Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
РП состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, перечня контрольных работ и сочинений, распределения часов по основным разделам, календарно-тематического планирования, требований к уровню подготовки обучающихся, учебно-методического обеспечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хандальская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по русскому языку
для 10 класса основного общего образования (базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
Автор-составитель: Швабова Е.Г.,
учитель русского языка и литературы
Хандальск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. Программы общеобразовательных организаций. Сборник. 10-11 классы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. – 2-е издание / Издательство «Просвещение», 2013 г.» и на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней школе являются:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
- приобретение опыта анализа с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств; формироване умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Содержание курса РЯ на базовом уровне в средней школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.
Внесённые изменения. Годовой календарный график на 2015-2016 учебный год рассчитан на 35 учебных недель, а авторская программа на 34 учебные недели. В связи с этим в календарно-тематическое планирование добавлен 1 час на проведение годовой административной контрольной работы.
Используемый УМК:
Учебник: Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Место предмета в базисном учебном плане: для обязательного изучения русского (родного) языка в Х классе отводится 34 учебных часа (из расчета 1 учебный час в неделю), из них на контрольные работы – 6 часов, на развитие речи – 4 часа.
Теоретический материал в большинстве случаев повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического), анализа текстов разных стилей. Работа по орфографии и пунктуации ведётся параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом. Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства.
Методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос с помощью перфокарт; выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы промежуточной аттестации в 10 классе следующие: тест; диктант с грамматическим заданием; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста; сжатое изложение; изложение с элементами сочинения-рассуждения; сочинение на морально-этическую тему; устное высказывание на лингвистическую тему.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке | 5 |
2 | Русский язык как система средств разных уровней | 2 |
3 | Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия | 4 |
4 | Лексика и фразеология | 6 |
5 | Состав слова (морфемика) и словообразование | 4 |
6 | Морфология и орфография | 6 |
7 | Речь, функциональные стили речи | 3 |
8 | Научный стиль речи | 4 + 1 ч резерв |
Итого: | 35 часов |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Сроки проведения |
1 | Активные процессы в русском языке на современном этапе. Входная контрольная работа | 24.09 |
2 | Принципы русской орфографии. Контрольная работа №1 по теме «Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия» | 19.11 |
3 | Контрольный диктант №2 по теме «Лексика и фразеология» | 14.01 |
4 | Практическая работа №1 по теме «Морфемика и словообразование» | 11.02 |
5 | Контрольный диктант №3 по теме «Морфология и орфография» | 31.03 |
6 | Итоговая контрольная работа за год | 26.05 |
ИТОГО: 6
ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
№ п/п | Тема | Сроки проведения |
1 | Р/р. Изложение лингвистического текста | 1.10 |
2 | Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения | 15.10 |
3 | Р/р. Функциональные стили речи. Написание сочинения на одну из тем (по выбору учащегося) | 21.04 |
4 | Р/р. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте | 19.05 |
ИТОГО: 4
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С ПРИМЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ
Общие сведения о языке (4 ч + 1 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Русский язык как система средств разных уровней (1 ч + 1 ч)
Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический. Синтаксический и анализ художественного текста
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (6 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (2 ч + 1 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (3 ч + 1 ч + 1 ч резерв)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
№ п/п | № в разделе | Тема раздела, урока (цель раздела) | Дата | |
План | Факт | |||
Общие сведения о языке (4 + 1 ч) | ||||
1 | 1 | Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка | 3.09 | |
2 | 2 | Русский язык в современном мире | 10.09 | |
3 | 3 | Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков | 17.09 | |
4 | 4 | Активные процессы в русском языке на современном этапе. Входная контрольная работа | 24.09 | |
5 | 5 | Р/р. Изложение лингвистического текста | 1.10 | |
Русский язык как система средств разных уровней (1 + 1 ч) | ||||
6 | 1 | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке | 8.10 | |
7 | 2 | Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения | 15.10 | |
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч) | ||||
8 | 1 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии | 22.10 | |
9 | 2 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | 29.10 | |
10 | 3 | Выразительные средства русской фонетики | 12.11 | |
11 | 4 | Принципы русской орфографии. Контрольная работа №1 по теме «Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия» | 19.11 | |
Лексика и фразеология (6 ч) | ||||
12 | 1 | Повторение по теме «Лексика» | 26.11 | |
13 | 2 | Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова | 3.12 | |
14 | 3 | Русская лексика с точки зрения сферы её употребления | 10.12 | |
15 | 4 | Русская фразеология | 17.12 | |
16 | 5 | Лексические и фразеологические словари | 24.12 | |
17 | 6 | Контрольный диктант №2 по теме «Лексика и фразеология» | 14.01 | |
Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч) | ||||
18 | 1 | Повторение. Морфемика и словообразование | 21.01 | |
19 | 2 | Выразительные словообразовательные средства | 28.01 | |
20 | 3 | Словообразовательный разбор | 4.02 | |
21 | 4 | Практическая работа №1 по теме «Морфемика и словообразование» | 11.02 | |
Морфология и орфография (6 ч) | ||||
22 | 1 | Обобщающее повторение морфологии | 18.02 | |
23 | 2 | Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи | 25.02 | |
24 | 3 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм | 3.03 | |
25 | 4 | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | 10.03 | |
26 | 5 | Морфологический разбор частей речи | 17.03 | |
27 | 6 | Контрольный диктант №3 по теме «Морфология и орфография» | 31.03 | |
Речь, функциональные стили речи (2 + 1 ч) | ||||
28 | 1 | Язык и речь. Устная и письменная речь | 7.04 | |
29 | 2 | Текст, его строение и виды его преобразования | 14.04 | |
30 | 3 | Р/р. Функциональные стили речи. Написание сочинения на одну из тем (по выбору учащегося) | 21.04 | |
Научный стиль (3+ 1 ч + 1 ч резерв) | ||||
31 | 1 | Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили) | 28.04 | |
32 | 2 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля | 5.05 | |
33 | 3 | Термин и терминология. Термины и профессионализмы, нормы их употребления | 12.05 | |
34 | 4 | Р/р. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте | 19.05 | |
35 | 5 | Итоговая контрольная работа за год | 26.05 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
Проводить разные виды языкового разбора;
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
Эффективно использовать языковые единицы в речи;
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект учащихся:
Учебник: Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 класс. «Дрофа», Москва, 1998 г.
Учебно-методический комплект учителя:
Учебник: Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010 г.
А.Е. Куманяева и Потапов.Диктанты и изложения по русскому языку 10-11 класс Издание «Экзамен». Москва. 2012 г.
Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков// Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: кн. для учителя /А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г.
ЕГЭ Н.А Сенина Русский язык. Сочинение. Курс интенсивной подготовки. «Легион», Ростов-на-Дону. 2012 г.
Оборудование и приборы:
- Таблицы;
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Принтер;
- Ксерокс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...