Урок ФРАЗЕОЛОГИИ
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Червоткина Надежда Аркадьевна

Дидактический материал по теме "Фразеология". Предложенные тесты и игры помогут при проведении урока и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologiya.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ФРАЗЕОЛОГИИ

Тесты и игры по теме «Фразеология» можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе, они помогут в подготовке к олимпиаде по русскому языку.

Порой с крылатыми словами

Запутаться мы можем сами,

Произнести их невпопад,

Развеселив друзей-ребят.

И чтобы не попасть впросак,

Давайте будем делать так:

Значенье слов припоминать,

Чтоб верно их употреблять.

Ведь нашу речь так украшают

Слова крылатые, поверь,

Так пусть почаще прилетают

В распахнутую настежь дверь.

Найдите в стишках фразеологизм и объясните его значение.

1.

Отлично Кукушкина Алла

Предмет у доски отвечала.

Зачем ей Олег подсказал?

Ведь сам он вопроса не знал.

Учитель, услышав подсказку

Сломал раздражённо указку.

Да, как всегда, Олег Петров

Смог наломать немало дров.

«Наломать дров» означает наделать глупостей по незнанию, повредив какому-нибудь делу или самому себе.

2

У Фёдора одна отрада:

Наш Федя обожает петь.

Поёт, где надо и не надо,

А нам приходится терпеть.

Ведь у него беда со слухом,

В народе верно говорят:

Коль наступил медведь на ухо,

Ты уж молчи погромче, брат.

«Медведь на ухо наступил» говорят о человеке без музыкального слуха, который не умеет петь или поёт громко, но фальшиво.


3

Что за шум, что за гром

На уроках в школе?

Целый день Антон с Петром

Чепуху мололи! Сами вряд ли понимали,

Что  за глупости болтали.

«Молоть чепуху» означает говорить что-то неправильное, бессмысленное, рассуждать о том, чего не знаешь.

4

После каникул Власов Стас

С трудом узнал любимый класс.

Он самым низким был всегда

И перерос всех. Это да!

Не верит Стас своим глазам,

Как начал он смеяться:

- Рос не по дням, а по часам

Я этим летом, братцы!

«Не по дням, а по часам» значит быстро, стремительно расти, изменяться

5

С Людой Лаптевой беда,

Опоздала, как всегда.

Ждал её на праздник класс

Безуспешно целый час.

Нет торта на блюде

Одни только крошки,

Остались нашей Люде

Вновь рожки лишь да ножки.

«Остались рожки да ножки» скажут тогда, когда почти ничего не осталось.

6

Учиться решил на пятёрки

Андрей и стараться он стал.

Учебник от корки до корки

Внимательно он прочитал.

Теперь он каждому из нас

Ответ на все вопросы даст.

«От корки до корки» скажут о книге, если вся она прочитана очень внимательно, вдумчиво.


Тесты по теме «Фразеология»

 

1.Укажите,   какое  толкование   фразеологизмов   является  правильным

1) Выйти сухим из воды

A. Избежать заслуженного наказания.

Б. Преодолеть все жизненные испытания и не потерять лучшего в себе.

B. Не получить ожидаемого.

Г. Не    дождаться    улучшения    ситуации,    не обрести душевного равновесие.

2) Семи пядей во лбу

A. О человеке высокого роста.

Б. Умница,   наделен   незаурядными   способностями.

B. О человеке с излишним самомнением.

Г. О человеке со странностями.

3) Денег куры не клюют

A. О тех, кто хранит свои деньги в надежном месте.

Б. О  тех,  кто  не  держит деньги  в  чулке,  а вкладывает в производство.

B. Ни гроша в кармане и в кошельке.

Г. Об очень богатом человеке.

4) Не робкого десятка

A. Трус.

Б. Храбрец.

B. Член преступной группировки.

Г. Компанейский   человек,   у   которого   много друзей, приятелей.

2. Укажите, какое толкование  фразеологизмов   является правильным

1) Пользы как от козла молока

A. Пользы никакой.

Б. Очень стоящее дело, которое может принести значительную     прибыль,     иметь     хороший результат.

B. Дело, безусловно, выгодное, но рискованное.

Г. Дело, начиная которое вы должны понимать, что результат будет очень нескоро.

2) Олух царя небесного

A. Верующий человек. Б. Неверующий человек.

B. Глупый, никчемный человек.

Г. Человек, наделенный способностями.

3) Бояться как огня

A. Испытывать     одновременно     и     страх,     и влечение.

Б. Не бояться.

B. Очень бояться чего-либо.

Г. Пренебрегать опасностью, идти на риск.

4) Рассыпаться мелким бесом

A. О мелочном, скупом человеке.

Б. Занявшись мелкими житейскими делами, не иметь времени на главное.

B. Истратить  деньги  неразумно, на мелкие покупку, не оставив на главное.

Г. Льстить   кому-либо,   угодничать,   заискивать перед кем-либо.

3.   Укажите,      какое толкование      фразеологизмов      является  правильным

1) От горшка два вершка

A. О человеке маленького роста.

Б. О небольшом количестве чего-либо.

B. О    ситуации,    когда    вам    не    заплатили положенное.

Г. О незначительных изменениях.

2) Камень

преткновения

A. Жестокий и незаслуженный упрек. Б. Справедливый упрек.

B. Неотвратимая кара за преступление.

Г. Помеха, затруднения в каком-либо деле.

3) Как сквозь землю провалился

A. Кто-либо растерялся, смутился.

Б. Кто-либо ушел, уехал неизвестно куда,    и нет от него известий.

B. О человеке, которому очень стыдно.

Г. О крепко спящем человеке.

4) Стричь всех под одну гребенку

A. Любить всех одинаково сильно (обычно о своих детях).

Б. О человеке с прической банальной, как у всех,     которая     не     соответствует     его индивидуальности и не идет ему.

B. Уравнивать      всех,       не      считаясь      с существующими различиями.

Г. Собирать налоги.


4. Укажите,      какое      толкование      фразеологизмов      является    правильным  

1) Вывести в

люди

A. Принимать  участие  в  судьбе  кого-то,  помочь достичь ему прочного или высокого положения в обществе.

Б. Помочь советом в решении проблемы.

B. Темные   дела,   махинации   кого-либо   сделать достоянием гласности.

Г. Помочь преодолеть психологические трудности в общении, ввести в свой круг знакомых, друзей.

2) Лить воду на    мельницу

A. Беззастенчиво лгать.

Б. Косвенно    помогать,    невольно    содействовать своими       действиями       кому-либо,       обычно противнику.

B. Заниматься пустой болтовней или пустым делом.

Г. Пытаться    активизировать    какой-то    процесс,

например,    выполняемую    вашим    коллективом работу.

3) Как свои пять пальцев

A. О ком-либо похожем на вас.

Б. О близких людях, родственниках.

B. О чем-либо очень простом для понимания.

Г. Знать что-либо хорошо.

4) Медвежья услуга

A. Большая,   очень   важная   для   вас   помощь   со стороны кого-то.

Б. О   ситуации,   когда   хотели   сделать   добро,   а обернулось злом.

B. Вам помогли, сделали для вас что-то незаконное за вознаграждение.

Г. Услуга, на которую вам пришлось отвечать тем же.

5. Укажите,      какое      толкование      фразеологизмов      является       правильным

1) Отложить в долгий ящик

A. Хранить что-либо в тайне.

Б. Бережно   хранить   старые   вещи,   семейные реликвии.

B. Отложить  выполнение  чего-либо  на  неопределенный срок.

Г. О деньгах, отложенных «на черный день».

2) Гладить по головке

A. Хвалить, потворствовать, потакать.

 Б. Утешать.

B. Поправлять прическу.

Г. Сглаживать острые проблемы.

3) Голубая кровь

A. Хладнокровный     человек,     не     теряющий выдержки в самых острых ситуациях.

Б. Аристократ.

B. О человеке, относящемся к другим свысока.

Г. Странный, непохожий на других человек.

4) Гонять лодыря

A. Изводить кого-то своими упреками.

Б. Заставлять кого-то работать.

B. Торопить кого-то в работе, в пути.

 Г. Бездельничать, прохлаждаться.


6. Укажите,      какое      толкование      фразеологизмов      является       правильным

1) Закрывать

А. Скрывать что-то, умалчивать.

глаза на что-то

Б. Намеренно не обращать внимание  на что- либо, например чьи-то проступки, недостатки.

В. Стараться обмануть кого-то.

Г. Быть рассеянным.

2) Как об стенку

А. Не оказывает никакого воздействия, влияния.

горох

Б. О прочной вещи.

В. О бесполезной работе.

Г. О глупых, нелепых действиях кого-либо.

3) Земля горит

А. О сильном пожаре.

под ногами

Б. О человеке, активно включившемся в работу.

В. Кто-либо   вынужден   быстро,   стремительно убегать.

Г. О месте, где опасно находиться.

4) Белая ворона

А. Человек чистый душой.

Б. Мечтатель, идеалист.

В. Человек   законопослушный,   чистый   перед законом.

Г. Человек, совершенно непохожий на других.

   

7. Укажите,      какое толкование      фразеологизмов      является правильным

 

1) Гол как сокол

A. Очень бедный, нищий человек. Б. Лысый человек.

B. Человек легко, но не по погоде одетый.

Г. Человек, готовый раскрыть любому все тайны своей души и жизни.

2) Ахиллесова пята

A. О  характере  человека  безвольного, трусливого, отступающего перед первой же трудностью.

Б. О человеке надоедливом, навязчивом, преследующем кого-то по пятам.

B. Слабое, наиболее уязвимое место (обычно о человеке).

Г. О нечистой совести человека, совершившего что-либо недостойное.

3) Горит в руках

A. О неумелом работнике.

Б. Выполнять работу быстро, ловко, успешно.

B. О вещи, доставшейся нечестным путем.

Г. О воре, который себя выдал.

4) Пускать пыль в глаза

A. Создавать ложное представление о себе, представляя себя в лучшем свет, чем это есть на самом деле.

Б. Используя уловки, стараться скрыть от кого-то недостатки, свои недоработки.

B. Неэкономно вести хозяйство, дела.

Г. Выдавать     взглядом     свою     симпатию     к человеку, кокетничать (о женщине)


8.    Укажите,      какое толкование      фразеологизмов      является правильным

1) Городить околесицу

A. О нелюдимом человеке, у которого нет друзей, который не знается с соседями.

Б. Объяснять  слишком  сложно,   непонятно  для слушателя.

B.  Говорить неумные, нелепые вещи.

Г. Строить козни, интриговать.

2) Делить шкуру неубитого

медведя

A. Сильно рисковать.

Б. Распределять   прибыль,   результаты   еще   не выполненной работы.

B. Врать, преувеличивая свои успехи на охоте, рыбалке.

Г. Пускаться  на хитрости,  чтобы  занять  место стареющего       или       неугодного       властям начальника.

3) Как гром среди ясного неба

A. О неправдоподобной выдумке.

Б. О событии, случившемся неожиданно.

B. Об очень опасной ситуации.

Г. Об очень громком голосе.

4) Проще пареной репы

A. Очень несложное дело.

Б. О наивном человеке, готовом поверить любой нелепой выдумке.

B. О человеке, родителями которого были простые люди.

Г. О человеке, который не задается, не задирает нос.

9. Укажите,      какое толкование      фразеологизмов      является    правильным

1) Прокрустово ложе

A. Мерка,   под   которую   что-то   подгоняется насильственно.

Б. Место, где можно обрести душевный покой и отдохнуть.

B. Неудобная, грубо изготовленная мебель или место, где чувствуешь себя неловко.

Г. Предел, которого ты достиг в каком-либо деле и выше подняться не можешь.

2) Троянский конь

A. Быстрый и выносливый конь.

Б. Коварный замысел, когда приносимые тебе дары ведут к гибели.

B. Жертва, которую вы готовы принести во имя победы.

Г. Наугад принятое решение в каком-либо деле, в игре, лотерее.

3) Пустить корни

A. Начать какое-то дело.

Б. Создать семью, вступить в брак.

B. Поселиться где-либо с намерением остаться надолго.

Г. Обзавестись детьми.

4) Остаться с носом

A. Не получить того, на что рассчитывал.

Б. Получить прибыль в результате рискованной финансовой операции.

B. Получить наследство.

Г. Остаться   до   конца   жизни   одиноким,   не обзавестись семьей.


Игры

  «Найди имя собственное»

Вам даны две колонки слов: I –  имена нарицательные, II –  имена собственные. Слова расположены в алфавитном порядке. Найдите к нарицательным существительным определения среди имен собственных.  

I  Имена нарицательные

  1. Верста
  2. Воин
  3. Глазки
  4. Грамота
  5. День
  6. Деревня
  7. Доктор
  8. Кафтан
  9. Побоище
  10. Сирота
  11. Уха
  12. Шапка

II Имена собственные

1  Айболит

2  Аника

3  Анюта

4  Демьян

5  Казань

6  Коломенское

7  Мамай

8  Мономах

9  Потемкин

10 Тришка

11 Филька

12 Юрий

I  Имена нарицательные

  1. Азбука
  2. Близнецы
  3. Бочка
  4. Конюшни
  5. Конь
  6. Лампа
  7. Ложе
  8. Муки
  9. Меч
  10. Нить
  11. Огонь
  12. Осел
  13. Ослица
  14. Пир
  15. Победа
  16. Пята
  17. Стена
  18. Столпотворение
  19. Узел
  20. Хохот
  21. Язык
  22. Ящик

 II Имена собственные

  1. Авгий
  2. Аладдин
  3. Ариадна
  4. Ахилл
  5. Буридан
  6. Вавилон
  7. Валаам
  8. Гомер
  9. Гордий
  10. Дамокл
  11. Диоген
  12. Китай
  13. Лукулл
  14. Морзе
  15. Пандора
  16. Пирр
  17. Прокруст
  18. Прометей
  19. Сиам
  20. Танталл
  21. Троя
  22. Эзоп

 Можно предложить дополнительные задания

1.  Объяснить значение получившихся крылатых выражений или назвать их синонимы.

2.  Составить короткий рассказ с одним из крылатых выражений.

3.  Описать ситуацию, по которой можно определить подходящее крылатое выражение.

2. Что кому? 

Вспомните известные вам устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка.

Собаке –  

слону –

рыбке –

коту –  

кобыле –

корове

Дробина, зонтик, масленица, пятая нога, седло, хвост.

Дополнительное задание:

Какие из фразеологизмов - синонимы? Каково их значение? Каково значение остальных идиом?

Ответ

Собаке –  пятая нога

слону –  дробина

рыбке –  зонтик

коту –  масленица

кобыле –  хвост

корове –  седло

Синонимы: как собаке пятая нога, как рыбке зонтик, как корове седло –  все они обозначают «ничуть, нисколько, совершенно не...».

как слону дробина –  «очень мало»;

не всё коту масленица –  «не всегда жизнь бывает изобильной, успешной»;

не пришей кобыле хвост –  «ненужно, излишне, неуместно».

 

3. Что чьё?

 Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение

Кузькина пята, маланьина коза, Сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

Найдите одно «лишнее» по структуре выражение.

Ответ

(показать) Кузькину мать – «проучить, наказать»,

(на) Маланьину свадьбу –  «много, в изобилии»,

(драть как) Сидорову козу – «жестоко, беспощадно»,

дамоклов меч –  «постоянная угроза»,

валаамова ослица – «покорный человек, неожиданно выразивший свой протест»,

прокрустово ложе – «норма, к которой насильно подгоняют или приспосабливают»,

ахиллесова пята –  «слабое, уязвимое место»,

филькина грамота –  «пустая, не имеющая силы и значения бумажка», тришкин кафтан – «такое положение, когда устранение одних недостатков влечёт за собой появление новых»,

иерихонская труба – «громкий голос»,

авгиевы конюшни –  «то, что находится в крайнем беспорядке, очень грязное место».

Все выражения, кроме иерихонская труба, состоят из существительного и прилагательного, образованного от имени человека. Прилагательное иерихонская образовано от названия города Иерихон.

4. «Угадай словечко»

Узнайте слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются.

А  Её не со всеми можно приготовить, те, кто пренебрегает ею, ослабевают, но иногда её просят неодушевлённые предметы.

Б Оно является отличной средой для передвижения кисломолочных продуктов, прекрасным средством для поддержания горения, а также основой для чепухи.

В  Находчивые люди умеют поддерживать беседу, не пользуясь им, у людей малоимущих он обычно меньше, чем многие необходимые вещи, а некоторых людей, испытывающих напрасные ожидания, приходится призывать к более открытому пользованию им.

Ответ

А Каша – каши не сваришь, мало каши ел, ботинки каши просят.

Б Масло – сыр в масле катается, подлить масла в огонь, чепуха на постном масле.

В Карман – лезть за словом в карман, не по карману, держи карман шире.

5. «Один лишний»

В какой из приведённых пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?

Тёртый калач –  стреляный воробей; два сапога пара – одного поля ягоды; ни рыба ни мясо –  ни богу свечка ни чёрту кочерга; сесть на мель – сесть в калошу; протянуть ноги –  приказать долго жить; что есть духу –  во все лопатки; после дождичка в четверг –  когда рак на горе свистнет.

Ответ

Все пары фразеологизмов, кроме сесть на мель – сесть в калошу – синонимы.

Сесть на мель – попасть в трудное положение

Сесть в калошу – поставить себя в неловкое, глупое или смешное положение.

6 «Почему мы так говорим?»

Объясните особенности употребления и значения следующих слов:

типун, тютелька, турусы, сапа, стоеросовый, баклуши, лясы, ляд.

Ответ

Все эти слова практически утеряли своё собственное значение и используются только во фразеологизмах: типун тебе на язык, тютелька в тютельку, турусы на колёсах, тихой сапой, дубина стоеросовая, бить баклуши, точить лясы, на кой ляд.

7 Шуточные загадки

1) В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?

2) Существует фразеологизм повесить нос (приуныть) А какой фразеологизм уточняет, куда именно вешать нос?

3) В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

4) Что общего в словах: дуга, бараний рог и три погибели?

5) Из каких фразеологизмов инопланетяне могли бы заключить, что у человека не пара ног, рук, глаз, ушей, а много?

6) Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда?

7) Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?

8) Количество пятен на Солнце, по свидетельству ученых, увеличивается. А есть ли и на Земле пятна, число которых постоянно уменьшается?

9) Какого цвета бывает скука?

10) Могут ли правда и опыт иметь неприятный вкус?

11) Известно, что собственный локоть укусить невозможно, о чем свидетельствует пословица. А какой фразеологизм утверждает противоположное? Что он обозначает?

Ответы

1) Друг друга (Они ненавидели друг друга)

2) Вешать нос на квинту

3) Как дважды два (знать)

4) Все они сочетаются с глаголом согнуть

5) Со всех ног, без задних ног, на все руки (мастер), во се глаза, все уши прожужжать.

6) Можно в выражении «переливать из пустого в порожнее»

7) Каша

8) Белые пятна (неисследованные места)

9) Скука зеленая

10) Горькая правда, горький опыт

11)Кусать локти (досадовать о чем-либо несделанном)

Литература

Арсирий А.Т Занимательные материалы по русскому языку, - М.: Просвещение, 1995

Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Лексика.Фразеология"

Урок -повторения и обобщения материала  и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....

Обобщающий урок "Фразеология"

Данная презентация может быть использована в качестве обобщения  изученного материала по теме "Фразеология". Разнообразные задания заинтересуют учащихся и помогут им закрепить полученные знания н...

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Презентация у уроку "Фразеология - волшебная страна"

Данную  презентацию   можно использовать  как в классной, так и во внеклассной деятельности.  В увлекательной, ненавязчивой форме, играя,  дети  повторяют...

Раздаточный материал к уроку "Фразеология"

Раздаточный материал к уроку "Фразеология"...

Технологическая карта урока "Фразеология ", 6 класс (с презентацией)

Урок проводится в форме экскурсии.Цель : закрепить и обобщить изученный материал по теме "Фразеология". Построен в соответствии с  требованиями ФГОС....

Конспект урока "Фразеология. Фразеологически единицы и их употребление"

Представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи....