Факультативный курс "Путешествие в страну Лингвистика".
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Рабочая программа факультативного курса для учеников 6 класса "Путешествие в страну Лингвистика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs_puteshestvie_v_stranu_lingvistika.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская
средняя школа №10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО ________/_Арсентьева И.И./

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Приказом  №_____

от «____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Путешествие в страну Лингвистика»

6 класс

Арсентьева И.И., высшая категория

2015/2016  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Класс  6-А

Количество часов

Всего 34, в неделю 1

Рабочая программа полностью соответствует  возрастным и психологическим особенностям ребенка

 и составлена на основе программы учителя русского языка и литературы МБОУ СШ №10 Арсентьевой И.И.

Данный факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 класса.

Общая характеристика  курса.

     Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из "больных мест" нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.

   Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учёт в преподавании многофункциональности самого языка.

    Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.

     Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

   На каждом занятии данного факультативного курса мною используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.

   Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.

    В этой связи, данный факультативный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков (в частности немецкого и английского), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.

   Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.

    В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.

    Цель программы "Путешествие в страну лингвистика" - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.

    Главная задача данного курса - формировать интерес к изучению русского языка, коммуникативные способности учащихся; развивать мышление, речь, память, воображение; воспитывать чувство патриотизма.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

       К концу обучения учащиеся должны знать:

основные лингвистические термины и понятия;

основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);

орфограмма и условия их выбора;

словосочетания и предложения;

- звуки и буквы, ударение, слог, слово;

- лексическое значение слова

-основные правила орфоэпии;

-происхождение некоторых слов и выражений;

-иметь представление о русском языке как системе;

      уметь:

-правильно употреблять слова в речи;

-различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;

-составлять предложения разных видов;

разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;

писать статьи, заметки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

брать интервью;

определять тему и основную мысль текста;

совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

     Дата

Примечание

план

факт

1

Звук и буква. Можно ли писать без букв?

1

2

Отличие звука от буквы. Позиционные изменения.

1

3

Можно ли писать без букв?

4

Значение букв в русском языке.

5

Загадочный папирус.

1

6

Древние алфавиты.

1

7

Словесные раскопки.

1

8

Буквы понятные, потерянные, редкие. Согласные -двойняшки.        Удвоенные согласные.

1

9

Невидимки в тумане. Непроизносимые согласные.

1

10

В гости к буквам - молчунам. Употребление

Ъ и Ь.

11

Культура речи. Орфоэпия. Орфоэпический словарь.

1

12

Наш друг ударение. Как звучат слова?  

1

13

Слово или не слово. Знакомство с толковым словарем. Многозначные слова. Толковый словарь.

1

14

Бывают ли у слов родственники? Этимология.

1

15

Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем.  Биографию имеют не только люди, но и слова.

        

1

16

Что означают наши имена?        Происхождение и значение имен. Древнерусские имена. Фамилия. Отчество.

1

17

Можно ли сломать язык? Чудесные превращения слов.

1

18

Шарады, метаграммы, логогрифы, перевертыши.

1

19

Сказал то же, да не одно и то же. Путешествие в страну Невыученных уроков.

1

20

"Казнить нельзя - помиловать". Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания.

1

21

Тезки наоборот.

1

22

Слова-близнецы. Омонимы. Знакомство со словарем омонимов.        

1

23

Слова - враги. Антонимы. Словарь антонимов.        

24

Слова-друзья. Синонимы. Словарь синонимов. Употребление синонимов в речи.        

1

25

Почему мы так говорим?

1

26

Крылатые слова.

1

27

Красна речь пословицей.        Пословицы и поговорки. Их толкование.

1

28

Путешествие по Фразеологии.

Фразеологический оборот. Фразеологический словарь.

1

29

В руках умелых слово творит чудеса.

1

30

Кроссворды по русскому языку.        Лексика.

1

31

Прочь с дороги.

1

32

Конкурс «Кто впереди?»

1

33

Обобщение пройденного материала.

1

34

Турнир знатоков русского языка.        

1