Подготовка к сжатому изложению.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок-практикум
. Учитель: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

обучение приемам сжатия текста Уметь спорить с достоинством 1

Слайд 2

Лихачев Дмитрий Сергеевич – ученый, писатель, публицист "Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется",- писал Д.С.Лихачев. 2

Слайд 3

Когда его спрашивали, чего он добился в жизни, отвечал: «Возрождения интереса к семи векам русской литературы» 3

Слайд 4

Самой ранимой является душа ребенка, поэтому Дмитрий Сергеевич с такой болью обращается к рано повзрослевшей молодежи: «Берегите молодость до глубокой старости: цените все хорошее, что приобрели в молодые годы; не растрачивайте богатств молодости; ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно». 4

Слайд 5

Духовная добродетель заключается в пяти качествах: самоуважении, великодушии, искренности, честности и доброжелательности. Докажи самоуважение – и другие будут уважать тебя. Будь великодушен – и ты откроешь все сердца. Будь искренен – и поверят тебе. Будь честен – и тем сообщишь и другим доброе желание 5

Слайд 6

Письмо 17 «Уметь спорить с достоинством» 6

Слайд 7

Тема текста? Основная мысль? Художественная идея? Спор Уметь спорить с достоинством ? 7

Слайд 8

Интеллигентный Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. Интеллектуальный Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом. Вежливый Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Уважение Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. 8

Слайд 9

9 Структура текста: 1. Вступление (1-3 абзацы) 2. Основная часть - умный спорщик - недозволенные приемы 3. Заключение. Позиция автора.

Слайд 10

10 Критерии оценивания задания С1 7баллов № Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК1 Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему . 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы . 0

Слайд 11

11 Критерии оценивания задания С1 № Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста , использовав их на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0

Слайд 12

12 № Критерии оценивания сжатого изложения Баллы И32 Смысловая цельность, речевая связность и последователь- ность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 1

Слайд 13

Приёмы сжатия текста 1. Обобщение замена ряда однородных членов обобщающим словом, замена родовых понятий видовыми 2. Сокращение отказ от повторов, замена сложного предложения простым 3. Упрощение замена несколько простых на одно сложное 13

Слайд 14

Композиционные (логические) части текста Вступление Основная часть - умный спорщик - недозволенные приёмы Заключение. Позиция автора 14

Слайд 15

15 1) Записать текст, применив приемы сжатия текста, 2) выделить орфограммы, 3) готовимся к сжатому изложению. Домашняя работа:



Предварительный просмотр:

Урок – практикум в 9 классе по обучению приемам сжатия текста

Тема: « Уметь спорить с достоинством»

(Письмо 17 из «Писем о добром» Д.С.Лихачева)

Цель :     СЛАЙД 1

  • вспомним  приемы сжатия текста;
  • подготовимся к написанию сжатого изложения.

Ход урока

Оргмомент. Целеполагание

Слово учителя

Сегодня мы на уроке познакомимся с приемами сжатия текста. Это мы будем делать впервые, а свои умения в конечном счете вы продемонстрируете на итоговой аттестации в 9 классе.

Каждый день мы извлекаем жизненные уроки. Сегодня у нас будет незримо присутствовать на уроке мудрый Учитель. Его жизненный опыт неоценим, он оставил нам огромное нравственное наследие – его имя Дмитрий Сергеевич Лихачев. Его «Уроки» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. СЛАЙД 2

Д.С. Лихачев писал: "Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется",- писал Д.С.Лихачев.

«Письма о добром» (46 шт.). Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

СЛАЙД 3 Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

СЛАЙДЫ 4-5 В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом».

Мы сегодня будем знакомиться с Письмом 17. СЛАЙД 6

Выразительное чтение письма  (аудиозапись)

Словарная работа

Достоинство -, - а, ср. 1. Положительное качество.  В спектакле много достоинств. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Чувство собственного достоинства. 3. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковский билет достоинством в 25 рублей. 4. То же, что титул (устар.) Графское достоинство.

  • Какое из этих значений применимо к этому тексту?

Беседа с классом.

  • Что такое тема текста? СЛАЙД 7
  • Определите тему этого текста.

(Спор).

  • Что такое основная мысль текста? Определите основную мысль этого текста.

(Уметь спорить с достоинством).

  • Что отражает заголовок письма Д.С.Лихачева?

(Основную мысль).

  • Что в этом тексте пытается выяснить автор? Найдите в тексте предложение

(Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?)

  • Это ключевой вопрос текста. Как же, по мнению Лихачева, ведет себя умный спорщик?

(выслушивает, задает вопросы, переспросит, вежливо и спокойно, уметь принять правоту противника)

  • О каких недозволенных приемах говорит Д.С.Лихачев?

(обвинять, ты сам такой, поговорим о другом, кричит)

  • У нас в тексте встретилось слово «дискуссия». Определим его значение по словарю

Дискуссия, и, ж. (спец.) – Спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия. Вступить в дискуссию.

  • Чем будет являться слово «дискуссия» по отношению к слову «спор»?

(Синонимом. Т.е. в речи это взаимозаменяемые слова во избежание тавтологии).

  • Найдите в тексте качества, определения, которыми наделяет Лихачев человека, умеющего вести спор.
  • (Интеллигентность)

Интеллигентный, -ая, -ое, -тен, -тна.  Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой.

  • Интеллектуальный, -ая, -ое, -лен,- льна. Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом.

(Вежливость)

  • Вежливый, -ая, -ое. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
  • Самоуважение

Самоуваже́ние; Самооце́нка — объективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени.

Самоуважение включает в себя как мнение о себе (например, «я компетентен/некомпетентен», «я популярен/непопулярен»), так и связанные с этим эмоции (например, торжество/отчаяние, гордость/стыд). Оно также отражается на поведении (например, настойчивость/робость, уверенность/осторожность).

Уважение, -я, ср.  Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинтсв.

  • Умный, вежливый, умелый
  • Обобщим портрет СЛАЙД 8

Работаем по структуре текста.

  • Сколько в тексте логических частей?

1. Вступление (1-3 абзацы)

2. Основная часть

- умный спорщик

- недозволенные приемы

3. Заключение. Позиция автора. СЛАЙД 9

  • Текст Письма содержит в себе 380 слов.
  • Что проверяют при написании изложения? СЛАЙДЫ 10,11,12
  • Сжать – это значит выбрать главное, существенное. Нельзя искажать содержание.

  • Существует 3 приема сжатия текста. СЛАЙД 13

1. Обобщение

Замена ряда однородных членов обобщающим словом, замена родовых понятий видовыми

2. Сокращение

Отказ от повторов, замена сложного предложения простым

3. Упрощение

Замена несколько простых на одно сложное

  • Дома вам надо будет воспользоваться приемами сжатия и произвести реконструкцию текста.

Попробуем поработать в группах.

- О…

Рефлексия:

  • Чему же нас сегодня учил Д.С.Лихачев.

Уметь спорить с достоинством.

  • А чему мы учились сегодня на уроке.

Приемам сокращения текста.

Д/З: СЛАЙД 15

1) Записать текст, применив приемы сжатия текста.

2) выделить орфограммы,

3) готовимся  к сжатому изложению.

4) ТЕКСТ  http://orthgymn.ru/publish/likhachev/khrestomatia/letters/17.php

 



Предварительный просмотр:

Письмо семнадцатое
УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, — это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).

Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т.д.

Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.

Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:

«— Милая, это пестро!

— Ах нет, не пестро!

— Ах, пестро!»

Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».

(Дмитрий Сергеевич Лихачев

«Письма о добром»)

380 слов

http://orthgymn.ru/publish/likhachev/khrestomatia/letters/17.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сжатому изложению в 9 классе

Познавательный урок-презетация, на  котором  учащиеся продолжают подготовку к написанию сжатого изложения. В презентации представлены способы сжатия текста, даётся памятка, тексты дпя сжатия...

Подготовка к сжатому изложению

Урок "Подготовка к сжатому изложению" предназначен для учащихся 9-ых классов...

учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению

. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА)....

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"

     Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...

Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...