"В поисках царевны Морфологии"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Чекалева Кристина Андреевна

Тема урока: «В поисках царевны Морфологии» (повторение изученного об имени существительном)

Цели урока:

1.     Формирование личностных результатов (стабильность положительной самооценки учащихся; активная позиция на уроке; стремление к успеху; стремление к речевому самосовершенствованию).

2.     Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение работать с прослушанным и прочитанным текстом; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работа в группе, в паре со своими сверстниками;  умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией; владение монологической и диалогической формами речи).

3.     Формирование предметных результатов (закрепление изученного материала; анализ объектов с целью выделения признаков, т.е.  умение видеть морфемную структуру слова, орфограмму, определять условия выбора гласной или согласной буквы; орфографическая зоркость; умение разграничивать грамматические признаки слов, группировать слова по заданным признакам).

 

Оборудование урока: компьютер, проектор, аудиозаписи на сказочную тематику, распечатанные тексты, карточки с заданиями, изображения сказочных персонажей, сундучок с замком и ключом, кроссворд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_1.docx271.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока русского языка в 5 классе

Учитель Чекалева Кристина Андреевна

Дата – 21.01.2016 г.

Место проведения – МБОУ «СОШ №20 им. А.А. Хмелевского» г. Курска

Тема урока: «В поисках царевны Морфологии» (повторение изученного об имени существительном)

Цели урока:

  1. Формирование личностных результатов (стабильность положительной самооценки учащихся; активная позиция на уроке; стремление к успеху; стремление к речевому самосовершенствованию).
  2. Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение работать с прослушанным и прочитанным текстом; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работа в группе, в паре со своими сверстниками;  умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией; владение монологической и диалогической формами речи).
  3. Формирование предметных результатов (закрепление изученного материала; анализ объектов с целью выделения признаков, т.е.  умение видеть морфемную структуру слова, орфограмму, определять условия выбора гласной или согласной буквы; орфографическая зоркость; умение разграничивать грамматические признаки слов, группировать слова по заданным признакам).

Оборудование урока: компьютер, проектор, аудиозаписи на сказочную тематику, распечатанные тексты, карточки с заданиями, изображения сказочных персонажей, сундучок с замком и ключом, кроссворд.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради.

  1. Формулирование темы и целей урока.

Добрый день, ребята! Хотя день не такой уж и добрый: несчастье случилось в стране Лингвистике! Нечистая сила похитила царевну Морфологию, и на её поиски отправляется Имя Существительное. А что мы с вами знаем об этом герое?

Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Испытание первое.

Долго ли, коротко ли бродил наш герой, ища подсказку, как пришел к берегу озера. Там и поджидала его рыбка золотая да мудрая, всемогущая и справедливая. «Подскажу я тебе, куда путь держать следует, только прежде и ты мне помоги. Растеряла я чешуйки свои искрящиеся, помоги мне вернуть их на место, да не ошибись!»

Согласилось Имя Существительное. Давайте и мы, ребята, ему поможем.

ИСПЫТАНИЕ ПЕРВОЕ. РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА –Ь

РАБОТА НА КАРТОЧКАХ (у каждого – индивидуальная карточка, текст – на слайде)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В тексте, который вы видите на слайде, найдите названия рыб, оканчивающиеся на мягкий знак, попробуйте догадаться (количество букв поможет вам в этом), в какую колонку нашей «чешуйчатой» таблицы следует записать каждое из названий, а затем запомните, к какому роду каждое из названий относится.

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ. ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ.

Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль; слушать и слышать других, быть готовым доказывать и корректировать свою точку зрения.

  1. Испытание второе.

Оправила свои чешуйки рыбка, засияла пуще прежнего и указала путь в леса тёмные, дали дальние. И встала на пути Имени Существительного Избушка на курьих ножках. Молвит она: «Именины скоро у Бабы-Яги, а на полках в кухне такой беспорядок, что не разобраться!»

Помогите разобрать предметы на полке в избушке и «разложите» их по трём столбикам.
Что особенного в слове «именины»? (употребляется только во множ. числе) Вот и мы с вами сейчас вспомним существительные, которые имеют только единственное или только множественное число.

ИСПЫТАНИЕ ВТОРОЕ. ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Таблица заполняется в тетради, текст – на слайде.

Сахар, мёд, посуда, полотенце, масло, мошкара, пыль, бигуди,  дрожжи, вермишель, мука, рис, сырость, мухоморы, очки, весы, ложки, конфеты, ножницы, ягоды.

Только мн. ч.

Только ед. ч.

Ед. и мн. ч.

ЗАЧИТЫВАЮТСЯ ОТВЕТЫ

Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; строить алгоритм рассуждений, действовать по алгоритму.

  1. Испытание третье.

Тем временем и Баба-Яга подоспела. Обрадовалась и растрогалась она от такой помощи. И раскрыла Имени Существительному тайну: есть у неё ларец заветный, который поможет в поисках царевны. Только заперт он крепко-накрепко. А чтобы его отпереть, нужно выполнить ещё одно задание. Вы готовы, ребята?

ИСПЫТАНИЕ ТРЕТЬЕ. СУФФИКСЫ -ЕК- И -ИК-.

На слайде – текст.

Списать, вставить пропущенные буквы, выделить морфему, в которой находится орфограмма. Какое нам необходимо вспомнить правило?

У бабушки был ключ..к,

 Он открывал чуланч..к,

 В котором находились

 Станоч..к и кирпич..к,

 Платоч..к и футлярч..к,

 Горош..к и огурч..к,

 Бараш..к и бананч..к.

ЗАЧИТЫВАЮТСЯ ОТВЕТЫ.

Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль; слушать и слышать других, быть готовым доказывать и корректировать свою точку зрения.

  1. Физкультминутка.

ЕСЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОДУШЕВЛЕННОЕ – ПОДНЯТЬ РУКИ ВВЕРХ, НЕОДУШЕВЛЕННОЕ – ПРИСЕСТЬ. Какое правило вспоминаем?

МАЛИНА, ВОРОБЕЙ, ГОРОХ, СОРОКА, БЕРЕЗА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДВЕДЬ, ПОМИДОР, КУКЛА, ТОЛПА.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, обобщать, группировать.

  1. Испытание четвертое.

Открываем ларец. Там – индивидуальные карточки с заданием.

ИСПЫТАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Испытание это от трёхглавого Змея-Горыныча. Каждая из его голов склоняется в определенную сторону – в сторону первого, второго или третьего склонения. Определите у слов на карточках (надписать там же) склонение и падеж существительных.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй, над морем, с тишиной, об облаке, для жизни, к сирени, по лесу.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Испытание пятое.

Вот так и шли мы по лесу к дубраве… И пришли во дворец Кощея Бессмертного – он и удерживал царевну Морфологию! Но мы-то знаем, что смерть Кощея – в игле. А сломать её нам помогут наши знания о собственных именах существительных. Решите кроссворд, вписав по горизонтали те группы слов, которые мы пишем с большой буквы. И магия Кощея иссякнет.

ИСПЫТАНИЕ ПЯТОЕ. КРОССВОРД.

C:\Users\Кристина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC_7384-001.jpg

После решения кроссворд убирается, за ним – силуэт царевны.

Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль; слушать и слышать других, быть готовым доказывать и корректировать свою точку зрения.

  1. Домашнее задание.

Вот так зло было в очередной раз повержено. Сегодня знания морфологии спасло прекрасную царевну, а дома я попрошу вас написать мини-сочинение на тему: «Для чего нам нужно знать морфологию?»

  1.   Рефлексия.

Волшебство окружает нас повсюду. Давайте представим, что каждый, кто коснется этого волшебного ларца, будет говорить только правду. Передавая его из рук в руки, скажите, довольны ли вы своей работой на этом уроке и почему.

Спасибо за урок!

Регулятивные УУД: соотносить цель и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фото0312

Какие же рыбы существуют в мире?

Язь - очень красивая рыба, чем-то напоминающая плотву, но с более толстым телом и немного укороченной головой. Рот у язя меньше, чем у голавля, но больше, чем у плотвы. Азовско-черноморская тарань представляет разновидность обыкновенной плотвы.

 От всех других рыб стерлядь легко отличается как по своей величине, так и по своему узкому удлинённому носу и длинными усиками. А цвет форели зависит от места обитания – чем темнее дно, тем темнее окраска рыбы, и наоборот.

Окунь - один из самых распространённых видов речных рыб, обитающих в водах нашей страны. Карась живет в прудах с илистым дном и обильной растительностью. Питается червяками, мотылём и всякой живностью, которую найдёт на дне водоёма. Место обитания линя – проточные водоёмы, не подвергавшиеся вмешательству со стороны человека.  А сельдь - это уже стайная морская рыба. Кефаль обитает в прибрежных водах всех тропических и теплых морей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе

Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...

Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»

Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных ...

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Морфология" ("Космическое путешествие в страну Морфологию")

Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й классЦели и задачи урока: Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление   ...

Урок литературы в 5 классе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»

Цель:        ·        выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты вне...

Урок- представление в 7 классе по теме «Морфология» «В гостях у Морфологии»

Цели урока: содержательная: повторить, обобщить, систематизировать изученное ранее в разделе «Морфология»; повторить ключевые термины темы, орфограммы; совершенствовать умение различать ча...