Редактирование текста (подготовка к сжатому изложению за счёт исключения второстепенного материала и обобщения)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок развития речи в 9 классе (подготовка к ГИА)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи (9 класс)
Тема урока: Редактирование текста (подготовка к сжатому изложению за счёт исключения второстепенного материала и обобщения)
Цели урока: продолжить работу над сжатым изложением, как это требуется на экзамене (ГИА) по русскому языку.
Ход урока:
1.Определение цели урока.
-Вспомните, какой формой сжатия мы воспользовались, когда писали работу о творчестве Сергея Есенина? (замена прямой речи косвенной).
-Сегодня мы будем учиться сокращению текста за счёт исключения второстепенного материала и обобщения на примере текста Сергея Михалкова, который есть у каждого из вас.
-Во время работы с текстом вы будете записывать замечания и указывать сокращения прямо на полученных листах.
2.Чтение текста вслух.
3.Беседа по вопросам.
-О чём этот текст? (о Москве, её внешнем виде, об отношении автора к Москве).
-Какова его основная мысль? В каком предложении(-ях) она заключается? (Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем).
-Какой тип речи использует автор? (описание с элементами рассуждения)
-Что описывается? (Москва, её площади, переулки, интересные места).
-О чём рассуждает автор? (Москва - лучший город в мире).
-Какие доводы приводит автор? (Москва бесконечно разнообразна. Славное прошлое прошлое Москвы: названия улиц, площадей).
-Какой стиль и с какой целью использовал автор? Назовите его отличительные признаки.
Стиль публицистический. Его задача: воздействовать на слушателя или читателя с целью формирования у него определённого отношения к тем или иным проблемам жизни. Средство общения – логические доводы. Речь, как правило, эмоциональная и экспрессивная, может достигать пафоса, страстного воодушевления).
-Подтвердите это примерами.
Лексические средства: торжественная, научная лексика (святые камни Москвы, крупнейший мировой центр, шедевры, национальная культура).
Яркие эпитеты – сказочный храм, фантастические купола, гордые и нарядные соборы, святые камни.
Сравнения – соборы, как зажжённые свечи; он(город) есть у тебя также, как есть мать, родина, небо над головой.
Синтаксические средства – односоставные предложения (идёшь по Москве и чувствуешь...Можно бессчетно приходить…). Предложения с однородными членами. Повторы слов и союзов.(Сохранились до сих пор дома…Сохранились уголки литературной и театральной Москвы).
4.Составление плана.
-На сколько микротем вы разделили бы текст? (на 4)
Составим с вами цитатный план. Запишем его под текстом.
Цитатный план
- «Москва остаётся для меня лучшим городом в мире».
- «Москва бесконечно разнообразна».
- «…когда забывается история…начинается низкопоклонство.. импортному»
- «Я люблю сегодняшнюю Москву».
- Работа над сокращением (сжатием) текста.
Чтение1-й части.
-Какую часть микротемы можно оставить без сокращений? (Хотя детство…городом в мире). Отметим её на бумаге.
-Что служит доказательством, что Москва – лучший город в мире? Что описывается? Подчеркните ключевые слова.
Ключевые слова 1-й части
Красная площадь, храм Василия Блаженного, Кремлёвская стена, площади, переулки.
-Какое ощущение возникает у автора от увиденного? (дух захватывает)
-Как можно исключить избыточную информацию, выразить мысль обобщённо? С каких слов можно начать?
Обобщение в 1-й части:
Дух захватывает, когда смотришь на красоту и мастерство русских зодчих: на Красную площадь, храм Василия Блаженного, малиновую Кремлёвскую стену и соборы за ней.
-Что мы оставим без изменений? (Святые камни Москвы. – Москва бесконечно разнообразна).
Ключевые слова 2-й части
сверкающие, оживлённые улицы, переулки, переулки пушкинских и лермонтовских времён, уголки литературной и театральной Москвы прошлого
Обобщение во 2-й части:
Здесь и сверкающие, оживлённые улицы, старинные задумчивые переулки. Здесь сохранились до сих пор дома пушкинских и лермонтовских времён, уголки литературной и театральной Москвы прошлого.
-Как бы вы передали основную мысль этого отрывка, используя всего одно предложение?
Обобщение 3-й части:
Многие туристы ахают, восхищаясь чужестранными красотами, а своего родного не знают и не ценят.
-Что оставим в третьей части без изменений? Какой вывод запишем? («Именно так…»).
Чтение 4-й части
-Какую часть текста можно исключить и почему? (С её новыми широкими проспектами…).Об этом уже упоминалось ранее.
6. Чтение сжатого отредактированного текста
1) Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни побывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Дух захватывает, когда смотришь на красоту и мастерство русских зодчих: на Красную площадь, храм Василия Блаженного, малиновую Кремлёвскую стену и соборы за ней. . Надо только смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.
2) Святые камни Москвы – летопись, бережно хранящая имена поэтов, писателей, художников, воинов, связавших с ней свою жизнь и судьбу.
Москва бесконечно разнообразна. Здесь и сверкающие, оживлённые улицы, старинные задумчивые переулки. Здесь сохранились до сих пор дома пушкинских и лермонтовских времён, уголки литературной и театральной Москвы прошлого. Это – живая история, культура и гордость наша.
3) Многие туристы ахают, восхищаясь чужестранными красотами, а своего родного не знают и не ценят. Да, именно так и рождается непонимание своей исконной, национальной культуры.
4) Я люблю сегодняшнюю Москву.
Москва сейчас – один из крупнейших мировых центров культуры.
Сегодняшняя Москва – стремительная, трудовая и праздничная – очень хороша. Но нельзя не восхищаться и старой Москвой.
Жизнь народа, его судьба, даже, пожалуй, его настроение – то озорное, то торжественное – отражается в названиях улиц и площадей. Маросейка, Лубянка, Поварская, Охотный ряд, Ильинка, Девкин переулок, Кудринская площадь, или Кудринка, как звал её живший неподалёку Чехов.
Мы не можем, к сожалению, восстановить и сохранить всё то, что напоминает нам о славном прошлом нашей столицы. Зарисовать, списать, сфотографировать – всё это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем.
И всё начинается с детства. (267 слов)
7. Выводы: Какие способы сжатия мы использовали?
Трудно ли это было делать?
8. Домашнее задание.
Неотредактированный текст
1) Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни побывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город. Он есть у тебя так же, как есть мать, родина, небо над головой, воздух, которым ты дышишь. Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими цветными фантастическими куполами. Он как бы вобрал в себя красоту и мастерство русских зодчих. И тут же малиновая Кремлёвская стена, а за ней – соборы, встают как зажжённые свечи, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства. 2) Святые камни Москвы – летопись, бережно хранящая имена поэтов, писателей, художников, воинов, связавших с ней свою жизнь и судьбу. Москва бесконечно разнообразна. На её сверкающие, оживлённые улицы спешишь, когда на душе радостно и хочешь побыть среди людей. В старинные задумчивые переулки её идёшь, когда хочется поразмыслить о чём – нибудь, сосредоточиться, остаться наедине с собой. Эта Москва задумчива, есть в ней переулки пушкинских и лермонтовских времён. Сохранились до сих пор дома, где бывали великие русские поэты, писатели, композиторы, художники. Сохранились уголки литературной и театральной Москвы прошлого. Это – живая история, культура и гордость наша. 3)Я говорю об этом потому, что когда забывается история, то неизбежно начинается низкопоклонство, нигилизм, раболепное поклонение всему, на чём стоит штамп: «импортное». Иные бросают пренебрежительно: «В старой, пыльной, купеческой Москве…» И пренебрежительно относятся к тому, что их окружает. «Подумаешь, какое-то старьё! Вот там, за рубежом, - это шедевры». И поддерживается эта уверенность рассказами своих же туристов, которые охают и ахают, вспоминая чужестранные красоты, а своего родного не знают и не ценят. Да, именно так и рождается непонимание своей исконной, национальной культуры. 4) Я люблю сегодняшнюю Москву с её новыми широкими проспектами, щедро залитыми светом, с лёгкими мостами, взлетающими над рекой, с пестротой реклам, афиш художественных выставок, концертов, спектаклей. Москва сейчас – один из крупнейших мировых центров культуры. Сегодняшняя Москва – стремительная, трудовая и праздничная – очень хороша. Но нельзя не восхищаться и старой Москвой. Жизнь народа, его судьба, даже, пожалуй, его настроение – то озорное, то торжественное – отражается в названиях улиц и площадей. Маросейка, Лубянка, Поварская, Охотный ряд, Ильинка, Девкин переулок, Кудринская площадь, или Кудринка, как звал её живший неподалёку Чехов. Мы не можем, к сожалению, восстановить и сохранить всё то, что напоминает нам о славном прошлом нашей столицы. Зарисовать, списать, сфотографировать – всё это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. И всё начинается с детства. | Исключить избыточную информацию, выразить мысль обобщённо. Исключить избыточную информацию, выразить мысль обобщённо Исключить избыточную информацию, выразить мысль обобщённо Исключить поясняющие примеры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"
Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...
Подготовка к сжатому изложению текста
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся...
Подготовка к сжатому изложению текста публицистического стиля
Презентация знакомит учащихся 7 класса с порядком работы над изложением текста, приемами компрессии, дает примерный вариант сжатия текста по материалам методических рекомендаций к УМК М.Разумовской. М...
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ...
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...