013 г.» и на основе федерального компонента государственного стандарта среднего  общего образования.

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней школе являются:

  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
  • приобретение опыта анализа с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формироване умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Содержание курса РЯ на базовом уровне в средней школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

Внесённые изменения. Годовой календарный график на 2015-2016 учебный год рассчитан на 35 учебных недель, а авторская программа на 34 учебные недели. В связи с этим в календарно-тематическое планирование  добавлен 1 час на проведение годовой административной контрольной работы.

Используемый УМК:

Учебник: Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. -  М.: Просвещение, 2015.

Место предмета в базисном учебном плане:  для обязательного изучения русского (родного) языка в Х классе отводится 34 учебных часа (из расчета 1 учебный час в неделю), из них на контрольные работы – 6 часов, на развитие речи – 4 часа.

Теоретический материал в большинстве случаев повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического), анализа текстов разных стилей. Работа по орфографии и пунктуации ведётся параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом. Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых  в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства.

Методы и приёмы  обучения: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос с помощью перфокарт; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.

    Формы промежуточной аттестации в 10 классе следующие: тест; диктант с грамматическим заданием; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста; сжатое изложение; изложение с элементами сочинения-рассуждения; сочинение на морально-этическую тему; устное высказывание на лингвистическую тему.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке

5

2

Русский язык как система средств разных уровней

2

3

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

4

4

Лексика и фразеология

6

5

Состав слова (морфемика) и словообразование

4

6

Морфология и орфография

6

7

Речь, функциональные стили речи

3

8

Научный стиль речи

4 + 1 ч резерв

Итого:

35 часов

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Входная контрольная работа

24.09

2

Принципы русской орфографии. Контрольная работа №1 по теме «Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия»

19.11

3

Контрольный диктант №2 по теме «Лексика и фразеология»

14.01

4

Практическая работа №1 по теме «Морфемика и словообразование»

11.02

5

Контрольный диктант №3 по теме «Морфология и орфография»

31.03

6

Итоговая контрольная работа за год

26.05

ИТОГО: 6

ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

№ п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Р/р. Изложение лингвистического текста

1.10

2

Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения

15.10

3

Р/р. Функциональные стили речи. Написание сочинения на одну из тем (по выбору учащегося)

21.04

4

Р/р. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте

19.05

ИТОГО: 4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С ПРИМЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ

Общие сведения о языке (4 ч + 1 ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык как система средств разных уровней (1 ч + 1 ч)

Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический. Синтаксический  и анализ художественного текста

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (2 ч + 1 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (3 ч + 1 ч + 1 ч резерв)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

№ п/п

№ в разделе

Тема раздела, урока

(цель раздела)

Дата

План

Факт

Общие сведения о языке (4 + 1 ч)

1

1

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка

3.09

2

2

Русский язык в современном мире

10.09

3

3

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков

17.09

4

4

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Входная контрольная работа

24.09

5

5

Р/р. Изложение лингвистического текста

1.10

Русский язык как система средств разных уровней (1 + 1 ч)

6

1

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке

8.10

7

2

Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения

15.10

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч)

8

1

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

22.10

9

2

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

29.10

10

3

Выразительные средства русской фонетики

12.11

11

4

Принципы русской орфографии. Контрольная работа №1 по теме «Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия»

19.11

Лексика и фразеология (6 ч)

12

1

Повторение по теме «Лексика»

26.11

13

2

Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова

3.12

14

3

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления

10.12

15

4

Русская фразеология

17.12

16

5

Лексические и фразеологические словари

24.12

17

6

Контрольный диктант №2 по теме «Лексика и фразеология»

14.01

Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч)

18

1

Повторение. Морфемика и словообразование

21.01

19

2

Выразительные словообразовательные средства

28.01

20

3

Словообразовательный разбор

4.02

21

4

Практическая работа №1 по теме «Морфемика и словообразование»

11.02

Морфология и орфография (6 ч)

22

1

Обобщающее повторение морфологии

18.02

23

2

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи

25.02

24

3

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм

3.03

25

4

Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

10.03

26

5

Морфологический разбор частей речи

17.03

27

6

Контрольный диктант №3 по теме «Морфология и орфография»

31.03

Речь, функциональные стили речи (2 + 1 ч)

28

1

Язык и речь. Устная и письменная речь

7.04

29

2

Текст, его строение и виды его преобразования

14.04

30

3

Р/р. Функциональные стили речи. Написание сочинения на одну из тем (по выбору учащегося)

21.04

Научный стиль (3+ 1 ч + 1 ч резерв)

31

1

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили)

28.04

32

2

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля

5.05

33

3

Термин и терминология. Термины и профессионализмы, нормы их употребления

12.05

34

4

Р/р. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте

19.05

35

5

Итоговая контрольная работа за год

26.05

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;

Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

Создание устного и письменного речевого высказывания:

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

Проводить разные виды языкового разбора;

Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

Эффективно использовать языковые единицы в речи;

Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект учащихся:

Учебник: Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. -  М.: Просвещение, 2015.

Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 класс. «Дрофа», Москва, 1998 г.

Учебно-методический комплект учителя:

Учебник: Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. -  М.: Просвещение, 2015.

Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10  класс. – М.: ВАКО, 2010 г.

А.Е. Куманяева и Потапов.Диктанты и изложения по русскому языку 10-11 класс Издание «Экзамен». Москва. 2012 г.  

Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков// Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: кн. для учителя /А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.

ЕГЭ Н.А Сенина Русский язык. Сочинение. Курс интенсивной подготовки. «Легион», Ростов-на-Дону. 2012 г.

Оборудование и приборы:

- Таблицы;

- Интерактивная доска;

- Ноутбук;

- Принтер;

- Ксерокс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...