Тема: "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Сонина Татьяна Олеговна

Цели:

     1. Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова обучающиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.

     2. Проверить знание наизусть алфавита.

   Методическое обоснование:  обучающиеся  осознают,  что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные. На этом уроке ученики получают представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита, заключающейся в обозначении звуков на письме (а не наоборот).

     Дети учатся правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова (вводится термин транскрипция).

     Особое внимание обучающихся следует обратить на знаки фонетической транскрипции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuki_i_bukvy._alfavit.docx114.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект урока. Тема: «Звуки и буквы. Алфавит»»

        Цели:

        1. Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова обучающиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.

        2. Проверить знание наизусть алфавита.

        Методическое обоснование:  обучающиеся  осознают,  что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные. На этом уроке ученики получают представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита, заключающейся в обозначении звуков на письме (а не наоборот).

        Дети учатся правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова (вводится термин транскрипция).

        Особое внимание обучающихся следует обратить на знаки фонетической транскрипции.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. обучающиеся читают выписанные слова и составленные с ними предложения, соблюдая правильное произношение и ударение.

2. Беседа о произношении согласных звуков.

Вопросы к беседе:

– Охарактеризуйте процесс оглушения в словах: кни[ш]ка, ду[п].

– Как объяснить произношение слов: [з]делать, о[д]бор?

– Почему при произношении некоторых слов согласный звук может выпадать, не произноситься? Приведите такие примеры.

– Назовите из слов, записанных на доске, сначала слова с ь для обозначения мягкости согласного, затем слова без ь.

Мостик, ходьба, свадьба, нянька, нянчить, банька, банщик, лошадьми, возьми, четырьмя, фонарщик, заманчиво, резьба, помощник, жестянщик.

III. Словарный диктант.

Учитель. Сегодня на уроке мы проверим, как вы запомнили написание слов из орфографического словарика, умеете ли вы сопоставлять значение, структуру и правописание слов.

Непреодолимый, препятствие, университет, грамматика, поколение, Россия, выразительный, рассказывать, объяснять, отдаленный, разделить, колючий, раздаваться, запах, разгадать, угодить.

Самопроверка словарного диктанта

IV. Выполнение упражнений.

1. Проверка  правильного  произнесения  названия  всех  букв  алфавита.

2. Чтение основного теоретического материала

3. Выполнение упражнений, устно

4. Выполнение упражнения, письменно

V. Итог урока.

Учитель. Выразительно прочитайте стихотворение. Какие звуки обращают на себя внимание больше других? Какую роль выполняют они?

ВОРОНА

– Кар! –

Кричит ворона.

Кража!

Караул!

Грабёж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку!

– Стой, ворона,

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана.

У тебя ведь

Нет кармана.

– Как! –

Подпрыгнула

Ворона

И моргнула

Удивленно. –

Что ж вы раньше

Не сказали!

Кар-р-раул!

Кар-р-рман!

Укр-р-рали!

В. Орлов

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Тема : «Звуки [Л] [Л`]. Буква Л. 1 класс.

Тема : «Звуки  [Л] [Л`]. Буква Л.1 класс.Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [Л] [Л`] , буквой Л.            2. У...

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие

конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....