Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (5 класс)
Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. ОлмаМедиаГрупп: 2009.
Цели урока:
1. Формирование личностных результатов (стремление к речевому самосовершенствованию; интерес и любовь к родному языку).
2. Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; выборочное воспроизведение материала на определенную тему).
3. Формирование предметных результатов (умение дифференцировать буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове; умение отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы, умение развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логику мышления, навыки устной речи на всех этапах урока).
Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_urok_rya._dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu_ya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (5 класс)
Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. ОлмаМедиаГрупп: 2009.
Цели урока:
- Формирование личностных результатов (стремление к речевому самосовершенствованию; интерес и любовь к родному языку).
- Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; выборочное воспроизведение материала на определенную тему).
- Формирование предметных результатов (умение дифференцировать буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове; умение отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы, умение развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логику мышления, навыки устной речи на всех этапах урока).
Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, учебник.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради. | |
| Мы продолжаем знакомиться с тайнами фонетики и сегодня постараемся узнать, что же скрывают в себе гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Поэтому давайте будем внимательными, активными, трудолюбивыми, чтобы на уроке мы вместе смогли разгадать эту загадку. | Регулятивные УУД: мотивировать к деятельности. |
| - Отгадайте загадки (СЛАЙД) (учитель после ответов учеников записывает отгадки на доске): Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать – луна, А дочурки – … (Звёзды) Из меня берут порою Реки свой исток, А в руках твоих открою Я любой замок. (Ключ) - Запишем транскрипцию этих слов. - Какую работу выполняют буквы Ё и Ю в этих словах? (обозначают мягкость согласных и звуки [о], [у]). А теперь посмотрим на следующие загадки (СЛАЙД): Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык) Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ёлка) Ребята, давайте еще раз повторим, что мы уже знаем о буквах Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки; служат для обозначения мягкости согласных; после букв, обозначающих согласный звук, обозначают звуки [э], [о], [у], [а]). (СЛАЙД СО СХЕМОЙ №1, отображающей данную информацию) - Давайте подсчитаем количество букв и звуков в двух последних словах-отгадках. (4 буквы и 4 звука? 5 звуков?). Почему же у нас получились разные ответы? Давайте хором ещё раз произнесём эти слова. А теперь произнесём звуки [а] и [о]. Мы знаем, что буква Я обозначает звук [а], а Ё – звук [о], если они стоят после согласных. Посмотрите: стоит этим буквам стать в другую позицию, как у них появляется совсем другая роль, причём здесь им придётся играть за двоих, потому что наши актёры Е, Ё, Ю и Я будут обозначать целых два звука. Как вы думаете, почему мы можем назвать эти буквы «актёрами»? (могут «играть» разные роли). Тема нашего сегодняшнего урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». (Записывается) | Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию (выводы в виде схем); умение транскрибировать слова разной степени сложности. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
| Открывается СЛАЙД СО СХЕМОЙ №2 (какие два звука может одновременно обозначать каждая из этих букв). Опираясь на неё, ученикам предлагается написать транскрипцию слов ёлка и язык. Давайте теперь разберемся, в каких позициях Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. Сейчас я прочитаю вам предложения из знакомой вам сказки, а вы попробуете отыскать слова, где наши буквы-актёры обозначают один, а где – два звука. (Задание 153 с. 136-137 учебника) Один ученик записывает выбранные слова на доске в два столбика, другие делают это в тетради. - Давайте посмотрим внимательно на второй столбик. - Мы видим, что, как и в словах «язык» и «ёлка», буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят в начале слова. А теперь посмотрим на слова, где наши «актёры» обозначают два звука, но стоят в другой позиции. Подчеркните буквы, после которых они стоят. - Давайте попробуем сформулировать правило, когда же Е, Ё, Ю и Я обозначают два звука. - Сейчас мы прочитаем правило и посмотрим, удалось ли нам раскрыть секрет наших букв. (Учебник, с. 135-136) - И теперь, опираясь на это правило, поработаем самостоятельно. - Мы прочитаем по ролям отрывок из сказки Евгения Шварца «Золушка», а затем вы постараетесь найти и выписать из него слова, где Е, Ё, Ю и Я обозначают два звука. И потом мы посмотрим, кто из вас найдёт этих слов больше. (Задание 164, с. 137 учебника) | Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, группировать. Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
| - Как вы думаете, удалось ли нам познакомиться с обеими ролями наших букв-актёров? Давайте еще раз вспомним, какую роль в какой позиции они играют. (Учащиеся повторяют правило). Оценки за работу на уроке. | Регулятивные УУД: оценивать результат; соотносить цели и результаты своей деятельности. Личностные результаты: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
| А дома вы прочитаете текст о самом писателе Евгении Шварце на с. 138-139 учебника. Составьте план текста, по которому на следующем уроке кто-то из вас расскажет нам, что он узнал об этом писателе. Попытайтесь ответить на вопрос, почему его называют Добрым Волшебником. И, чтобы не забывать о наших старательных буквах-актёрах, найдите в тексте и выпишите слова с ними, подчеркивая буквы, после которых они стоят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...
Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
урок русского языка 5 класс...
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....