Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чекалева Кристина Андреевна

Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (5 класс)

Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. ОлмаМедиаГрупп:  2009.

Цели урока:

1.     Формирование личностных результатов (стремление к речевому самосовершенствованию; интерес и любовь к родному языку).

2.     Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; выборочное воспроизведение материала на определенную тему).

3.     Формирование предметных результатов (умение дифференцировать буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове; умение отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы,  умение развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логику мышления, навыки устной речи на всех этапах урока).

 

Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, учебник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_urok_rya._dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu_ya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (5 класс)

Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. ОлмаМедиаГрупп:  2009.

Цели урока:

  1. Формирование личностных результатов (стремление к речевому самосовершенствованию; интерес и любовь к родному языку).
  2. Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; выборочное воспроизведение материала на определенную тему).
  3. Формирование предметных результатов (умение дифференцировать буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове; умение отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы,  умение развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логику мышления, навыки устной речи на всех этапах урока).

Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради.

  1. Создание психологического настроя.

Мы продолжаем знакомиться с тайнами фонетики и сегодня постараемся узнать, что же скрывают в себе гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Поэтому давайте будем внимательными, активными, трудолюбивыми, чтобы на уроке мы вместе смогли разгадать эту загадку.

Регулятивные УУД:

мотивировать к деятельности.

  1. Повторение ранее изученного материала и введение в новую тему. Формулирование темы и целей урока.

- Отгадайте загадки (СЛАЙД)

(учитель после ответов учеников  записывает отгадки на доске):

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать – луна,

А дочурки – …      (Звёзды)

Из меня берут порою

Реки свой исток,

А в руках твоих открою

Я любой замок.         (Ключ)

- Запишем транскрипцию этих слов.

- Какую работу выполняют буквы Ё и Ю в этих словах? (обозначают мягкость согласных и звуки [о], [у]).

А теперь посмотрим на следующие загадки (СЛАЙД):

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.   (Язык)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

         (Ёлка)

Ребята, давайте еще раз повторим, что мы уже знаем о буквах Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки; служат для обозначения мягкости согласных; после букв, обозначающих согласный звук, обозначают звуки [э], [о], [у], [а]).

(СЛАЙД СО СХЕМОЙ №1, отображающей данную информацию)

- Давайте подсчитаем количество букв и звуков в двух последних словах-отгадках. (4 буквы и 4 звука? 5 звуков?). Почему же у нас получились разные ответы?

Давайте хором ещё раз произнесём эти слова. А теперь произнесём звуки [а] и [о]. Мы знаем, что буква Я обозначает звук [а], а Ё – звук [о], если они стоят после согласных. Посмотрите: стоит этим буквам стать в другую позицию, как у них появляется совсем другая роль, причём здесь им придётся играть за двоих, потому что наши актёры Е, Ё, Ю и Я будут обозначать целых два звука.

Как вы думаете, почему мы можем назвать эти буквы «актёрами»? (могут «играть» разные роли).

Тема нашего сегодняшнего урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». (Записывается)

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию (выводы в виде схем); умение транскрибировать слова разной степени сложности.

Регулятивные УУД:

высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Закрепление изученного.

Открывается СЛАЙД СО СХЕМОЙ №2 (какие два звука может одновременно обозначать каждая из этих букв). Опираясь на неё, ученикам предлагается написать транскрипцию  слов ёлка и язык.

Давайте теперь разберемся, в каких позициях Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. Сейчас я прочитаю вам предложения из знакомой вам сказки, а вы попробуете отыскать слова, где наши буквы-актёры обозначают один, а где – два звука. (Задание 153 с. 136-137 учебника)

Один ученик записывает выбранные слова на доске в два столбика, другие делают это в тетради.

- Давайте посмотрим внимательно на второй столбик.

- Мы видим, что, как и в словах «язык» и «ёлка», буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят в начале слова. А теперь посмотрим на слова, где наши «актёры» обозначают два звука, но стоят в другой позиции. Подчеркните буквы, после которых они стоят.

- Давайте попробуем сформулировать правило, когда же Е, Ё, Ю и Я обозначают два звука.

- Сейчас мы прочитаем правило и посмотрим, удалось ли нам раскрыть секрет наших букв. (Учебник, с. 135-136)

- И теперь, опираясь на это правило, поработаем самостоятельно.

- Мы прочитаем по ролям отрывок из сказки Евгения Шварца «Золушка», а затем вы постараетесь найти и выписать из него слова, где Е, Ё, Ю и Я обозначают два звука. И потом мы посмотрим, кто из вас найдёт этих слов больше. (Задание 164, с. 137 учебника)

Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, группировать.

Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  1. Подведение итогов урока.

- Как вы думаете, удалось ли нам познакомиться с обеими ролями наших букв-актёров? Давайте еще раз вспомним, какую роль в какой позиции они играют. (Учащиеся повторяют правило). 

Оценки за работу на уроке.

Регулятивные УУД: оценивать результат; соотносить цели и результаты своей деятельности.

Личностные результаты:

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  1. Домашнее задание.

А дома вы прочитаете текст о самом писателе Евгении Шварце на    с. 138-139 учебника. Составьте план текста, по которому на следующем уроке кто-то из вас расскажет нам, что он узнал об этом писателе. Попытайтесь ответить на вопрос, почему его называют Добрым Волшебником.

И, чтобы не забывать о наших старательных буквах-актёрах, найдите в тексте и выпишите слова с ними, подчеркивая буквы, после которых они стоят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....